Поэма «Демон» - лирическая история любви черной силы и земной женщины. Образ и характеристика Тамары в поэме Лермонтова «Демон» с цитатами более реальны, чем описание злого духа. Оба персонажа – собирательные образы людей, подменяющих любовь страстью, ложью и злобой.

Внешность Тамары

М.Лермонтов создал образ красавицы, чью внешность невозможно описать словами. В тексте идет противопоставление рая и ада, неба и земли. Тамара удивляет красотой: «влажный взор» «из-под завистливой ресницы» с «черной бровью». Княжна не идет, а «скользит, плывет» по ковру. Такие эпитеты навевают мысли об ангельской натуре девушки, ее воздушности и легкости. Движения княжны нежны и милы, «ее божественная ножка», волна «шелковых кудрей» расцветают на фоне красивых Кавказских пейзажей. Автор, описывая очарование красавицы, уточняет: она дочь грузинского князя, обычная девушка. Внешность Тамары удивляет и восхищает, образ нетипичен, такие красавицы редко появляются на земле, но в том и прелесть природы, что она индивидуальна и уникальна.

Характер княжны

Молодая грузинская княжна выросла на берегах вольной реки Арагвы.

«Высокий дом, широкий двор»

Символизируют достаток и роскошь, в котором растет девушка. Беззаботная семья живет «не зная горя». Отец, седой Гудал, долго создавал для семьи такие условия. Тамара весела и безмятежна. Она по-детски улыбается, играет и резвится. Молодость девушки сравнима со свободой, дыханием ветра. Наследница Гудала – это жизнь во всех ее проявлениях. Она идеальна внешне, нет слов, характеризующих ее ум, но читатель понимает, что у Тамары множество достоинств. Романический идеал чистоты, совершенства, женственности и молодости. Тамара верит в счастье, любовь и искренность. Именно вера и привела ее в руки Демона, потерявшего все ценное, что он получил от Неба.

Тамара и жених

Грузинская княжна сосватана за молодого князя. Он двигается к дому невесты с караваном, груженным дарами. Тамара ждет жениха со смущением, ее пугает переезд в неизвестный дом. Тамара танцует с подружками, играет на бубне. На пир собирается большая семья Гудала. Девушка рыдает по погибшему от рук разбойников юноше, не ставшим ей мужем. Она плачет и тоскует. Жених красив и счастлив.

«…Цветными вышито шелками его седло», «…Оправа сабли и кинжала блестит на солнце…».

Какой красивой парой были два молодых человека! Жених подался Демону и поспешил к княжне:

«Он в мыслях под ночною тьмою, Уста невесты целовал».

Жертва Демона

Тамара грустит и горюет о своей судьбе и смерти жениха, а злой дух является ей в образе красавца

« …с глазами, полными печали, И чудной нежностью речей».

Начинается общение княжны с Демоном. Наивная чистая душа становится грешной мечтательницей:

«…лампада грешницы младой», «…Хранитель грешницы прекрасной…».

Лукавый дух вселяет в сердце терзания и мечту. Тамара просит отца отвести ее в монастырь. Она пытается бороться с Демоном, но понимает, что одной ей не справится с навязчивыми желаниями:

«Я гибну, сжалься надо мной!».

В священной обители ее защитит Спаситель. Девушка отказывается от будущего, толпа женихов остается без красавицы.

Трагичность любви

Монахиня оказывается в священном месте, но в сердце звучат те же слова.

«Знакомый образ иногда Скользил без звука и следа В тумане легком фимиама…».

Он меняет мир вокруг Тамары, он становится серым:

«Весь мир одет угрюмой тенью».

Тамара сидит у окна келья, она ждет того загадочного мужчину, который обещает ей счастье в любви. Девушка очарована речами, она поддается соблазну и гибнет от страстного поцелуя, наполненного ядом. Тамара смотрит на любимого

«…с последней мольбой…».

«Мучительный, ужасный крик»

Это прощание с жизнью. Как беспечна и весела была красавица, так быстро, мгновенно умирает.

«Злой дух торжествовал!».

Уже нет того страстно влюбленного, девушка ошиблась. Никто не может помочь Тамаре. Ангел защищает ее душу и уносит ее в рай, оставляя злобного духа одного со своей победой над земной красотой. Милая девушка лежит в гробу, быстро пролетает время и уже

«…не напомнит ничего О славном имени Гудала, О милой дочери его!».

Дух улетает на поиски новых жертв, а Земля дарит Миру новых красавиц.

Лермонтов М. Ю великий русский поэт. Поэма "Демон" имела для Лермонтова огромное значение. Он писал ее всю свою жизнь. В самом стихотворении написана история любви и земной женщины.

Тамара является главной героиней поэмы Лермонтова. Автор поэмы описывает Тамару как молодую, девушку которую преподносит как эталон. В своём произведение Лермонтов создал образ красавицы, внешность которой не опишешь словами. Автор восхищается Тамарой так как будто она принцесса, эталон но в то же время, отмечает, что она дочь грузинского князя, то есть обычная девушка. Удивительной красотой обладает девушка и автор отмечает это красивыми эпитетами про красивую походку « не плывет, а скользит»,сразу навевает английской девушкой. Вид у Тамары удивленный, нетипичный. Автор отмечает, что такие красавицы редки на земле, но это красота природы, в том, что она индивидуальна и неповторима.

Говоря о характере героини, поначалу характер автор поэмы не раскрывает, хотя стоит отметить, что каждый персонаж Лермонтова сделан весьма неопределенно, что затрудняет анализ их личности. Но, так или иначе, мы все же прочитав поэму мы знакомимся с персонажем Тамарой чуть ближе. Можно отметить как человека, который очень, много мечтает. Как любая молодая девушка, она хочет обрести любимого человека с которым она будет жить всю свою жизнь. Душа девушки чиста и прекрасна. Тамара представлена автором в романтическом образе,она обаятельна,добродушна,одним словом идеал. Так же Тамаре характерны другие, более возвышенные черты, например та же смелость. Она изо всех сил борется против демона, не позволяя ему быть в ее жизни, чтобы не подвергнуться его уловкам,она не верит ему,несмотря на все его сладкие речи,которые показывают нам ее как человека с очень сильной волей.

Завершая свою повесть, автор не смотря на смерть героине, все так же восхищается ее улыбкой,взглядом.Она даже в гробу по эго описанию лежит невинна, чиста, все так же загадочно красива. Лермонтов в своей пьесе показывает притягательность добра и зла.Идея автора донести до читателя, что вся жизнь это борьба между добром и злом.

`

Популярные сочинения

  • Анализ произведения Солнечный удар Бунина (11 класс)

    История создания. Увлеченный темой любви в 20-годы, И. А. Бунин приступает к созданию очередного рассказа на эту тему под названием «Солнечный удар». Об изданной истории любви читатель узнает из этого произведения

  • Сочинение по картине Первое цветение Ромадина (описание 7 класс)

    На картине все очень красиво… Главное – такие приятные цвета: светло-зеленый, желтоватый… Всё кажется просто прозрачным, особенно воздух. Чувствуется прохлада весеннего дня и тепло солнечных лучей. Красота!

  • Сочинение Письмо Васютке из произведения Васюткино озеро Астафьева

    В письме к Васютке я хотел бы подчеркнуть многие черты его характера, ведь когда человек занимается каким-либо делом, и даже во времена своего бездействия, человек показывает свой характер.

Калиничева Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Холбонской СОШ

Муниципального района

«Шилкинский район»

Забайкальского края.

Литературно-романтический смысл образов Демона и Тамары в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Творчество великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, проникнутое призывом к свободе и счастью, сыграло огромную роль в развитии русской и мировой литературы. Проблематика произведений М.Ю. Лермонтова весьма разнообразна. Одна из наиболее волнующих поэта проблем – демонизм. Философы 19 века писали о диалектике зла, опасаясь его воцарения в душах людей. Тема бесов, демонизма, мёртвых душ была отнюдь не случайной в то время. Идея сверхчеловека витала в воздухе. Один из идеалов мятежного, беспокойного века – сильная личность, способная подчинить разум и волю людей. М.Ю. Лермонтов серьёзно разрабатывал проблему демонизма, осознавая в себе самом его признаки. В шестнадцать лет поэт напишет:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня ...

Демонизм превращает человека в «сверхчеловека», наделяя его богоборческими чертами вселенской гордости, самолюбия, презрения к миру. Юный Лермонтов ощущал притягательную для людей силу зла, ведь в этом проявилась греховная сущность человека.

Бестианский романтизм в полной мере отразился в поэме «Демон», произведении загадочном и противоречивом. Лермонтов работал над "Демоном" довольно долго, с 1829 г. по 1841г.
В его основе лежит библейская легенда о духе зла, низвергнутом с неба за восстание против Бога. Наряду с этим в фольклоре народов Кавказа были широко распространены предания о горном духе, погубившем девушку-грузинку. Глубокий философский и психологический смысл произведения скрыт под великолепным мистическим сюжетом. Действие разворачивается на фоне поразительного по своей красоте романтического пейзажа.
Демон, дух изгнанья, полюбил земную женщину, княжну Тамару. Пленённый её красотой, Демон хочет изменить свою жизнь, впустив в своё одинокое и холодное сердце любовь. Но героям не суждено быть вместе. Тамара умирает, а её душу забирает ангел. Демон же опять превращается в бездушное чудовище.
Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" является падшим ангелом. Демон, безусловно, романтический герой. Он страшно одинок, разочарован, противопоставлен всему божьему миру. Он страдает от того, что является игрушкой в руках сил, неподвластных ему. Демон низвергнут с небес. Ему уготован удел вечного скитальца, ненавидимого всеми и всех ненавидящего. Эпитет «печальный» сразу задаёт тон повествования. Нет ничего радостного в жизни вечного изгнанника. Лермонтову удаётся создать впечатление неземного величия и исключительности своего героя, так как пейзаж вокруг него поистине космический: кометы, светила, вечные туманы. Особую торжественность придают тексту старославянизмы. Демон - исключительная и таинственная личность, которая пребывает в необычайных обстоятельствах. Он вынужден творить зло на земле. Таков его удел. Но приносит ли это удовлетворение герою? Ничуть. «Он сеял зло без наслажденья». Почему? Потому что люди охотно поддавались ему, давая волю тёмным сторонам души. И «зло наскучило ему». Демон теряет смысл существования, он глубоко несчастен. Пролетая над горами Кавказа, демон замечает дикую красоту природы. Возвышенная поэтическая лексика помогает нам увидеть романтический пейзаж глазами художника Лермонтова. Однако герой остаётся равнодушным. Ещё бы! Ведь это творение его врага. Пейзажи Грузии не менее прекрасны и величественны, нежели всё, что до этого наблюдал Демон. В них есть согревающее присутствие человека. Но что могут люди сделать или сказать такого, что удивило бы Демона? «И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел». И вот Демон замечает красавицу Тамару. Автор рисует поистине божественную красоту:

С тех пор как мир лишился рая,

Клянусь, красавица такая

Под солнцем юга не цвела .

Демон взволнован. В его пустой и холодной душе, оказывается, есть место для красоты, добра и правды? Он испытывает бурю эмоций, как слепой, внезапно увидевший великолепие мира:

В нем чувство вдруг заговорило

Родным когда-то языком.

То был ли признак возрожденья ?

Кажется, герой нашёл путь к возрождению, к возвращению в царство света. Однако далее мы наблюдаем события, которые происходят с женихом Тамары. Спеша к невесте, он забывает помолиться у часовни и, как следствие, становится добычей злых сил. Жених погибает – Тамара свободна. Закрадывается сомнение: а так ли уж чиста и бескорыстна любовь Демона? Не он ли, злой дух, преградил путь избраннику княжны? Демон спешит утешить Тамару. Он нашёптывает ей слова утешения:

«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!

Твоя слеза на труп безгласный

Живой росой не упадет …»

Демон старается обольстить Тамару, вытеснить собой образ возлюбленного из её души, и это ему удаётся. Тамара во власти Демона. Читатель воспринимает её чувства через ключевые слова: «умер», «смятенье», «печаль», «испуг», «рвала», «огонь», «возмутил», «грустно». Отныне Тамара обречена на страдание. Поняла ли она, кто был её ночной утешитель? Конечно. Тамара умоляет отца поместить её в монастырь, так как боится Демона:

Меня терзает дух лукавый…

Отдай в священную обитель

Дочь безрассудную свою;

Там защитит меня Спаситель

Тамара находит в себе силы противостоять влиянию Демона. Она тоже сильная натура. Может быть, именно это почувствовал в ней мятежный дух и посчитал её равной себе, способной стать достойной спутницей ангела ада.

В обители Тамара старается молиться, но зерно соблазна уже дало ростки в её душе. Для неё нет божественной благодати. Героиня испытывает мучения, страх, тоску. Разум и самообладание оставляют девушку:

Перед божественной иконой

Она в безумье упадёт

И плачет…

Святым захочет ли молиться –

А сердце молится ему

Демон симпатичен нам, потому что он симпатичен автору. Мы проникаемся сочувствием к герою, начинаем оправдывать некоторые его поступки. Нечеловеческие слёзы Демона прожигают не только камень, но и сердце читателя. Однако автор предостерегает: зло, даже если оно обольстительно, всё равно губительно для человека. Настораживает фраза:

была минута,

Когда казался он готов

Оставить умысел жестокой .

Значит, всё-таки Демон задумал недоброе, значит, зло неисправимо? Какие слова он находит, чтобы соблазнить Тамару! Он бросает к её ногам целый мир, всю вселенную. Демон старается пробудить в душе героини жалость, обвиняя небеса во всех своих бедах. Он убеждает возлюбленную в том, что зло, которое он творил, было задумано не им, а высшими силами, Богом. Никакие мольбы Тамары не принимаются им во внимание. Он убеждён в своей исключительности и правоте. Демон считает, что вечность, власть над миром и его любовь – достойная плата за благосклонность героини. Но Тамаре не важны власть и неземные блага. Она, как всякая женщина, мечтает о любви. Героиня любит Демона, но любовь эта греховна, в ней нет ничего от света и добра. Её необыкновенный возлюбленный испытывает в решающую минуту лишь торжество обладания!

В финале поэмы Демон – «бездны адский дух», который борется за обладание юной душой с силами добра. Он встаёт на пути ангела, уносящего душу Тамары в царство небесное. Погубив Тамару, он больше не испытывает любви к ней. Теперь он стал самим собой:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,-

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица .

И героиня, однажды обманутая им, также прозревает и сопротивляется. Поэма завершается победой Добра над Злом. Демон бессилен перед Творцом:

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви !..

Лермонтов создал, безусловно, прекрасный романтический образ, притягательный и завораживающий. Демон глубок, трагичен, в нём сильны богоборческие устремления. Он бунтарь и романтик, противопоставивший себя Богу. Личность его обладает притягательностью настолько, что читатель оказывается перед необходимостью оправдания поступков этого сильного героя. Нельзя не согласиться с высказыванием критика Белинского, который утверждал, что «Демон… тем и страшен, тем и могущ, что едва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины». В произведении можно наблюдать эволюцию образа Демона, связанную с изменением взглядов поэта на проблему демонизма. За 12 лет Лермонтов многое переосмыслил и стал склоняться к общепринятой точке зрения: Бог – это добро, красота, правда, а Демон – лживый, лукавый и злобный дух ада. Поэтому финал поэмы предопределён.

Романтический образ Демона создан гением М.Ю. Лермонтова и останется в литературе сверкающей недосягаемой вершиной, покорить которую пока никто не в силах.

Библиография.

    Горелов, А.Н. Мятежный гений /А.Н. Горелов //Очерки о русских писателях. Л.: Советский писатель. – 1984.

    Зонов, Д.С. Лермонтов и русская критика /Д.С. Зонов //М.Ю. Лермонтов в русской критике. М.: Государственное издательство русской литературы. – 1955.

    Лермонтов, М.Ю. Демон / М.Ю. Лермонтов // Стихотворения, поэмы, Маскарад, Герой нашего времени. М.: Художественная литература. – 1981.

    Шер, Н.С. Михаил Юрьевич Лермонтов / Н.С. Шер //Рассказы о русских писателях. М.: Детская литература. – 1982.

Образ Демона в поэме «Демон» - это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, - это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века - это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» - это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон - это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

Характеристика Демона

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару - земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон - это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон - это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Образ Кавказа в поэме «Демон»

Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Характеристика Тамары

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа - чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

  • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
  • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
  • Темы

    • Любовь . Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
    • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
    • Одиночество . «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
    • Вера . Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.
    • Идея

      Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

      Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

      Проблематика

      Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

      Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

      Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

      Критика

      В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
      Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

      Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!