Эффективность занятия во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий. Так, одним из показателей эффективности занятия является его плотность.

Общая плотность - это отношение времени, использованного педагогически оправданно, но ко всей продолжительности занятия.

Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы. Определяется плотность занятия в целом и по частям

Моторная плотность - это отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия.

Факторы, влияющие на моторную плотность:

  • 1 Тип урока (начального разучивания, совершенствования)
  • 2 Вид программы (гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры)
  • 3 Количество и качество инвентаря
  • 4 Количество учащихся в классе, их подготовленность
  • 5 Мастерство педагога.

Пути повышения моторной плотности.

  • 1 Использование безостановочных методов (поточный, круговой)
  • 2 Заблаговременная подготовка инвентаря.
  • 3 Увеличения количества отделений и групп
  • 4 Хорошая дисциплина.
  • 5 Использование временно освобождённых учеников.
  • 6 Сочетание объяснения с показом (если это возможно) .
  • 7 Введение дополнительных заданий во время ожидания.
  • 8 Методические указания давать во время выполнения упражнений (если это возможно)

Требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно - воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

Определять плотность занятия необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия. Точный учёт времени деятельности педагога и воспитанников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера.

Общее время, затраченное на занятия (или его часть), принимается за 100%. Относительно общего времени занятия рассчитываются процентные величины.

Так как моторная плотность занятия - это отношение времени, затраченного учащимися непосредственно на двигательную активность, к общей плотности занятия, то для ее расчета необходимо прохронометрировать время выполнения учениками физических упражнений (t), умножить на 100% и разделить на общее время занятий (t общ):

Время, педагогически оправданное *100% общая плотность = время занятия

В числитель (педагогически оправданное время) входит выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение, организация занятия, словом всё то, без чего нельзя провести занятие. Это время умножается на 100% и делится на общее время занятия. Общая плотность полноценного занятия по физической культуре должна приближаться 100%.

Моторная плотность урока в процессе постоянно меняется и зависит от различия применяемых упражнений, места их использования и методов применения. Показатели моторной плотности меняются также в зависимости от типа урока.

На необходимые вспомогательные действия - раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов - в процессе занятия отводится минимальное время. Необходимо заранее обдумать организацию этих действий и исключить возможность непроизвольной затраты времени.

Случайные организационные неполадки - недостатки в физкультурной форме ребенка, отсутствие необходимого инвентаря на занятии, появление посторонних лиц - определяется как педагогически неоправданная затрата временим.

Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение демонстрации воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми, выполнение физических упражнений и отдых.

При подготовке к занятию воспитатель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

На плотность занятия влияет и его содержание, в котором упражнения должны сочетаться по характеру, сложности, длительности выполнения, эмоциональности воздействия.

Рациональное использование времени, занятия во многом зависит от способов организации детей для выполнения упражнений. Основными из них являются фронтальный, поточный, сменный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном способе организации группы упражнения выполняются сразу всеми детьми. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности занятия и обеспечения большой активности детей, он широко применяется при ознакомлении с учебным материалом и его закреплением. При фронтальном способе: педагог не может удержать в поле зрения всех детей; ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других детей; применим к движениям, не требующим подстраховки от травматизма.

Поточный способ заключается в выполнении одного и того же упражнения по очереди, беспрерывным потоком. Применение этого способа целесообразно с детьми старшей и подготовительной групп. Чаще применяется для закрепления и совершенствования умений и навыков, воспитания физических качеств.

Способ выполнения упражнений сменами заключается в распределение детей на группы - смены, которые по очереди проделывают упражнения. При сменном способе воспитателю удобно следить за выполнением задания; обращать внимание детей на требования к правильности движения. Этот способ эффективен при разучивании учебного материала.

При групповом способе дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет самостоятельное задание воспитателя. Этот способ позволяет: рационально использовать время занятия; воспитывать самостоятельность, сознательность, ответственность, сдержанность; сохранять высокую двигательную активность и плотность занятия; одновременно разучивать 2-3 вида упражнений; углубленно разучивать движения одной подгруппой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении упражнения каждым ребенком отдельно, а остальные наблюдают за ним. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого на качество движения, увидеть основные недостатки. При этом способе снижается активность детей и физиологическая нагрузка, повышается отвлекаемость детей.

Комбинация фронтального и группового способов позволяет повысить физическую нагрузку. Групповой способ в виде круговой тренировки увеличивает моторную плотность занятий при условии, что упражнение в основных движениях проводится без интервалов».

Объяснения на занятиях должны быть краткими, четкими, выразительными, с тем, чтобы представления о движениях у детей создавались точные и правильные.

Важным средством повышения плотности занятия является их музыкальное сопровождение. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха; воспитанию временной ориентировки.

Стоит отметить, что при всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления детьми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Таким образом, методы руководства, рациональное сочетание показа и объяснения воспитателя также оказывают влияние на плотность занятий. Также повышению плотности занятия способствует подготовленность воспитателя к ведению занятия.

Общая и моторная плотность на занятиях по физической культуре у детей дошкольного возраста

Подготовил статью. Турчев В.В.

Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей.

В методике различают общую и моторную плотность занятий.

Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя, проделывания упражнений, наблюдение и анализ, установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия.

Например: занятие длится 20 минут, дети были в движении 16 минут, 4 минуты = 2 минуты дети стояли без пользы для дела + 2 минуты: на раздачу пособий, на построение – они педагогически оправданы.

Вывод: общая плотность – это педагогически оправданная деятельность детей на занятии. Её можно записать следующим образом: общая плотность = чистое время + педагогически оправданное время, делённое на длительность занятия.

(16 минут + 2 минуты оправданное время = 18 мин).

18 мин х 100:20 = 90% Общая плотность составляет 90 %.

Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры ко всей продолжительности занятия.

В моторную плотность занятия входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

В данном случаи - 16 мин х 100:20 =80%

Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе – не менее 80%.

Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3-4 лет составляет – 130-140 уд/мин, на воздухе – 140-160 уд/мин; у детей 5-7 лет – в зале 140-150 уд/мин; на воздухе – 150-160 уд/мин.

Методика определения величины моторной плотности.

До начала занятия из состава группы выбирается любой ребенок, за которым ведётся наблюдение в течение всего занятия. Причём ни ребенок, ни педагог, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ребенка: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.

Высокая моторная плотность от 80 – и более %, средняя – 60-80%, а низкая – все, что ниже 60%. Моторная плотность зависит от возраста детей, от подбора упражнений.

Вместе с тем величина МПЗ больше зависит от типа занятия. Естественно, что на занятиях ознакомления с новым материалом и его разучивания МПЗ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы педагога. С другой стороны, если на занятии совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и дети тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПЗ должна быть одним из основных критериев методической грамотности педагога.

Что касается частоты сердечных сокращений.

Проверка величины нагрузок и приспособляемости организма к тем или иным упражнениям осуществляется путем подсчета пульса в процессе занятий и построения физиологической кривой занятия. Для этого подсчитывают пульс за 15 сдо начала занятий, в начале занятия и в конце каждой его части (вводной, основной, заключительной). На основании полученных данных чертят физиологическую кривую урока, по вертикали - реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15-20 % от исходного, увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного; выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70-80% от исходного, а в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10-15% от исходного.

Спустя 3-4 мин после занятия пульс должен прийти к исходному уровню.

Примерный график пульсометрии

Контроль расхода времени на различные элементы учебно- воспитательной работы занимающихся с целью определения плотности урока, как косвенного показателя его полноценности, осуществляется с помощью хронометрирования. Для удобства все действия занимающихся объединяют но сходным признакам в самостоятельные виды:

1) умственные по преимуществу действия (слушание педа­гога, наблюдение, осмысливание воспринимаемого, проектиро­вание предстоящих действий, взаимоконтроль, взаимооценива­ние, обсуждение вопросов и др.):

2) двигательные по преимуществу действия (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов, раздача и сбор учебных пособий, подготовка мест занятий, взаи­мопомощь и др.);

3) отдых - учитываются и оцениваются целесообразные и нецелесообразные затраты времени.

Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение расхода времени на все действия зани­мающихся и плотность урока. Различают общую и двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отно­шением суммы всех необходимых затрат времени (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) ко всей продолжительности урока, и выражается в процентах. На­пример, если в школьном уроке эта сумма составила 41 минут), то общая плотность урока будет равна 91,1% (сумма рационально затраченного времени на все виды деятельности умножается на 100% и делится на 45").

Двигательная плотность определяется отношением суммы показателей времени, использованного на физические по пре­имуществу действия занимающихся, к общей продолжительности урока. Например, если в школьном уроке на физические действия затрачено 29 минут, то двигательная плотность урока будет равна 64,5% (29" * 100% / 45" = 64,5%). При анализе и оценке получен­ных материалов следует иметь в виду, что общая плотность пол­ноценного урока должна приближаться к 100%.

Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может изменяться и достигать высо­кого уровня, особенно в старших классах. Так, в уроках совер­шенствования техники движений и физических качеств, она мо­жет достигать 70-80%. В уроке же с образовательной по преиму­ществу направленностью, где предусмотрено разучивание слож­ного двигательного действия и решение соответствующих задач (например, обучение знаниям), требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигатель­ная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.

Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценке умения организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.

Для достижения объективности суждений и рекомендаций необходимо учесть тип урока, задачи, специфику учебного мате­риала, состояние и работоспособность учеников, материально- технические возможности и другие условия, определяющие осо­бенности урока. На основании анализа, в конечном счете, долж­ны быть сформулированы выводы и кратко изложены конкрет­ные предложения по совершенствованию учебно-воспита­тельного процесса на уроке.

Вот почему к выполнению этого важного задания студент должен заблаговременно подготовиться:

1) изучить конспект урока, на котором предполагается хро­нометрирование:

2) определить тип урока;

3) изучить соответствующую литературу (материал учебни­ка, методические пособия;

4) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключает­ся до конца урока;

5) наметить объект наблюдения - это должен быть "средний" ученик, которого не предупреждают о предстоящем наблюдении:

6) подготовить протокол для черновой записи соответст­вующей информации. Образец выполнения данного задания, то есть содержание и порядок записей хронометрирования, а также примерный анализ, приведены ниже.

В графе "действия занимающихся" лаконично и последова­тельно записывается содержание каждого действия, например: "слушание задач урока", "ходьба", "бег", "упражнения в движе­нии", "обдумывание задания", "участие в установке снарядов" "пассивный отдых" и т.д.

В следующей графе записывается время окончания действий занимающихся. Если разные действия одного и того же вида деятельности следуют одно за другим, то по скользящему секундо­меру фиксируется время окончания последнего. Например, "ходьба", "бег, ходьба, упражнения в движении" - все они отно­сятся к физической, по преимуществу, работе. Поэтому нет смысла осложнять записи и последующие расчеты определением времени каждого из них. Но, если после ходьбы ученики слушали объяснение или предварительные указания педагога относитель­но предстоящего бега, то фиксируется время окончания ходьбы, затем - слушания педагога (это умственная работа) и т.д.

Дальнейшие расчеты и записи продолжительности действий по видам деятельности, а также обработка данных хронометри­рования должны производиться после окончания урока.

Путем вычета предыдущего показателя времени от очеред­ного определяется продолжительность действия и заносится в со­ответствующую графу. Например (см. образец), построение и ра­порт длился 2"45", это время записываем в графу "физическая, по преимуществу, работа". А слушание задач урока закончилось на 3"05". От этого времени отнимаем предыдущее 2"45", полученные 20" записываем в графу "умственная, по преимуществу, работа".

В зависимости от деятельности педагога умственные и дви­гательные действия занимающихся, а также паузы их отдыха, мо­гут быть целесообразными и нецелесообразными, эффективными и неэффективными. Например, используя в уроке хорошо извест­ные ученикам, несложные упражнения, педагог неоднократно их показывал. Естественно, ученики нецелесообразно затратили оп­ределенное время на наблюдение того, что могли выполнить сра­зу. Или - для выполнения смешанных висов на брусьях педагог вызывал по одному ученику) вместо того, чтобы использовать имеющиеся возможности выполнения по три сразу. Во втором случае пауза отдыха и ожидание очереди значительно сократи­лись бы. Поскольку упражнение в смешанном висе не сопровож­дается значительными нагрузками, паузы отдыха должны быть минимальными, остальное время оценивается как нецелесообразное.

Все нецелесообразные затраты времени на умственную и двигательную работу, а также на отдых, определяются сразу, по ходу хронометрирования и записываются в графу со знаком "-".

Для вычисления общей плотности суммируются показатели рациональных затрат времени ("+") на все вида деятельности. Полученную сумму следует умножить на 100, а полученное про­изведение поделить на время урока.

Для вычисления двигательной плотности суммируются пока­затели времени, затраченного на двигательные действия ("+", "-"). Полученную сумму необходимо умножить на 100 и поделить на время урока.

Попутные записи в графе "Примечания" позволяют более всесторонне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они будут ка­саться тех действий учеников, которые отклоняются от общих действий класса. Изменения плотности урока, зависящие от таких отклонений, будут касаться только данного ученика и должны быть оговорены специально при анализе плотности урока в целом.


Похожая информация.


Одним из показателей эффек-тивности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковы-ми возможностями и условиями организации работы в подгото-вительной, основной и заключительной частях урока. Общее вре-мя, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Плотность - это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отведенному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигатель-ную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оп-равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжи-тельности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагоги-чески целесообразные мероприятия:

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, по-становку учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8) мотивацию учащихся;

9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслаб-ление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уро-ке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кро-ме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

К снижению общей плотности уро-ка приводят следующие причины:

Неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожида-ние очереди перед выполнением упражнений);

Неподготовленность учителя к уроку; непродуманные орга-низация и содержание урока, приводящие к паузам;

Излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что при-водит к нерациональному использованию времени из-за много-кратного повторения команд и распоряжений, замечаний учени-кам, повторений объяснения и т.п.


Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разде-лить на общее время занятия, урока.

Например, установлено, что суммарное время, затраченное уча-щимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавате-ля, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежны-ми заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока бу-дет равна:

Р(моторная) = (25 х 100) : 40 = 62,5%

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неиз-бежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, разли-чием содержания применяемых упражнений, местом их исполь-зования и методами применения. Показатели моторной плотнос-ти меняются также и в зависимости от типа урока.

Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих зна-чительных затрат времени на умственную деятельность зани-мающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы вре-мени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению каче-ства и эффективности учебной работы в целом.

Методика определения плотности урока физической культуры способом хронометрирования.

Хронометрирование ведется с помощью секундомера, путем наблюдения. Секундомер включается со звонком на урок. Можно работу вести по часам. Если работа ведется фронтально, всем классом, то наблюдение ведем за всем классом. Если работа ведется по отделениям, то наблюдение ведем за одним отделением, а в нем за одним учеником, а затем продолжаем работу с учетом перехода к другому снаряду.

В уроке можно хронометрировать следующие компоненты: О - объяснение; Р - работа; П - потеря времени. Можно отдельно хронометрировать ожидание очереди у снаряда, отдых.

Подготовка и уборка снарядов относится к работе (Р), если проводится организованно, а если неорганизованно - потеря времени (П), к потере времени относится опоздание класса по любой причине, неисправность оборудования, плохая дисциплина.

Результаты хронометрирования протоколируются и затем изображаются графически. Моторная плотность может равняться 50-80% в зависимости от типа урока, раздела программы, возраста и подготовленности учащихся, их количества, метода обучения и метода ведения урока, от количества инвентаря и его состояния и т.д.

В целях повышения плотности урока можно не делать перекличку, по возможности не делать объяснение с показом упражнения, вводить дополнительные снаряды, использовать роль помощников и т.д.

Хронометрирование заканчивается со звонком с урока. Приступая к хронометрированию урока, следует заранее подготовить протокол хронометрирования по форме:

Данные обрабатываются в виде графика. Масштаб 1 минута = 0,5 см. Для составления графика нужно:

1. Измерить линию по горизонтали 45 минут - 22,5 см., если 40 минут - 20 см;

3. Можно выборочно проверить отдельные компоненты на графике.

Эффективность урока во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий. Определяется плотность урока в целом и по частям. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно общего времени урока рас­считываются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока должна приближаться к 100% в зависимос­ти от типов урока. На снижение общей плотности урока влияют следу­ющие причины:

1) неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевре­менная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

— неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организа­ция и содержание урока, приводящие к паузам;

— излишняя и малоэффективная словесная информация для уча­щихся на уроке;

— неудовлетворительная дисциплина учащихся, что приводит к нера­циональным затратам времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.

Моторная плотность урока — это отношение времени, затраченно­го учащимися непосредственно на двигательную активность, к общей плотности урока.

Для расчета моторной плотности необходимо прохронометрировать время выполнения учениками физических упражнений (tакт), умножить на 100% и разделить на общее время занятий урока (t общ).

Общая плотность урока — это отношение педагогически оправдан­ных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности уро­ка В. Ф. Новосельский предлагает включать следующие пе­дагогически целесообразные мероприятия:

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление оши­бок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащих­ся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физичес­ких качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений само­стоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8) мотивацию учащихся;

9) использование наглядных пособий, технических средств, показ уп­ражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, пос­тановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности урока или его частей хрономет­рируются и суммируются показатели времени, затраченного на все виды педагогически оправданных работ на уроке. Это время умножает­ся на100% и делится на общее время урока.

Моторная плотность урока в процессе постоянно меняется и зависит от различия применяемых упражнений, места их использования и ме­тодов применения. Показатели моторной плотности меняются также в зависимости от типа урока. При совершенствовании техники физичес­ких упражнений и развитии физических качеств плотность урока мо­жет достигать 70-80%, а при изучении новых двигательных действий моторная плотность может составлять 50%.

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показате­лям частоты сердечных сокращений (ЧСС) должна быть не ниже 130 уд//мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца, соответствует порогу тренирующей нагрузки).

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на заня­тиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд//мин.

1. Требования к решению оздоровительных задач:

Следить за санитарно-гигиеническим состоянием занятий до начала урока и в процессе его проведения.

Проверить костюмы занимающихся, их опрятность, соответс­твие содержанию занятий, условиям его проведения.

Соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений.

Подбирать упражнения в соответствии с возможностями зани­мающихся.

Наметить целесообразную последовательность выполнения физических упражнений на уроке.

Определить дозировку физических упражнений в зависимости от пола, возраста, физической подготовленности и возможнос­тей занимающихся.

Применять дифференцированный и индивидуальный подходы к занимающимся.

Использовать способы чередования нагрузки и отдыха. Специ­альные паузы для отдыха и их частота, продолжительность и соответствие предыдущей нагрузке при выполнении физичес­ких упражнений.

Уделять внимание вопросам самооценки нагрузок учащимися, учету самочувствия, выработке глубокого ритмичного дыха­ния, формированию правильной осанки, профилактике плос­костопия.

Подбирать информацию и сообщения по основам знаний и ги­гиеническому назначению отдельных физических упражне­ний, о регулировании нагрузок по ходу урока.

Приучить учащихся к гигиеническим процедурам после окон­чания урока (обтиранию, мытью рук и т.д.).

Планомерное и целенаправленное использование в учебно-воспи­тательном процессе методов педагогического контроля за состоянием здоровья занимающихся значительно повышает эффективность каж­дого урока физической культуры и спорта.

2. Требования к воспитанию физических качеств у учащихся:

— планировать учебный материал по воспитанию двигательных ка­честв в годовом плане-графике и конспектах урока. Отработать матери­ал, определить дозировку, распределить по частям урока;

— подготовить необходимые методические пособия (карточки, кино­граммы, учебные кинофильмы, кинокольцовки, видеозаписи и др.) и учебное оборудование;

— формировать у учащихся интерес к учебному материалу, ставить задачи перед напряженной работой;

— использованные средства (упражнения, комплексы, эстафеты, подвижные игры и др.) и их эффективность в решении задач урока;

— применять методы (равномерный, переменный, повторный, интер­вальный, круговой, сопряженно-принудительного воздействия, рас­члененного упражнения и др.) при разучивании и выполнении различ­ных упражнений и оценивать достигнутые результаты;

— употреблять дифференцированный подход к учащимся в воспита­нии двигательных качеств с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности. Определить приемы диффе­ренциации нагрузки;

— знать и учитывать критические зоны воспитания основных двига­тельных качеств у учащихся различных возрастных групп;

— определять во время урока и учитывать внешние признаки утом­ления у учащихся (резкое покраснение или побледнение лица, потли­вость, учащение дыхания, появление некоординационных движений, покачивание, замедленное выполнение команд, жалобы на усталость, боль в ногах и сердце, одышка, тошнота);

— научить учащихся навыкам самоконтроля за реакцией организма на нагрузку и использование их в процессе урока и самостоятельных занятий;

— выдавать задание для самостоятельных занятий учащихся в пос- леурочное время. Их проверка и оценка. Выставление оценок в днев­ник, журнал. При подведении итогов уроков следует дать характерис­тику эффективности каждого из средств и методов, использованных на уроке, высказать советы и конкретные предложения по устранению не­достатков.

3. Формирование основ знаний у учащихся:

Материалы по разделу «Основы знаний» должны быть запла­нированы в годовом плане-графике и конспекте урока; отбор материала для урока; уточнение его объема и перечня;

Подготовить необходимые методические пособия — таблицы, карточки, технические средства;

Наметить, в какой момент урока будут сообщаться знания с учетом специфики материала;

Уметь лично и экономно преподносить учебный материал, от­бирать факты, четко излагать основные понятия и ведущие идеи. Уметь сосредотачивать внимание учащихся на главном;

Использовать знания учащихся, полученные на уроках физи­ки, математики, физиологии, общей биологии (межпредмет­ные связи);

Создавать условия для формирования навыков и умений при­менять полученные знания в практической деятельности (пра­вила составления комплексов упражнений УГГ; научить опре­делять функциональную нагрузку по ЧСС; готовить места для занятий; судейство игр);

Развивать познавательные возможности учащихся. Предла­гать проблемные ситуации и вопросы к учащимся;

Проверять усвоение материала урока, определять формы про­верки (беглый, выборочный, тотальный опрос; оценка фраг­мента диафильма, карточки, посвященной соответствующей проблеме, например: расставить в нужном порядке упражне­ния, найти ошибку в правилах и др.);

Сообщить учащимся список литературы для самостоятельного закрепления пройденного на уроке материала, углубления и расширения знаний.

4. Требования к применению методов практического обучения дви­гательным действиям, умению подбирать их эффективно использовать в учебном процессе:

1) раздельное разучивание составных частей движения с последую­щим объединением их в единое целое. Целесообразность расчлене­ния, соблюдение меры в работе над составными частями; своевре­менность перехода к целостному выполнению упражнения; внима­ние к процессу выполнения элементов и связи между ними.

Подводящие упражнения для усвоения двигательного акта:

2) целостное разучивание двигательного действия:

а) первоначальное разучивание в упрощенной форме;

б) разучивание в облегченных условиях;

в) целостное разучивание в основном варианте;

3) целесообразность избранного варианта, наличие необходимых пред­посылок для полноценного обучения;

4) умение акцентировать внимание учащихся на основном механизме техники движений;

5) умение своевременно обнаружить и исправить допущенные учащи­мися общие и индивидуальные ошибки;

7) использование игр и соревнований для совершенствования двига­тельной деятельности;

8) умение преподавателя сконцентрировать внимание занимающихся на качестве действий и поступков, добиться своевременного пони­мания и исправления недочетов и ошибок, корректировать эмоци­ональные проявления.