Устройство

Коттон-джин представляет собой деревянный ящик в котором вращаются два цилиндрических вала. На переднем насажены круглые пилы, а на заднем - щетки.

Над этими двумя валами находится ящик, дно которого состоит из колосниковой решетки, в отверстиях которой и вращаются пилы при работе джина. Работа состоит в том, что хлопок с семенами падает в ящик, пилы захватывают его снизу своими зубьями, проталкивают сквозь решетку и при вращении (в 300 оборотов в минуту) передают его сзади их находящимся щеткам, которые работают в 3-4 раза быстрее, то есть со скоростью 1000-1200 оборотов и более, и образуют такую сильную тягу, что волокна хлопка быстро отлетают от них и в открытом помещении разлетаются во все стороны.

В настоящее время почти во всех джинах имеются особые приспособления, так назыв. конденсеры, которые собирают все эти хлопья вместе и выпускают их в виде бесконечного полотна. Семена же хлопка, которые не могли пройти вместе с хлопком через отверстия решетки джина, отрываются от волокна и падают в передней части джина. Для облегчения подачи хлопка в ящик джина имеются ещё так называемые фидеры, или питатели , то есть приспособления, в которые сваливается хлопок, а оттуда он уже автоматически падает в ящик, то есть в камеру джина.

История изобретения

Хотя патент на изобретение и был выдан Эли Уитни , некоторые исследователи оспаривают его авторство, указывая, что есть основания полагать, что изобретение, или, по крайней мере начальная концепция принадлежит Кэтрин Литлфильд-Грин (Catherine Littlefield Greene), землевладелице у которой Уитни арендовал ферму. Поскольку американское законодательство того времени не позволяло выдавать патенты женщинам, она якобы обратилась к Уитни с просьбой получить патент на его имя.

Однако есть еще более веские свидетельства, основанные на архивных записях патентного ведомства США указывающие на то, что аналогичная конструкция была предложена двумя годами раньше механиком Генри Холмсом.

Социально-экономические последствия изобретения

Изобретение оказало существенное влияние на мировую экономику, многократно удешевив процесс получения хлопка.

Для США эффект коттон-джина был еще более значимым: с одной стороны изобретение послужило толчком к промышенной революции в южных штатах, с другой - резко повысило экономическую эффективность рабовладельческого хозяйства.

Ряд историков придерживается мнения, что тем самым изобретение продлило существование рабовладельческого строя на юге на несколько десятилетий, без него рабство отмерло бы гораздо раньше из-за экономической несостоятельности.

Ссылки

  • Музей Эли Уитни (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хлопкоочистительная машина" в других словарях:

    Капитализм - (Capitalism) Капитализм это общественно экономическая формация, основанная на частной собственности, эксплуатации наёмного труда и признающая главенство капитала История капитализма, модели капитализма, основные понятия капитала, становление… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Уитни. Эли Уитни Эли (Илай) Уитни (англ. Eli Whitney; … Википедия

    Эли (Илай) Уитни (англ. Eli Whitney, 1765 1825) американский изобретатель и промышленник. Изобрёл хлопкоочистительную машину (коттон джин), одним из первых сконструировал фрезерный станок, заложил основы организации массового производства в… … Википедия

    Здесь представлен список изобретателей, которые обогатили мир, сделали изобретения, которыми пользуется всё человечество. Помимо имени изобретателя даются годы его жизни и страна (или страны), в которой он жил и работал, а также наиболее значимые … Википедия Википедия

    Промышленный переворот на северо-востоке США в 19 в. - К концу XVIII в. возникают технические предпосылки промышленного переворота. Промышленный переворот в США, как и в Англии, начался с хлопчатобумажной промышленности. Сэмюэл Слейтер в 1790 г. построил прядильную мануфактуру по английскому образцу … Всемирная история. Энциклопедия

    Запуск космического корабля Аполлон 11 с Космического центра Кеннеди на Луну в 1969 г. Технологическая и индустриальная история США описывает формирование наиболее мощной и техно … Википедия

Примечание. С дефисом пишется ряд сложных прилагатель­ных, части которых обозначают неоднородные признаки, напри­мер: народно-освободительное движение (народное освободитель­ное), научно-популярный журнал (научный популярный), учеб­но-производственные мастерские (учебные производственные).

Следует иметь в виду, что среди сложных прилагатель­ных много традиционных написаний, например: всемир­но-исторический (но: всемирно известный), народно-по­этический. Поэтому при сомнениях в их написании следу­ет обращаться к орфографическому словарю,


  1. В первой основе сложных прилагательных пишется од­но к, если она образована от существительного на н, и пишет­ся нн, если она образована от прилагательного с нн, напри­мер: вагоноремонтный завод (завод по ремонту вагонов), но вагонно-паровозный парк (парк вагонный и паровозный).

  2. соро­каградусный, двадцатипятиметровый.
252. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагатель­ные и запишите их вместе с существительными (сложные прила­гательные везде ставьте перед существительными).

1) Машина (которая очищает хлопок); 2) трубка (кото­рая проводит пар); 3) бумага (чувствительная к свету); 4) завод (где строятся корабли); 5) фабрика (на которой прядут шёлк); 6) выработка (средняя за год); 7) культура (Древней Руси); 8) ветер (с северо-запада); 9) рабочие (фабрик и заводов); 10) словарь (русский и французский); 11) промышленность (кожевенная и обувная); 12) литера­тура (по сельскому хозяйству); 13) секция (шахматная и шашечная); 14) завод (где ремонтируют вагоны); 15) депо (вагонное и паровозное).

253. От данных слов образуйте сложные прилагательные.

(Тёмный) коричневый костюм, (светлый) зелёная ткань, (бледный) лиловый цвет, (яркий) красный ситец, (иссиня) чёрные волосы, (изжёлта) оранжевый мандарин, (розова­тый) жёлтые плоды, (белый) снежная скатерть, (синева­тый) голубое небо, (матовый) бледное лицо, (серебристый) серый песец, (васильковый) синие глаза, (янтарный) жёлтые лимоны.

254. Спишите, образуя сложные прилагательные.

1) Ель уходит остриём в... бездонную (купол)образную синеву. (Бун.) 2) Накануне вечером со стороны (север)вос-точной опять появился туман. (Аре.) 3) Озаряемые сияни­ем луны, палатки нашего бивака казались (иссиня)белыми. (Аре.) 4) Над (не)обозримой степной р..вниной, куда к (прозрачный)зелёному небосклону убегало шоссе, плыли в (бледный)голубом небе лиловатые облака. (Бун.) 5) Мы плыли в сплошной (молочный)белой пелене, закрывшей бе­рег и море. (С.-М.) 6) Грозно горело на (чёрный)воронёном небе белое созвездие Ориона. (Бун.) 7) Склоны сопки, на которую поднялся Алексей, покрывал (низкий)рослый дуб­няк. (В. Аж.) 8) По холодному бледному небу уныло полз­ли лохмотья (изжёлта)серых облаков. (В. Аж.) 9) Беридзе и инженер подошли к центру площадки, где рыли котло­ван под здание (насосный)дизельной станции. (В. Аж.) 10) (Жёлтый)крылые бабочки перелетают с травки на травку. (Л. Т.) 11) В тесной гавани на (рыба)ловных ботах были развёрнуты для просушки (разный)цветные паруса. (Пауст.) 12) До полудня лежала (свинцовый)тяжёлая, обильная роса. (Шол.)

255. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреб­
лении прилагательных. Спишите, исправляя предложения.

1) Коробочка была бережная хозяйка. 2) Гостиную Со-бакевича украшали представительные собой люди. 3) Пар­тизаны продвигались в неприглядной тьме. 4) В течение цельных суток лил дождь. 5) Боязно оглянувшись, жен­щина осторожно переступила порог и остановилась. 6) Хи­мия очень завлекательная наука. 7) На родине поэта уста­новлен мемориальный памятник.

256. Спишите. Обозначьте суффиксы прилагательных.

Авантюра - авантюрист - авантюристический; аван­гард - ав..нгардный; аллегория - ал..горический; бре­зент - брезентовый; кипарис - кипарисовый; фанта­зия - фантастика - фантастический; оптимизм - опт..мист - оптимистический; пессимизм - пес.мист - пес.мистический; атлет - тяжёлая..тлетика - ..тлетиче-ский; эстафета - эст..фетный; кульминация - кульмина­ционный; миниатюра - миниатюрный; монумент - монументальный.

257. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их
употребление. Составьте схему выделенного предложения.

Ока один из волжских пр..токов уступающий по длине лишь Каме начинается в (широко) листв..ных лесах значи­тельно южнее Москвы. В верхнем течен.. реки можно ознакомиться с (Белев) (Чекалин) (Калуга) (Алексин) (Сер­пухов) и другими старинными ру..кими городами. Чу­десные берега возле города Тарусы запечатлены в картинах написанных художник.. (Поленов). Недостатка в (живопис­ных п..йзажах нет однако ни в нижн.. ни в средн.. течен.. Оки. Какие тут (изумрудно) зелёные луга какие дубравы!

Ока перес.кает земли на которых наши предки осели (тысяч..)летия назад и поэтому картины героического про­шлого во..кресают перед нами при (путешествии по реке. Жителям не раз преходилось отбывать натиск врагов на­ступавших на Русь.

258. Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «От­
ражение в воде». Отметьте характерные для этого текста средства
языковой выразительности. Назовите эпитеты. Какие из них яв­
ляются метафорическими? Спишите, вставляя пропущенные бук­
вы. Напишите отзыв о рассказе, выразив своё отношение к по­
ставленным в нём проблемам.

В поверхности быстрого потока (н..)разл..чить отраже­ний н.. близких, н.. далёких: даже если (н..)мутен он, даже если свободен от пены - в постоянной струйчатой ряби, в (н..)угомо..ной смене воды отр..женья (н..)верны, (н„)отчётливы, (н..)понятны.

Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокой­ного широкого устья, или в завод., остановившейся, или в

Озерке, где вода (н..)продрогн..т, - лишь там мы видим в зеркальной глад., и каждый листик пр..брежного дерева, и каждое перышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.

Так и ты, так и я. Если до сих пор всё (н..)как (н..)увид..м, всё (н..)как (н..)отразим бе..мертную чекан­ную истину, - не потому ли, значит, что ещё двинемся куда-то? Ещё живём?..

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

§ 46. ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ


  1. У количественных числительных пять - девятна­дцать, двадцать и тридцать ь пишется на конце, а у чис­лительных пятьдесят - восемьдесят, пятьсот - де­вятьсот - в середине слова.

  2. Числительные триста и четыреста пишутся с бук­вой а на конце, девяносто - с буквой о в именительном и винительном падежах и с а в остальных падежах.

  3. Слитно пишутся количественные числительные, по­следней частью которых являются -десят, -ста, сот, и об­разованные от них порядковые числительные, например: семьдесят - семидесятый, четыреста - четырёхсотый, семьсот - семисотый.

  4. Раздельно пишутся составные количественные чис­лительные и образованные от них порядковые числитель­ные, например: семьдесят пять - семьдесят пятый, семьсот семьдесят пять - семьсот семьдесят пятый,

  5. Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, пишутся слитно: сорока­градусный, двадцатипятиметровый.
Слитно пишутся сложные порядковые числительные, вторая часть которых -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный, например: семисотый, пятитысячный, восьмимиллиардный, стотридцатипятитысячный, сто-восъмидесятитрёхмиллионный и т. п.

Примечание. Если перед элементом -сотый, -тысячный, -мил­лионный, -миллиардный количество выражено не словами, а цифрой, то после цифры ставится дефис, например: 7-сотый,

5-тысячный, 3-миллионный, 8-миллиардный, 135-тысячный, 183-миллионный.

6. Слова, входящие в дробные числительные, пишутся

Раздельно, например: 5 пять с половиной, 3 - - три

с четвертью, 7 семь с восьмой, 3,5 - три целых пять

десятых и т. д.

В порядковых числительных, в состав которых входят

Дробные обозначения с половиной, с четвертью и т. п.,

Первую часть предпочтительно писать цифрами, а после

1 них ставить дефис, например: 5 -миллионное население,

1 2

3 -тысячное количество мест и т. п. 3

259. Спишите, заменяя числа словами.

11 (апельсины, мандарины и лимоны); 10 (яблоки); 6 пар (сапоги, валенки и ботинки); 4 пары (чулки и носки); 500 (граммы) вермишели; 15 (килограммы) (помидоры); 8 банок (баклажаны, томаты); сила тока в 5 (амперы); на­пряжение в 127 и 220 (вольты); 16 (спортсмены-грузины); 60 (студенты - татары, башкиры, туркмены); 300 (тури­сты - болгары, румыны, венгры); площадь в 890 (гекта­ры); расстояние в 480 (километры).

260. Спишите, заменяя числа словами.

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к по­лученному произведению прибавьте 4417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскур­сантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 9) Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору вы­сотой 3785 метров над уровнем моря.

261. Спишите, выбирая нужные числительные.

I. 1) У кузниц., стояло (два, двое) сан., и (три, трое) те­лег.. . 2) (Два, двое) сут.. продолжалась м..тель. 3) (Четы­ре, четверо) друз., отправились в турист..ий поход.

4) (Шесть, шестеро) девуш.. поступили на курсы секрета­рей. 5) Нас было (три, трое). Их оказалось (пять, пятеро). 6) Недоставало (три, трое) ноле., и (четыре, четверо) щипц.. .

II. 1) По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны. 2) Город ра..положен на (оба, обе) берегах реки. 3) У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья,

262. Запишите словосочетания.

(Сорок)летний мужчина; (семьдесят пять)летний юби­лей; (тридцать)градусные морозы; (восемьсот тридцать пять)километровый переход; (сорок)ведёрная бочка; (три­ста сорок пять)квартирный дом; 2- тысячный коллектив;

" 4- тысячный посетитель выставки, (пятьсот)миллионный народ.

263. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность
текста. Укажите средства связи предложений. Найдите имена
числительные, выпишите их в составе словосочетаний. Какие из
числительных обозначают точное количество предметов, а ка­
кие - приблизительное? Какие слова обозначают неопределён­
ное число?

Человек на заре своей истории соорудил несколько не­обычных по тем временам построек и высокомерно назвал их «семью чудесами света». Ни много ни мало - «света»! Будто бы нет во Вселенной ничего более удивительного и великолепного, чем эти сооружения.

Шли годы. Одно за другим рушились рукотворные чуде­са, а вокруг... Вокруг буйствовала великая и бессловесная Природа. Она молчала, не могла сообщить тщеславному че­ловеку, что чудес, созданных ею, не семь и не семьдесят семь, а в сотни, в тысячи раз больше. Природа словно ожи­дала, когда он сам обо всём догадается.

И Человек, к счастью, это понял.

Что такое, например, египетские пирамиды по сравне­нию с дворцами, возводимыми африканскими термитами? Высота пирамиды Хеопса в 84 раза больше роста человека. А. вертикальные размеры термитников превышают длину тела их обитателей в 600 с лишним раз! То есть эти соору-

Жения по меньшей мере «чудеснее» единственного сохра­нившегося до наших дней человеческого чуда!

На Земле обитает, можно сказать, полтора миллиона ви­дов животных и полмиллиона видов растений. И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен, потряса­ющ, ошеломляющ, дивен, фантастичен... Сколько нужно ещё эпитетов, чтобы убедительнее было?!

Каждый вид без исключения!

Представляете - два миллиона чудес сразу! (И. Аки-мушкин)

МЕСТОИМЕНИЕ

264. Прочитайте. Найдите местоимения и укажите их разряд.

1) Мы шли по лосиному следу. 2) Какой-то зверь про­трубил в дальних лесах. 3) Солнце исчезло. Без компаса в такой мгле нельзя было найти дорогу. 4) Я влез на высо­кую сосну и стал кричать. Никто не отзывался. Потом очень далеко откликнулся чей-то голос. 5) С каждым ча­сом ночь холодеет. 6) Всё утро я ловлю рыбу. 7) Что мож­но увидеть в Мещёрском крае? 8) Кто-то шёл к дому по до­роге. Уже смеркалось, и Василий сначала не мог понять, кто идёт. 9) В дорогу он взял несколько книг, которые мог читать и перечитывать бесконечно.

(Из произведений К. Паустовского)

§ 47. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ

1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных па­
дежах после предлогов обычно прибавляется к, например:
зашёл к нему, разговаривал с ним, близ него, возле него, во­
круг неё, кругом них, мимо них, напротив неё, посреди них.

Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом {подобно ему, напе­рекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагатель­ных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

2. Местоимения 3-го лица обычно указывают на бли­
жайшие названные ранее существительные, например: Де­
вушка запела песню, и она
(т. е. песня) всем понравилась.

При несоблюдении этого правила может возникнуть неяс­ность или искажение смысла, например: Монтёра вызва­ли к начальнику цеха, но он (монтёр или начальник цеха?) не явился.


  1. Не следует заменять личным местоимением 3-го ли­ца множественного числа собирательные существительные (студенчество, крестьянство, листва, учительство, большинство и т. п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вме­сто местоимения они следует использовать существитель­ное школьники или ребята).

  2. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые производят действие, напри­мер: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. (Т.); 2) Теперь благослови, мать, детей своих. (Г.); 3) Ты для себя лишь хочешь воли. (П.); 4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений свой и себя может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил това­рища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказ­чика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить, например, так: Я попро­сил товарища, чтобы он внёс свой чемодан в вагон; Я по­просил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попро­сил товарища внести его чемодан в вагон.
Мать велела сыну налить себе чаю (кому налить: ма­тери или сыну?). Для устранения двусмысленности предло­жение можно перестроить так: Мать велела, чтобы сын налил ей чаю; Мать велела, чтобы сын налил себе чаю.

5. Часто местоимения выступают как средство связи
предложений в тексте.

265. Спишите, употребляя местоимения в нужных падежах. Па­дежи этих местоимений укажите.

1) Хорь много знал, и от (он) я многому научился. (Т.) 2) Здесь тучи смиренно идут подо (я); сквозь (они), низвер­гаясь, шумят водопады; под (они) утёсов нагие громады... (П.) 3) Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) дома и рас­сказал (он) всё. (Л.) 4) Захар воротился и, косясь на Таран-тьева, проворно шмыгнул мимо (он). (Гонч.) 5) Из тёмного

Леса навстречу (он) идёт вдохновенный кудесник. (П.) 6) Дома, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось (он) наперекор. (Дост.) 7) Вдалеке виднелась роща, а напротив (она) река. 8) Почти напротив (они) возвышалась остроко­нечная башня. (Т.) 9) Встретив брата и сестру, мы замети­ли, что он старше (она).

266. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употреблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.

1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин. 2) Жизнь купечества была подлин­ным «тёмным царством». В их домах нередко разыгрыва­лись тяжёлые трагедии. 3) В кабинете Плюшкина беспоря­док был страшный, даже подумать было нельзя, что в нём могло обитать живое существо. 4) В лаборатории институ­та мы увидели шкафы с различными приборами и химика­лиями. Их было около десяти. 5) Надо улучшить работу с остающейся летом в городе детворой, найти её новые, более интересные формы. 6) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 7) Отец просил дочь пригласить её подруг к себе.

§ 48. ПРАВОПИСАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

1. В неопределённых местоимениях приставка кое- и
суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся с дефисом, напри­
мер: кое-что, кое-какой, кто-то, кого-либо, чем-нибудь.

Примечание. В некоторых справочниках по орфографии при­ставка кое- и суффиксы -то, -либо, нибудь по традиции называ­ются частицами.

Если после приставки кое- следует предлог, то она пи­шется раздельно, например: кое у кого (ср.: кое-кто), кое с кем (ср.: кое-кто).

2. В отрицательных местоимениях (никто, ничто, ни­
какой, ничей, некого, нечего)
под ударением пишется не,
без ударения - ни, например: некого спросить - никого
не заметить, нечего волноваться
- ничего не ответить.

Если при отрицательных местоимениях в косвенных па­дежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно: не у кого узнать, не с кем посоветоваться, ни от кого

не скрывать,

Изобретение хлопкоочистительной машины

Революция в текстильном технике не могла обеспечить подлинного расцвета хлопчатобумажном индустрии, пока сельскохозяйственная обработка самого сырья — хлопка по-прежнему производилась примитивным ручным способом. Почти весь хлопок-сырец привозился в Англию в XVIII в. из южных штатов Сев. Америки, где он собирался на плантациях при помощи рабского труда. До начала промышленной революции ввозимого в страну хлопка вполне хватало английским прядильщикам. Но с изобретением прядильных машин потребление хлопка новыми фабриками стало возрастать в такой степени, что американские плантации, несмотря на расширение посевов, нe успевали удовлетворять весь спрос. Если в 1751 г. импорт американского хлопка в Англию составлял 3 млн. фунтов, то в 1771 г. он увеличивается до 4 760 тыс. фунтов, в 1781 г. — до 5300 тыс. фунтов, в 1784 г. — до 11 422 тыс. фунтов, в 1789 г. — до 32 576 тыс. фунтов. Таким образом, за два десятилетия промышленного переворота ввоз хлопка-сырца возрос почти в 8 раз.

При существовании ручных инструментов «отделение одного фунта хлопка от семян стоило в среднем одного рабочего дня» (Маркс, Капитал). К тому же ручная очистка хлопка была далеко не удовлетворительна по своим качественным результатам, что, естественно, потом отражалось на пряже и тканях. Поэтому проблема механизации хлопкоочистительных работ и повышения их качества сделалась к концу 80-х гг. XVIII в. первоочередной задачей американского хлопководства. Маркс писал, что «революция в бумагопрядильном производстве вызвала изобретение gin"a, машины для отделения хлопчатобумажных волокон от семян (разрядка моя, Е. Ц.), благодаря чему только и сделалось возможным производство хлопка в необходимом теперь крупном масштабе».

Эта машина была изобретена в 1793 г. американским учителем, в дальнейшем одним из пионеров американской фабричной индустрии Эли Уитнеем (Eli Whitney) (Barlow, The History and principles of weaving). Сконструировав свою машину, Уитней сначала держал изобретение втайне, показывая его только близким друзьям. Он демонстрировал им работу машины, которая в день очищала от семян такое количество хлопка, для обработки которого раньше требовался месячный труд одного человека. Среди плантаторов штата Джорджиа, где жил Уитней, очень скоро, однако, распространились слухи о новом «чуде». Секрет был открыт и, прежде чем изобретатель успел защитить свои права патентом, сотни комплектов его машины были пущены в действие. Простота конструкции и дешевизна изобретения обеспечили машине немедленный огромный успех, как только обнаружилась ее необычайная производительность. Ни одна машина не вытеснила еще так быстро ручные орудия, как это сделал «джин» Уитнея.

На рисунке показана (в разрезе) хлопкоочистительная машина Уитнея.




Ее основными органами являются: питательная воронка L, пильный деревянным барабан F, на который надета дискообразная пила J и полый цилиндр Н с насаженным на его поверхность рядом очищающих щеток С. Семенной хлопок засыпается в воронку L и попадает отсюда на зубья пильного барабана. При трении острых концов пилы о желобчатые вырезы железных брусков, находящихся над и под барабаном, отделенные от волокон семена оказываются слишком крупными, чтобы пройти между зубьями и желобом дальше к цилиндру, и потому падают через отверстие N воронки L на наклонную доску М; в зависимости от сорта хлопка и величины семян пропускное отверстие N может (действием специального винта) расширяться и сужаться. Зубья барабана, нагруженные очищенным от семян волокнистым материалом, пройдя через верхний желоб, подходят затем вплотную к щеткам С цилиндра Н и передают им хлопок. Выбитый щетками (очищенный от пыли) хлопок идет отсюда на наклонный стол О и, наконец, попадет в приемный ящик Р. Особый ящик Q, покрывающий воронку, барабан и цилиндр и вращающийся вокруг своих шарниров, служит для правильной загрузки машины сырым материалом. Барабан F и цилиндр Н вращаются в разные стороны и приводятся в движение рукояткой через ремень, накинутый на нее и на шкивы обоих валов (на рисунке не видны). Если машина приводится в действие водяным колесом, мощностью в 20 л. с то она в состоянии очистить в день 5000 фунтов семенного хлопка, будучи обслуживаема одним человеком (при условии, что дискообразная пила состоит из 80 зубьев) (Ure A., The cotton manufacture of Great Britain). Производительность маленьких ручных машин Уитнея была также очень велика. «Благодаря его изобретению», указывает Маркс, «одна негритянка может отделять 100 ф. хлопка в день», т. е. производительность ее труда, по сравнению с старым методом, увеличивается при работе на джине в 100 раз.

Гениальность изобретения Уитнея заключалась в предельной простоте и экономичности его машины, в течение полустолетия не требовавшей никаких усовершенствований конструкции. Cottongin (машина для выделения семян из волокон) «до последнего времени претерпел менее существенных изменений, чем какая бы то ни была другая машина XVIII века» (Маркс, Капитал).

Ближайшим результатом распространения «джина» на хлопковых плантациях Америки было резкое увеличение экспорта хлопка-сырца в Англию.

Если в 1789 г. английские прядильные фабрики потребляли 32 млн. фунтов хлопка, то в 1799 г. ввоз достигает 43 млн. ф., в 1800 г. увеличивается до 56 млн. ф., а в 1802 г до 60,5 млн. ф. Последняя цифра показывает, что потребление хлопка в Англии увеличилось за 14 лет (в связи с изобретением Уитнея) в два раза, а за сто лет — в 60 раз (в 1701 г. в Англию был ввезен всего 1 млн. ф. хлопка). Это означало блестящий подъем хлопчатобумажной индустрии. Скромная, сравнительно, сумма в 360 000 фунтов стерлингов, в которую оценивался вывоз английских хлопчатобумажных тканей в 1780 г., вырастает через 20 лет до 5,5 млн. ф. ст., а через два года увеличивается еще на 40% (7,8 млн. ф. ст. — в 1802 г.).

Введение «джина» дало новый толчок развитию капиталистической промышленности в Англии, но оно способствовало одновременно укреплению рабского плантаторского хозяйства в Америке, так как дало в руки рабовладельцев мощное средство извлечения новых масс прибавочного продукта из рабов: «плантаторы в Америке (как теперь в Индии)», говорит Маркс, «могли засеять большие площади; но у них не было средств для очистки хлопчатой бумаги от семян. Часть их сгнила на поле. Этому был положен конец изобретением Cottongin"a. Часть продукта превращается теперь в Cottongin; однако Cottongin не только возмещает свои издержки, но увеличивает прибавочный продукт» (Маркс, Теории прибавочной ценности).

Машина Уитнея была завершающим звеном технического переворота в хлопчатобумажном производстве в эпоху промышленной революции XVIII в. Каковы были общественно-экономические последствия великих изобретений в текстильной технике? Блестящий обобщающий ответ на этот вопрос дает Энгельс в своей работе «Положение Англии». «Эти изобретения вызвали оживление социального движения. Ближайшим результатом их было возникновение английской промышленности, прежде всего переработки хлопка. Хотя дженни удешевила производство пряжи и этим дала первый толчок вытекающему отсюда расширению рынка промышленности, но она совершенно не затронула социальные стороны формы промышленного производства. Только машины Аркрайта и Кромптона и паровая машина Уатта вызвали движение, создав фабричную систему. Сперва возникли мелкие фабрики, приводимые в движение лошадиной или водяной силой, но они вскоре были вытеснены более крупными фабриками, приводимыми в движение водой или паром. Первая паровая, прядильня была построена Уаттом в Ноттингемшире в 1785 г. За ней последовали и другие, и вскоре система эта стала всеобщей. Распространение парового прядения, как и все другие современные или позднейшие промышленные реформы, шло с неимоверной быстротой. Ввоз сырого материала, который в 1770 г. составлял менее 5 миллионов фунтов в год, поднялся до 54 млн. фунтов (1800 г.) и до 360 млн. фунтов в 1836 г. Теперь получил практическое применение паровой ткацкий станок и дал новый толчок прогрессу промышленности. Все машины подверглись многочисленным мелким, но в конечном итоге очень значительным улучшениям, и всякое новое усовершенствование оказывало благоприятное влияние на развитие всей системы промышленности. Революционизированы были все отрасли хлопчатобумажной промышленности. Набойка поднялась благодаря применению механической силы; вместе с тем бесконечно повысилось крашение и беление благодаря успехам химии».

«… Благодаря этим изобретениям, которые с этих пор с каждым годом все более и более совершенствовались, была решена победа машинной работы над ручной в главных отраслях английской промышленности, и вся последующая история этой последней повествует лишь о том, как ручная работа уступала машине одну позицию за другой».

Урок русского языка в 6 классе

Подготовила: Гайворонская Марина Николаевна

Тема. Соединительные гласные о-е в сложных словах

Цель:

Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о – е.

Уметь: верно выбирать соединительные гласные о – е в сложных словах.

Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям.

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания:

1) Фронтальный опрос – приставки пре и при.

2) Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках. (1 слайд)

1) Час обеда (…)

Топот по двору раздался.

2) Кто-то терем (…)

Да хозяев поджидал.

3) Пирожок лишь разломила

Да кусочек (…) .

4) Пушки с пристани палят,

Кораблю (…) велят.

5) Здравствуй, князь ты мой(…)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

6) (…) к нему рыбка, спросила:

« Чего тебе надобно, старче?»

II.Изучение нового материала.

1)Отгадать загадки

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое? (САМОЛЁТ) (2 cлайд)

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (ПЫЛЕСОС) 3 (слайд)

По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя ход.

Лишь гудит машина важно,

Что такое? (ПАРОХОД)(4 слайд)

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.

Знать все правила обязан

На дорогах…(ПЕШЕХОД) (5 слайд)

2)Беседа :

Что общего в этих словах?

Как называются такие слова? Значит сегодня мы будем говорить о сложных словах.

А что мы знаем об образовании сложных слов?

Как называется такой способ образования слов?

Сложные слова образуются путём сложения основ с помощью соединительных гласных

о или е? Могут и без гласной.

А что мы ещё о них знаем?

На какие две группы можно разделить данные слова?

Значит тема нашего урока……

Что мы должны будем узнать на уроке?

  1. Работа с учебником:
  2. Кто хочет побывать в роли учителя? Кто сможет объяснить тему урока у доски.
  3. Вывод.

III.Закрепление:

1) Работа с текстом (на столе у детей распечатанный текст)

Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы. Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход. Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» - гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые. В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.

2) Творческая работа (выполняется устно)(6 слайд)

Задание: заменить слова одним сложным словом.

  • Пить чай
  • Помогать взаимно
  • Любить труд
  • Люди одной фамилии
  • Любить свободу
  • Тот, кто ходит пешком
  • Старший класс
  • (чаепитие)
  • (взаимопомощь)
  • (однофамильцы)
  • (Свободолюбие)
  • (пешеход)
  • (старшеклассник)

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

3) Физминутка

4)Образуйте сложные слова по образцу: (7 слайд)

Красная грудка- (какая) красногрудая

Яркая голова-

Длинные ноги-

Короткий хвост-

Пёстрые крылья-

По воде плавает-

5) Попутное повторение (карточки)

Задание: к данным слова подберите антонимы . Объясните выбор соединительной гласной.

  • Ленивый ученик -
  • Серьёзный юноша –
  • Однообразное движение –
  • Враждебное отношение –
  • Добросовестный
  • Легкомысленный
  • Многообразное
  • доброжелательный

6)Работа в парах.

Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

  1. Пыль хранить
  2. Овощи тушить
  3. Огонь сосать
  4. Телевидение плавать
  5. Море передача
  6. Три бороться
  7. Земля мерить

7) «Диктант – молчанка». Угадай слово.

Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения.

Машина, которая очищает хлопок;

Завод, где строят корабли;

Бумага, чувствительная к свету;

Здание, построенное из железа и бетона;

Машина, которая очищает дорогу от снега.

8) Самостоятельная работа. Кроссворд.

  1. Специалист по разведению садов.
  2. Локомотив с паровым двигателем.
  3. Канал для выхода дыма из трубы.
  4. Русская народная игра – пляска.
  5. Лес, поваленный бурей.
  6. Бесплановое, стихийное совершение дела, работы.
  7. Огнестрельное оружие.

9) Контроль знаний. Тест «Сложные слова».

А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.

  1. Сложные слова образованы…

а) сложением основ; б) сложением приставок

  1. Соединительная гласная е пишется после…
  1. Соединительная гласная о пишется после…

а) твёрдой основы; б) мягкой основы

  1. В слове мухомор соединительная гласная…

а) а; б) о; в) отсутствует

  1. В слове пылесос соединительная гласная…

а) е; б) и; в) отсутствует

  1. В слове стенгазета соединительная гласная…

а) е; б) о; в) отсутствует

IV. Домашнее задание

Карточки, п.33, упр.168


Перед суффиксом -ск- буква ь пишется только после л

(приятельский, уральский), а также в прилагательных, образованных от названий месяца на -нъ и -ръ (июньский, сентябрьский, октябрьский и т. д., кроме январский). Бу­ ква ь пишется также во фразеологизме день-деньской (це­ лый день).

3. Прилагательные с суффиксом -ск- (-овск -), образо­ ванные от собственных имён, пишутся со строчной буквы, например: онежские былины, пушкинские поэмы, левитановские пейзажи. С прописной буквы такие прилагатель­ ные пишутся лишь тогда, когда входят в состав наименова­ ний, имеющих значение «имени, памяти», например: М ен­ делеевские чтения, Вахтанговский театр.

Примечание. От прилагательных с суффиксом -ск- (-овск-), об­ разованных от имён собственных, надо отличать образованные также от имён собственных притяжательные прилагательные с суффиксами -ев, -ов, ин-, ын-, пишущиеся с прописной буквы, например: Далее словарь, Олины тетради.

Во фразеологических сочетаниях, в которых уже утратилась связь прилагательного с существительным, употребляется строч­ ная буква, например: сизифов труд, ариаднина нить.

245. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Суффиксы обо­ значьте, объясните (устно) их правописание.

1) Я вижу низ. .ий домик с галереею из маленьких по­ черневших деревя..ых столбиков. (Г.) 2) Был ясный ян­ варский день, всюду сверкало серебря..ое солнце. (М. Г.) 3) Молодец..ий посвист слышится. (Н.) 4) У крыльца комендан..ого дома казак держал под уздцы прекрасную бе­ лую лошадь киргиз..ой породы. (П.) 5) За тележкой шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардин..ой трубочки. На нём был офицер..ий сюртук без эполет и черкес..ая мох­ натая шапка. Смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказ..им солнцем. (JI.) 6) Вдруг видит бли..кие две тени. (П.) 7) Приятно дер..кой эпиграммой взбесить оплошного врага. (П.) 8) На лугах блестят горо­ шинки росы, что бывает только ра..им утром. (Ч.) 9) Дли..ые тени домов, деревьев, заборов ложились кра­ сиво по светлой пыльной дороге. (JI. Т.) 10) Дробись, дро­ бись, волна ночная, и пеной орошай брега в тума..ой мгле. (JI.)

246. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффик­ сом -к- или -ск-. Запишите их вместе с подходящими по смыслу существительными.

Матрос, казах, француз, молодец, Одесса, Казань, июль, ткач, казак, богатырь, январь, Русь, гавань, немец, Кав­ каз, декабрь, июнь, комендант, октябрь, киргиз, делегат, рыбак, Сибирь, конь, Урал, гигант, село, чех, поляк, инсти­ тут, университет, горняк, Рига, кандидат, Прага, пассажир.

247. Спишите. Объясните употребление строчных или пропис­ ных букв.

Замечательная (JI, л)ермонтовская проза, (Г, гоголев­ ская сатира, представитель (Ф, ф)амусовского общества, (Ф, ф)едорино горе, (И, и)ваново детство, (Ч, ч)еховский юмор, (Т, т)ургеневские романы, (JI, л)омоносовская пре­ мия, (П, п)ушкинские чтения, (С, с)онино счастье, (А, а)хиллесова пята.

Прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-, -чив-, -лив-, -ив-, -чат-, -онък-, -еньк-

1. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс

Ов-, без ударения----- ев-, например: ежовый, грошовый, перцовый, плюшевый, ключевой, ситцевый.

2. В суффиксах -чив- и -лив- пишется и , например: за­ носчивый, заботливый, настойчивый.

3. Для различения суффиксов -ев- и -ив- следует по­ мнить, что суффикс -ив- бывает подударением^апример:

игривый, льстивый (но: мйлостивый, юродивый). Суф­ фикс -ев- пишется в безударном положении, например: си­

реневый, краевой.

4. Суффикс -чат- пишется с буквой а, например: сту­ пенчатый.

Слово дощатый (от доска) необходимо запомнить.

5. В уменьшительно-ласкательных прилагательных по­ сле г, к, х^потребляется^^ффикс -оньк -^или -еньк-^напри-

мер: тихонький - тихенький, лёгонький - лёгенький; в

остальных случаях - только -енък-, например: беленький.

248. От данных слов образуйте прилагательные с суффиксами. Со­ ставьте по два словосочетания с прилагательными каждой группы.

1) -ов- или -ев-; свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, изразец, глянец, холст, вещь;

6 - В. Ф. Греков

2) -чив- или -лив-: доверять, расчёт, услужить, заду­ мать, изменить, устоять, засуха, угодить, увёртываться, уклониться;

3) -ев- или -ив-: поле, бой, огонь, лень, спесь, ложь, червь, яблоня, отрасль, никель (расставьте в прилагатель­ ных ударение);

4) -чат-: бревно, взрыв, узор, веснушка, рассыпать.

249. Спишите примеры, вставляя вместо точек нужные суффик­ сы (чив-, -лив-, -чат-, -ов-, -ев-, -онък-, -енък-, -ск-, -к-, -енн-, -оват-

или -еват-). Суффиксы обозначьте и объясните (устно) их право­ писание. Найдите метафоры и эпитеты.

I. 1) Взгляд Лизы теперь был просящий, мягкий, а вме­ сте с тем довер..ый, ласк..ый. (Дост.) 2) Женщины оказа­ лись на редкость привет..ы, словоохот..ы. (Г. Н.) 3) У нас чиновник плох..ий и тот полов не выметет. (Н.) 4) Зимою здесь общество сер..ое, неинтересное. (Ч.) 5) У самых две­ рей стоял простой тесовый стол, покрытый син..ою скатер­ тью. (Дост.)

II. 1) В сентябр..ие вечера бывают какие-то особенные, задум..ые закаты. 2) На рыж..ую щетину сжатых полей падает первый снег. 3) Синеватый утр..ий свет пробивался в продолг..ые щели сарая. 4) Петя был смет..ый и разго­ вор..ый мальчик. 5) Мороз разукрасил окна причуд..ыми узорами. 6) Пройдя Риж..ий залив, теплоход вышел в от­ крытое море. 7) Мы переехали по бревен..ому мосту че­ рез уз..ую речонку. 8) На склад привезли берёз..ые и осин..ые дрова. 9) Стадо охранялось сторож..ыми собака­ ми. 10) У каждого за плечами был вещ..ой мешок.

250. Прочитайте, укажите уменьшительные существительные и прилагательные, определите их стилистическую роль. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Илья Ильич проснулся в своей маленькой постельке. Ему только семь лет... Какой он хорош..нький кра­ сивенький полный... Щёчки такие кругл..нькие что иной шалун надуется нарочно а таких не сделает. (Гонч.)

2. - Но что такое господин Бенковский? - Он чер­ нее..нький слад..нький тих..нький. У него есть ус..ки губки ручки и скрип..чка. Он любит нежные песе..ки и варень..це. Мне всегда хочется потрепать его по морд..чке. (М. Г.)

3. (Не)смотря на то что минуло более восьми лет их суп­ ружеству из них всё ещё каждый пр..носил другому или кусоч..к ябло..ка или конфетку или ореш..к и говорил тро­ гательно-нежным голосом Разинь душе..ка свой ротик я те­ бе пол..жу этот кусоч..к. Само собой разумеется что рот..к раскрывался при этом случае очень грациозно. (Г.)

251. Спишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу прила­ гательные, данные в скобках.

1) Одна из дверей была завешена огромными... портье­ рами из пунцового бархата. (Дост.) Фома унёс с собой от старика... чувство: Щ уров и нравился ему, и в то же время был противен. (М. Г.) (двойной, двойственный) 2) Я уви­ дел небольшого человека средних лет, с... немного болез­ ненным лицом. (В. К.) Ярко светились голубые ставни трёх окон и... решётчатая ставня чердачного окна. (М. Г.) (ор­ динарный, одинарный) 3) Мой приятель был самый про­ стой и... человек, хотя и стихотворец. (П.) Карл Иванович с очками на носу и книгой в руке сидел на своём... месте. (JI. Т.) (обычный, обыкновенный) 4) Вокруг одиноких кус­ тов саксаула возвышались... холмики. (С.-М.) Левинсон наблюдал, как возится в коре крепкоголовый, ... цвета ж у­ чок. (Ф.) (песчаный, песочный) 5) «Былое и думы» - за­ мечательный памятник... литературы X IX века. На мно­ гих зданиях Москвы установлены... доски (мемуарный, мемориальный). 6) После войны я решил пойти на... ра­ боту. (Перв.) Варвара Дмитриевна оказалась женщиной чуткой и. . . . (Ф.) (дипломатичный, дипломатический)

7) ... репертуар театра пополнился новой пьесой. Он [Вер­ нер] пришёл в такое отчаяние и... волнение, что я реши­ тельно не мог совладать с душившим меня смехом. (JI.) (ко­ медийный, комический)

§ 45. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1. С л и т н о пишутся сложные прилагательные:

а) образованные от сложных существительных, пишу­ щихся слитно, например: паровозный (паровоз), электро­ моторный (электромотор);

б) образованные от таких сочетаний слов, в которых од­ но слово связано с другим по способу подчинения (согласо­

вания, управления, примыкания), например: голубоглазый (голубые глаза), общенародный (общий для народа), рельсо­ прокатный (прокатывающий рельсы), глубокоуважаемый

(которого глубоко уважают).

Сложные прилагательные, первая часть которых образо­ вана от наречий, имеют книжный характер и часто явля­ ются терминами, обозначая единое, цельное понятие, на­ пример: высокохудож ественный (рассказ), высокообразо­ ванный (человек), вышеуказанный (пример), легкораство­ римый (материал, вещество), малозначащий (факт), много­ обещающий (эксперимент), нижеследующий (отзыв), тя­ желораненый (офицер), узкопрактический (интерес).

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых вхо­ дит наречие, не следует смешивать с обычными сочетаниями из наречия и прилагательного (или причастия), пишущимися раз­ дельно, например: диаметрально противоположный, детски на­ ивный, окончательно уничтоженный и т. п. В этом случае пер­ вая часть сочетания выступает в качестве отдельного члена пред­ ложения, отвечая на вопросы как? к а к и м о б р а з о м? в

к а к о й с т е п е н и?

В качестве первой части подобных словосочетаний обычно

(прямо противоположный), резко (резко отрицательный), смер­ тельно (смертельно опасный), строго (строго последовательный)

и др.

Р а з д е л ь н о пишутся в составе словосочетаний наречия на

Ски-, например: рабски услужливый, дьявольски коварный, ис­ торически неизбежный.

с дефисом, например: дизель-моторный, северо-западный’,

б) образованные из таких сочетаний слов, которые свя­ заны по способу сочинения, как равноправные понятия, на­ пример: выпукло-вогнутые стёкла (стёкла выпуклые и во­ гнутые), русско-немецко-французский словарь (русский, немецкий и французский), сине-бело-красный флаг (синий, белый и красный) (в этих случаях между словами, входя­ щими в состав сложного прилагательного, можно вставить союз и или но);

в) обозначающие оттенки цветов, например: бледно-ро- зовый, светло-синий, тёмно-фиолетовый, ярко-зелёный, изжёлта-красный, серебристо-белый, коричнево-красный, зеленовато-голубой, пепельно-серый;

г) первая часть которых образована от иноязычных слов и оканчивается на -ико-, например: химико-лабора­ торный, физико-технический, механико-машинострои­ тельный (но: великорусский, великосветский).

Примечание. С дефисом пишется ряд сложных прилагатель­ ных, части которых обозначают неоднородные признаки, напри­ мер: народно-освободительное движение (народное освободитель­ ное), научно-популярный журнал (научный популярный), учеб­ но-производственные мастерские (учебные производственные).

Следует иметь в виду, что среди сложных прилагатель­ ных много традиционных написаний, например: всемир­ но-исторический (но: всемирно известный), народно-по­ этический. Поэтому при сомнениях в их написании следу­ ет обращаться к орфографическому словарю.

3. В первой основе сложных прилагательных пишется од­ но н, если она образована от существительного на н, и пишет­ ся нн, если она образована от прилагательного с нн, напри­ мер: вагоноремонтный завод (завод по ремонту вагонов), но вагонно-паровозный парк (парк вагонный и паровозный).

4. Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, пишутся с л и т н о: соро­ каградусный, двадцатипятиметровый.

252. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагатель­ ные и запишите их вместе с существительными (сложные прила­ гательные везде ставьте перед существительными).

1) Машина (которая очищает хлопок); 2) трубка (кото­

рая проводит пар); 3) бумага (чувствительная к свету); 4) завод (где строятся корабли); 5) фабрика (на которой прядут шёлк); 6) выработка (средняя за год); 7) культура (Древней Руси); 8) ветер (с северо-запада); 9) рабочие (фабрик и заводов); 10) словарь (русский и французский); 11) промышленность (кожевенная и обувная); 12) литера­ тура (по сельскому хозяйству); 13) секция (шахматная и шашечная); 14) завод (где ремонтируют вагоны); 15) депо (вагонное и паровозное).

253. От данных слов образуйте сложные прилагательные.

(Тёмный) коричневый костюм, (светлый) зелёная ткань, (бледный) лиловый цвет, (яркий) красный ситец, (иссиня) чёрные волосы, (изжёлта) оранжевый мандарин, (розова­ тый) жёлтые плоды, (белый) снежная скатерть, (синева­ тый) голубое небо, (матовый) бледное лицо, (серебристый) серый песец, (васильковый) синие глаза, (янтарный) жёлтые лимоны.

254. Спишите, образуя сложные прилагательные.

1) Ель уходит остриём в... бездонную (купол)образную синеву. (Бун.) 2) Накануне вечером со стороны (север)восточной опять появился туман. (Арс.) 3) Озаряемые сияни­ ем луны, палатки нашего бивака казались (иссиня)белыми. (Арс.) 4) Над (не)обозримой степной р..вниной, куда к (прозрачный)зелёному небосклону убегало шоссе, плыли в (бледный)голубом небе лиловатые облака. (Бун.) 5) Мы плыли в сплошной (молочный)белой пелене, закрывшей бе­ рег и море. (С.-М.) 6) Грозно горело на (чёрный)воронёном небе белое созвездие Ориона. (Бун.) 7) Склоны сопки, на которую поднялся Алексей, покрывал (низкий)рослый дуб­ няк. (В. Аж.) 8) По холодному бледному небу уныло полз­ ли лохмотья (изжёлта)серых облаков. (В. Аж.) 9) Беридзе и инженер подошли к центру площадки, где рыли котло­

ван под здание (насосный)дизельной станции. (В. Аж.) 10) (Жёлтый)крылые бабочки перелетают с травки на травку. (JI. Т.) 11) В тесной гавани на (рыба)ловных ботах были развёрнуты для просушки (разный)цветные паруса. (Пауст.) 12) До полудня лежала (свинцовый)тяжёлая, обильная роса. (Шол.)

255. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреб­ лении прилагательных. Спишите, исправляя предложения.

1) Коробочка была бережная хозяйка. 2) Гостиную Собакевича украшали представительные собой люди. 3) Пар­ тизаны продвигались в неприглядной тьме. 4) В течение цельных суток лил дождь. 5) Боязно оглянувшись, жен­ щина осторожно переступила порог и остановилась. 6) Х и ­ мия очень завлекательная наука. 7) На родине поэта уста­ новлен мемориальный памятник.

опт..мист - опт..мистический; пессимизм - пес..мист - пес..мистический; атлет - тяжёлая..тлетика - ..тлетиче- ский; эстафета - эст..фетный; кульминация - кульм..национный; миниатюра - миниатюрный; монумент - м..нументальный.

257. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их употребление. Составьте схему выделенного предложения.

Ока один из волжских пр..токов уступающий по длине лишь Каме начинается в (широко) листв..ных лесах значи­ тельно южнее Москвы. В верхн..м течен.. реки можно ознакомиться с (Белёв) (Чекалин) (Калуга) (Алексин) (Сер­ пухов) и другими стари..ными ру..кими городами. Чу­ де., ные берега возле города Тарусы запечатлены в картинах написанных художник.. (Поленов). Недостатка в (ж ивопис­ ных п..йзажах нет однако ни в нижн.. ни в средн.. течен.. Оки. Какие тут (изумрудно) зелёные луга какие дубравы!

Ока перес..кает земли на которых наши предки осели (тысяч..)летия назад и поэтому картины героического про­ шлого во..кресают перед нами при (пут..)шествии по реке. Жителям не раз пр.. ходилось отб..вать натиск врагов на­ ступавших на Русь.

258. Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «От­ ражение в воде». Отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности. Назовите эпитеты. Какие из них яв­ ляются метафорическими? Спишите, вставляя пропущенные бук­ вы. Напишите отзыв о рассказе, выразив своё отношение к по­ ставленным в нём проблемам.

В поверхности быстрого потока (н..)разл..чить отр..жений н.. близких, н.. далёких: даже если (н..)мутен он, даже если свободен от пены - в постоя..ной струйчатой ряби, в (н..)угомо..ной смене воды отр..женья (н..)верны, (н..)отчётливы, (н„)понятны.

Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокой­ ного широкого устья, или в завод., остановившейся, или в

озерке, где вода (н..)продрогн..т, - лишь там мы видим в зеркальной глад., и каждый листик пр..брежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.

Так и ты, так и я. Если до сих пор всё (н..)как (н..)увид..м, всё (н..)как (н..)отразим бе..мертную чекан­ ную истину, - не потому ли, значит, что ещё движ..мся куда-то? Ещё живём?..

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

§ 46. ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

1. У количественных числительных пять - девятна­ дцать, двадцать и тридцать ь пишется на конце, а у чис­ лительных пятьдесят - восемьдесят, пятьсот - де­ вятьсот - в середине слова.

2. Числительные триста и четыреста пишутся с бук­ вой а на конце, девяносто - с буквой о в именительном и винительном падежах и с а в остальных падежах.

3. Слитно пишутся количественные числительные, по­ следней частью которых являются -десят, -ста, -сот, и об­ разованные от них порядковые числительные, например:

семьдесят - семидесятый, четыреста - четырёхсотый, семьсот - семисотый.

4. Раздельно пишутся составные количественные чис­ лительные и образованные от них порядковые числитель­ ные, например: семьдесят пять - семьдесят пятый, семьсот семьдесят пять - семьсот семьдесят пятый.

5. Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, пишутся слитно: сорока­ градусный, двадцатипятиметровый.

Слитно пишутся сложные порядковые числительные, вторая часть которых -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный, например: семисотый, пятитысячный, восьмимиллиардный, стотридцатипятитысячный, сто­ восьмидесятитрёхмиллионный и т. п.

Примечание. Если перед элементом -сотый, -тысячный, -мил­ лионный, -миллиардный количество выражено не словами, а цифрой, то после цифры ставится дефис, например: 7-сотый,

5-тысячный, 3-миллионный, 8-миллиардный, 135-тысячный, 183-миллионный.

6. Слова, входящие в дробные числительные, пишутся

раздельно, например: 5 - - пять с половиной, 3 ^ - три

с четвертью, 7 - - семь с восьмой, 3,5 - три целых пять

десят ых и т. д.

В порядковых числительных, в состав которых входят дробные обозначения с половиной, с четвертью и т. п., первую часть предпочтительно писать цифрами, а после

них ставить дефис, например: 5 --миллионное население,

3 -тысячное количество мест и т. п.

259. Спишите, заменяя числа словами.

11 (апельсины, мандарины и лимоны); 10 (яблоки); б пар (сапоги, валенки и ботинки); 4 пары (чулки и носки); 500 (граммы) вермишели; 15 (килограммы) (помидоры); 8 банок (баклажаны, томаты); сила тока в 5 (амперы); на­ пряжение в 127 и 220 (вольты); 16 (спортсмены-грузины); 60 (студенты - татары, башкиры, туркмены); 300 (тури­ сты - болгары, румыны, венгры); площадь в 890 (гекта­ ры); расстояние в 480 (километры).

260. Спишите, заменяя числа словами.

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к по­ лученному произведению прибавьте 4417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскур­ сантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было

480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 9) Альпинистская группа в

составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору вы­ сотой 3785 метров над уровнем моря.

261. Спишите, выбирая нужные числительные.

I. 1) У кузниц., стояло (два, двое) сан., и (три, трое) те­ лег.. . 2) (Два, двое) сут.. продолжалась м..тель. 3) (Четы­ ре, четверо) друз., отправились в турист..ий поход.