Разберём вкратце содержание КИМа:
С одной стороны, в заданиях 1-2 нет ничего особо примечательного, если только не отметить забавное совпадение: во 2-м задании рядом оказались сразу две денежные реформы - Е.Ф. Канкрина и Г.Я. Сокольникова.
С другой стороны, удивило нетрадиционное написание слова «крещение» во фразе «крещение Руси» со строчной буквы. Часто даже в учебниках пишут всё-таки с заглавной - «К рещение», подчёркивая тем самым судьбоносность произошедшего. Это особенно бросается в глаза в сравнении с «Н ациональными проектами» из 3-го задания. Когда это они успели стать настолько важным событием, что их появление необходимо подчёркивать прописной буквой, остаётся загадкой от составителей варианта.
Кстати, вообще довольно необычен и хорош выбор периода для терминов в том же 3-м задании - «перестройка». Честно говоря, уже немного надоели во многих вариантах однообразные термины из XVII века с бесконечным перечислением названий представителей разных сословий. За один «новоогарёвский процесс» нужно сказать большое спасибо авторам.
А вот за 4-е задание хотелось бы поругать. На мой взгляд, сразу две довольно грубые ошибки. Дается определение: «В Российском государстве в XVI - начале XVIII в. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием ». Судя по всему, ответ должен быть - «стрельцы ». Но возникает два возражения.
Во-первых, насколько мне известно, стрелецкое войско было уничтожено Петром I ещё после последнего стрелецкого бунта 1698 г., поэтому как оно могло существовать в начале следующего столетия, решительно непонятно. Особенно учитывая, что уже в 1699 г. прошёл первый рекрутский набор в новую армию царя. Возможно, это и опечатка, но «в начале XVII в. » было бы ещё большей глупостью.
Во-вторых, считать стрельцов постоянным войском довольно трудно, учитывая, что для них военное дело не являлось единственным и основным занятием, поскольку львиную долю доходов они получали от торговли, промыслов, ремесла. Одной одинаковой формы, единообразного огнестрельного оружия и объединения в полки как-то маловато для приравнивания стрельцов к регулярной армии. Правильнее бы звучало, с моей точки зрения: «В Российском государстве в XVI - конце XVII вв. служилые люди составлявшие пехоту (пехотные подразделения), вооружённую(-ые) огнестрельным оружием ».
1 задание - два события (Чесменский бой и убийство Франца-Фердинанда);
4 задание - термин «стрельцы» (военнослужащие);
5 задание - исключительно военные события (процессы, явления) и факты;
В 6-м всё «тихо-мирно»: государственные органы - Госдума с Госсоветом;
В 7-м тоже спокойно как в Багдаде, здесь экономика 1-й половины XIX в. То ли ещё будет в заданиях 13-16 с картой по экономическому развитию XVII столетия:)
8 - традиционно «военное»;
В 9-м два события - военные конфликты;
10 - текст про вооружённый конфликт (какой - не буду говорить, чтобы было интересно решать);
11 - вполне нейтрально и незатейливо;
12 - снова про события, происходившие во время войны (на этот раз Первая Мировая война).
Про задания 13-16 с картой уже упоминалось. Один из самых неприятных вариантов, который мог попасться. Сочувствую тем, кто его решал.
В 17-м довольно однообразно, одни памятники архитектуры. Всё-таки интереснее, когда примеры из разных сфер культуры, больше знаний проверяется.
В 18-м примечательно использование не марки/монеты/медали, а целого почтового конверта! Вот это масштаб. Респект и уважуха. Правда, это осложняет задачу, ведь его рассмотреть труднее, особенно то, что написано мелкими буквочками и цифирками внизу. Это важно, если, как и в данном случае, нужно узнать время выпуска. Памятники в 19-м задании вполне узнаваемые и несложные, никаких необычных ракурсов.
И продолжая тему - №№ 20-22 с текстом также про военные действия (спойлерить по-прежнему не буду), но интересный текст, поскольку используется нестандартный источник - послание монарха.
№ 23 - опять про войну, на этот раз Гражданскую. Причём любопытное новшество - впервые вижу, чтобы как-то ограничивали формулировку объяснений: «Ошибки белого движения указывать не надо ». Звучит будто: «Ну, они всё равно победить бы не смогли, поэтому про их ошибки читать неинтересно. Давайте лучше ещё раз вспомним, почему большевики-то победили». Как-то всё-таки нехорошо решать за людей, какие объяснения им приводить, а какие нет.
№ 24 - аргументы про восстание декабристов. Одна из моих любимых тем, так что мне понравилось:) Как другим - не знаю, но могло быть намного хуже, это точно.
От № 25 (сочинение) тоже отдаёт «милитаризмом». Третий период - это начальный этап Великой Отечественной (с июня 1941 г. до начала коренного перелома в войне в ноябре 1942 г.).
Итог: 11 (!) заданий из 25, т.е. почти половина, так или иначе, связаны с военной историей. На мой вкус, многовато.
Досрочные варианты ЕГЭ 2018 г. по другим предметам можно посмотреть на сайте ФИПИ: главная страница - раздел «ЕГЭ и ГВЭ-11» - подраздел «Открытый банк заданий ЕГЭ» - пролистнуть вниз страницы. Или просто перейдите по ссылке . Там же можно скачать досрочные варианты 2015, 2016, 2017 гг.
Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»
Примерно в мае месяце, публикуются варианты ЕГЭ досрочного периода. Цель публикации - предоставление выпускникам дополнительной возможности подготовиться к ЕГЭ.
Досрочные варианты ЕГЭ по истории 2017 год
Предмет | Скачать досрочный вариант |
История 2017 год | istoriya |
2016 | variant ege 2016 |
2015 | variant ege 2015 |
Публикуется по одному варианту КИМ, использованных для проведения ЕГЭ досрочного периода 2017 года.
Изменения в структуре КИМ по истории по сравнению с 2016 годом:
Нет изменений структуры и содержания.
Изменён максимальный балл за выполнение заданий 3 и 8 (2 балла вместо 1). Усовершенствованы формулировка задания 25 и критерии его оценивания.
Всего заданий (в скобках – включая критерии оценивания сочинения) – 25 (31);
из них по типу задания:
с кратким ответом – 19;
с развёрнутым ответом – 6 (12);
по уровню сложности (включая критерии оценивания сочинения): Б – 16; П – 8; В – 7.
Максимальный первичный балл за работу – 55.
Общее время выполнения работы – 235 минут.
Структура КИМ ЕГЭ 2017 по истории
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задания на определение последовательности расположения данных элементов;
– задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;
– задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).
Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.
Задания 20–22 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение
информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).
Задания 23–25 связанны с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.
На ЕГЭ по истории обычно бывает чуть больше 5 процентов учеников, набравших высокие баллы. Двоечников примерно в два раза больше.
Отмечается, что не все умеют работать с картами и фактическим материалом. Школьники часто ошибаются при ответе на вопросы о Великой Отечественной войне. Ученики не всегда понимают различие между ней и Второй мировой войной.
Перед экзаменами рекомендуется повторить даты, освежить в памяти фамилии полководцев, героев, государственных деятелей. Так, на ЕГЭ 2016 года около 20 процентов выпускников написали, что героем Советского Союза является боец - диверсант, казненная фашистами в 1941 году Лидия Русланова, а не Зоя Космодемьянская. Были и те, кто маршала Александра Василевского отправил на сражение в Чесменскую бухту 1770 года, в то время как он в годы Великой Отечественной войны был начальником Генштаба, командовал 3-м Белорусским фронтом, руководил штурмом Кёнигсберга.
Доброго времени суток, уважаемые абитуриенты. Многих из Вас интересует, что же было за кадром досрочного ЕГЭ 2016. Этому предшествовали десятки сообщений в мою личку ВКонтакте и я приоткрою Вам завесу таинственности, расскажу о своих впечатлениях по проверке второй части и мы разберем с Вами реальный вариант второй части и расскажу о том, как выглядит досрочный ЕГЭ по истории этого года
Впечатления от досрочного этапа
Начнем с моих впечатлений по первой части, которую, признаюсь, видел мельком. Но быстрой пробежкой по варианту могу сказать следующее: досрочный ЕГЭ был не сложным. Обосную это на реальных заданиях. Как Вы знаете, в нынешнем году в корне переделали структуру всей работы — убрали тестовую часть и перелопатили задания нынешней первой. По быстрому анализу варианта, первые пять заданий и №7-9, 11 дались без каких-либо сложностей тем, кто отрабатывал даты и работал с официальными документами, в том числе со списком дат от ФИПИ. Неожиданностей, как я считаю, для подготовленного человека, здесь бы не нашлось
Далее Вас встречает следующий тип заданий: работа с картой и иллюстративным материалом. Из карт я могу вспомнить карту расселения племенных союзов восточных славян, была карта по эпохе феодальной раздробленности, встретилась Курская битва, социально-экономическое развитие России в XIX веке... Что-то, конечно, могло вызвать сложности, но обошлось без сюрпризов от составителей, по типу имен купцов/названий заводов и фабрик, как в прошлом году
«Картинки» порадовали большинство абитуриентов. Единственное, сложности вызвал товарищ, известнейшая детская песенка которого прикреплена ниже. Кто узнал, пишем в комментариях 🙂 Нужно было к нему выбрать 2 положения и композитора, с которым он/она сотрудничал (-а-). Жду Ваших предположений. В остальном же: Высоцкий, Цой, основные памятники архитектуры XVIII века, плакаты времен 20-30 годов XX века
Ну а теперь перейдем к разбору заданий второй части:
Задания №20-22: досрочный ЕГЭ по истории 2016 года
№20. О каком периоде в истории СССР идёт речь в статье? Назовите, используя знания из курса истории, два основных оппозиционных И.В. Сталину направления среди партийной элиты описываемого времени. В чём заключались особенности их взглядов?
№21. Назовите цель репрессий, организованных И.В. Сталиным против авторитетных партийных и государственных деятелей. Приведите не менее двух фактов и явлений, связанных с этим процессом в армии.
№22. Укажите не менее пяти причин, которые, как считает С.А. Кислицын, привели к уничтожению внутрипартийной оппозиции Сталину
Решение тестов
Итак, как можно выполнить данное задание? Естественно, читая текст 🙂 Убийство Кирова, для знающих мальчишек и девчонок, уже говорит, что это 1930-е годы. Группы же скрытно выделены в тексте: С.Сырцова и Т.Рютина (сторонников либерализации Советского союза и умеренных преобразований). Ну и затронем «партийных бояр», расскажем кто это и получим 2 балла за двадцатое задание
Цель: установление централизованной системы государственной власти и управления народными массами
Факты и явления:
1) Были репрессированы многие представители РККА (пример: Тухачевский, Блюхер)
2) В годы советско-финской войны был нанесен серьезный удар по обороноспособности страны
- Фетишизация ВКП (б)
- Инфантилизм
- Отрыв от народа
- Амбициозность членов партии
- Отстранение от человеческих ценностей
Продолжим работу над вариантом в следующих статьях, уже совсем-совсем скоро, если данная статья получит отклик. Ставьте лайки, делитесь статей в социальных сетях, так Вы помогаете проекту и тогда досрочный ЕГЭ по истории 2016 мы разберем как можно скорее. До скорых встреч, с Вами был Иван Некрасов . Всем пока!
Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!
Вариант № 1489759
ЕГЭ - 2017. Досрочная волна
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) восстание под предводительством К. А. Булавина
2) первое упоминание Москвы в Ипатьевской летописи
3) разгром Англией Непобедимой армады
Ответ:
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ:
Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России XVIII в.
1) дворцовый переворот
2) славянофилы
3) посессионные крестьяне
4) фаворитизм
5) выкупные платежи
6) коллегии
Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
Укажите термин, о котором идёт речь.
Название территориальной общины в Древней Руси, члены которой несли коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в границах общины; упоминается в Русской Правде.
Ответ:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ | |
А) внешняя политика СССР в период руководства страной Н. С. Хрущёва Б) внешняя политика первых русских князей В) русско-турецкая война 1787–1791 гг. Г) Смутное время в России | 1) битва на реке Шелони 2) создание Организации Варшавского договора 3) ввод советских войск в Афганистан 4) сражение при Рымнике 5) поход Лжедмитрия II на Москву 6) поход киевского князя Олега на Византию |
А | Б | В | Г |
Ответ:
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «На второй же год после возвращения с победой князя… вновь пришли [неприятели] из западной страны и построили город на земле князя. Князь же… вскоре пошёл и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увёл, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.
На третий год… пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их князь, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов…»
Б) «Во всех же городах Московского государства слышали таковое душевредство под Москвой и о том скорбели и плакали, и креста не целовали ни в котором городе, а помочь никто не мог. Ото всех же градов во едином граде, в Нижнем Новгороде, нижегородцы… начали мыслить, как бы помочь Московскому государству. Один же из них, нижегородец, имеющий торговлю мясную, Козма Минин, рекомый Сухорук, возопи во все люди: "будет нам похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожелети животов своих" …Нижегородцам же всем его слово любо было, и задумали они послать бить челом к князю Дмитрию Михайловичу… Печерского монастыря архимандрита Феодосия, да изо всех чинов всяких лучших людей».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Описываемые события произошли в XVI в.
2) Князь, упомянутый в отрывке, был участником Земских соборов.
3) Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Донской.
4) Описываемые события произошли в XIII в.
5) Описываемые события произошли в XVII в.
6) Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Невский.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Ответ:
Какие из перечисленных событий произошли в период руководства СССР Н. С. Хрущёва? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) ввод советских войск в Афганистан
2) начало кампании против космополитизма в СССР
3) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске
4) ликвидация машинно-тракторных станций
5) либерализация цен
6) Карибский кризис
Ответ:
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Советский разведчик, партизан, который, выдавая себя за немецкого офицера в Ровно и Львове, добывал ценную информацию, уничтожил нескольких видных гитлеровцев, - ____________.
Б) Операция Красной армии «Уран» началась в ____________ году.
В) В период Великой Отечественной войны фашистам не удалось захватить город _____________.
Пропущенные элементы:
2) Ю. Б. Левитан
6) Н. И. Кузнецов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
Ответ:
Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочтите отрывок из резолюции, принятой на международной конференции, и укажите фамилию Председателя Советского правительства в период, когда проходила эта конференция.
«Союзные государства-кредиторы… не могут принять на себя никаких обязательств относительно претензий, заявленных Советским правительством.
Ввиду, однако, тяжёлого экономического положения России государства-кредиторы склоняются к тому, чтобы сократить военный долг России по отношению к ним в процентном отношении, размеры которого должны быть определены впоследствии. Нации, представленные в Генуе, склонны принять во внимание не только вопрос об отсрочке платежа текущих процентов, но и об отсрочке уплаты части истекших или просроченных процентов».
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) начало правления в Киеве князя Владимира Святославича
2) начало Крестовых походов
4) образование Священной Римской империи
6) поход хана Тохтамыша на Москву
7) «Славная революция» в Англии
9) присоединение к Московскому государству Твери
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Прочтите отрывок из летописи.
«В год 6370. И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а ещё иные - готы, вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший в Ладоге, а другой - Синеус - на Белом озере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один … [князь], и пришёл к Ильменю, и поставил город над Волховом… и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В отрывке упомянут восточнославянский племенной союз, занимавший территорию по среднему течению реки Днепра, с центром в г. Киеве.
3) В отрывке упомянуты финно-угорские племена.
4) В отрывке приведено название племенного союза восточных славян, поднявшего восстание, в ходе которого был убит сын князя, упомянутого в тексте.
6) В отрывке описано событие, датируемое по современному летосчислению 862 г.
Ответ:
Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот ____________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Ответ:
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «4», в период, когда произошли события, отражённые на схеме.
Ответ:
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в настоящее время входит в состав России.
2) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», был освобождён от фашистов осенью.
3) В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, Красная армия полностью освободила Чехословакию.
4) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе операции «Багратион».
5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе Восточно-Прусской операции.
6) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был освобождён от фашистов в октябре.
Ответ:
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Ответ:
Какие суждения о данной памятной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Событие, которому посвящена данная монета, произошло менее чем за год до отмены крепостного права в России.
2) На монете упоминается государственный орган, учреждённый Петром I.
3) Изображённый на монете российский император получил прозвище Тишайший.
4) Данная монета выпущена в год, когда Президентом России был Д. А. Медведев.
5) Высокие государственные посты в период правления императора, изображённого на монете, занимали А. Х. Бенкендорф и С. С. Уваров.
Ответ:
Кто из деятелей культуры, представленных ниже, были современниками события, в память о котором была выпущена данная монета? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти деятели культуры.
Ответ:
Укажите с точностью до половины века период, к которому относится данный документ. Укажите царскую династию, родоначальником которой стал упоминаемый в документе правитель. Укажите его преемника.
Из челобитной царю
И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге, чтобы тебе, государю, от нас, холопов твоих, [надоедливых просьб] не было, а мы б, холопы твои, с московской волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопам твоим, от их продажи и насильства вконец не погибнуть…»
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие меры, проведения которых челобитчики ждали от царя, указаны в данном отрывке? Укажите любые три меры.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из челобитной царю
«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.
Укажите название свода законов, принятого в годы правления преемника царя, упоминаемого в документе. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения страны.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из челобитной царю
«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.
1) 1054–1132 гг.;
В сочинении необходимо:
В сочинении необходимо:
Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.