Конфликтные ситуации случаются не только между отдельными личностями.

Возникают и гораздо более серьезные , когда в инцидент включаются целые государства, миллионы людей.

Многие люди не до конца понимают, в чем заключается опасность межнациональных конфликтов , насколько важно решать проблему мирным путем, в противном случае возможны серьезные последствия.

Понятие

Национальным конфликтом называют столкновение интересов, взглядов между национально-этническими общностями, либо их составляющими.

В большинстве случаев это результат национализма.

Межнациональный конфликт — это более широкое понятие. Это вид социального конфликта. В его основе множество противоречий.

Обычно они носят государственный, политический, этносоциальный характер. В таких спорах принимают участие тысячи и миллионы человек. Они носят широкомасштабный характер, могут длиться годами, десятилетиями.

Если стороны перестают слышать друг друга, пытаются доказать свою правоту, ситуация сильно осложняется и может привести к военным действиям .

Именно поэтому такие ситуации стараются решить на первых стадиях, предотвращая их развитие.

В чем состоят причины возникновения?

Почему они возникают? Причины национальных и межнациональных конфликтов немного различаются. К первой группе относятся следующие факторы:


К причинам межнациональных конфликтов относятся другие факторы:


Столкновение взглядов может возникнуть по разным причинам.

Это могут быть как материальные, вполне объяснимые противоречия, так и нематериальные, относящиеся к определенным идеологиям, составляющим той или иной культуры.

О межнациональных отношениях и конфликтах в этом видео:

Виды и примеры современных конфликтов

Национальные конфликты бывают:

Ярким примером является спор между Арменией и Азербайджаном о том, кому принадлежит Нагорный Карабах.

Территория имеет достаточно интересную историю, имеет большое значение для обоих государств, поэтому урегулировать спор не получается на протяжении многих лет .

К разновидностям межнациональных конфликтов относятся:

Межнациональные конфликты в истории являются весьма распространенными.

Это и борьба за ресурсы, за территорию .

Примером является Чеченский конфликт, когда поднимался вопрос независимости Чечни .

Были сторонники выхода Чечни из состава России и сторонники ее сохранения в пределах страны. Тогда разные этносы пытались доказать свою правоту, необходимость независимости, из-за чего и случился конфликт.

Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг:

В чем опасность: последствия

Данные ситуации являются очень опасными. Они нарушают права граждан, принципы всеобщей свободы, угрожают миру, демократии .

Главная опасность заключается в том, что конфликт может перерасти в войну, когда будет применяться оружие, пострадает множество людей.

Будут разрушены дома, города, села.

Пути преодоления и способы решения

В чем состоит план разрешения конфликтов? Чтобы преодолеть конфликты, решить такие ситуации, необходимо слышать друг друга. Применяются переговоры , заключение мирных договоров.

В переговорах участвую дипломаты, которые предлагают компромиссные решения.

Если стороны услышат друг друга, будут уважать оппозиционные взгляды, такие ситуации получится уладить.

Эксперты считают, что такие ситуации необходимо пресекать еще на начальном этапе , чтобы не допускать войны, гибели людей.

Нужно предотвращать дискриминацию населения , ущемление того или иного народа, следует воспитывать в гражданах уважение и любовь к другим культурам, стремление познать друг друга, а не проявлять ненависть.

Единство, стремление понять друг друга — это те составляющие, которые помогают эффективно предотвращать конфликты. Уважение интересов друг друга поможет сохранить мир .

Межнациональные конфликты и способы преодоления:

Можно ли предотвратить: профилактика

Предотвратить такие ситуации действительно можно. Для этого в людях с детства воспитывают уважение друг к другу вне зависимости от этнической принадлежности.

В школах проводят соответствующие уроки, рассказывают о разных культурах, об уникальности каждой из них. Детей учат взаимодействовать, несмотря на этнические различия.

Педагоги должны рассказывать о том, что все народы — равны , ни один из них не должен ставить себя выше другого. Один этнос не может быть лучше иного. Следует понять, что каждый народ уникален и неповторим, и этим надо гордиться, а не стремиться доказать свое превосходство.

Помогают предотвратить данные конфликты специальные фильмы, телепередачи и книги . Они воспитывают в представителях разных культур толерантность, терпимость по отношению друг к другу.

К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов относят переговоры на официальном уровне между различными государствами, где каждая сторона выражает определенные взгляды, получает определенные советы и помощь.

Переговоры помогают решить некоторые вопросы, они предотвращают какие-либо недопонимания.

Конфликты могут случиться по разным причинам. Межнациональные являются одними из самых распространенных .

Они существовали как в далеком прошлом, так и существуют в двадцать первом веке, хотя их в большинстве случаев удается предотвратить на начальной стадии . Умение договариваться, находить компромисс может помочь в сохранении мира.

Предотвращение межнациональных конфликтов — мнение эксперта:

Структурообразующую роль в межэтническом общении играют существующие межэтнические границы, которые сами подвержены трансформации за счет действия разнообразных факторов как геополитического (единое политико-административное пространство, близость территориальных границ, экономическое взаимодействие и т.д.), так и культурологического характера (обычаи, традиции, историческое прошлое, конфессиональная принадлежность и т.д.). В свою очередь, от степени подвижности этнических границ существенным образом зависит выбор той или иной поведенческой стратегии, избираемой этнической группой в тех или иных ситуациях межэтнического контакта, возникающих на разных планах и уровнях общественной жизни.

Таким образом, подвижность этнических границ и выбор конкретной групповой поведенческой стратегии в межэтническом взаимодействии в значительной мере детерминированы сложным комплексом взаимообусловленных и сопряженных факторов как объективного, так и субъективного свойства, среди которых немаловажную роль наряду с этническими стереотипами и ценностными установками играет тот или иной тип этнической идентичности.

Этническая идентичность, будучи социально обусловленным конструктом, имеет свойство трансформироваться в зависимости от конкретных социально-политических реалий и варьирует в широком диапазоне от гипо- до гиперидентичности. Крайние формы изменения позитивной этнической идентичности одинаково опасны для всей системы межэтнических отношений, нарушая, с одной стороны, коммуникативный баланс между взаимодействующими этническими общностями и нивелируя культурное своеобразие этноса - с другой.

Теоретическое осмысление процессов, происходящих в столь деликатной сфере человеческого бытия, какой являются межэтнические отношения, должно стать основой для выработки властными структурами различного уровня действий, адекватных современным реалиям общественной жизни. В нынешней ситуации обсуждаемые проблемы блокированы наличием более существенных, лежащих в той же области, но сохраняющих тенденцию к проявлению в форме межэтнического конфликта. Со временем, будем надеяться, они все же разрешатся, однако временно скрытые трудности могут обозначиться в неожиданном ракурсе. Между тем, неожиданностей можно избежать уже сегодня, не только выстраивая региональную политику и проводя соответствующие мероприятия в русле урегулирования уже проявившихся конфликтов, но и налаживая повседневную работу по профилактике возможных, что в действительности является двумя сторонами одного и того процесса.

Существует пять способов разрешения способы разрешения межэтнических конфликтов.

Первый способ можно условно назвать гетгоизацией (от слова "гетто"). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду - окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.

Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются выходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей - турки, и даже улицы в этом районе имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, турецкие банки и бюро путешествий, представительства турецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни слова по-немецки.

Второй способ разрешения конфликтов - ассимиляция, противоположная по сути геттоизации. В случае ассимиляции индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать.

Такое сопротивление встречается, например, в некоторых европейских странах (во Франции, в Германии) по отношению к новым эмигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения языком и достижения приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно "выталкиваются" в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно назвать невидимым гетто - в круг соплеменников и "сокультурников", вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.

Третий способ разрешения конфликтов - промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть приносил пользу и обогащал обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально неравны: одна - автохтоны, другая - беженцы или эмигранты. Тем не менее примеры такого удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию после ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изменившие там интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.

Четвертый способ решения конфликтов - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере - нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины. Как правило, ассимиляция оказывается частичной либо когда невозможна геттоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но частичная ассимиляция может быть также вполне намеренным позитивным результатом межэтнического взаимодействия.

И, наконец, пятый способ разрешения конфликтов - культурная колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужого этноса, прибыв в страну, активно навязывают титульному этносу собственные ценности, нормы и модели поведения.

При этом имеется в виду не колонизация в политическом смысле, которая является лишь одной из многочисленных форм культурной колонизации, причем не самой действенной ее формой. Известно, что превращение какого-то государства или территории в колонию часто сопровождалось не столько культурной колонизацией, сколько геттоизацией пришельцев, которые жили, почти не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не воздействуя на нее.

Гораздо более действенной формой культурной колонизации является широко распространившаяся практика помощи слаборазвитым странам со стороны индустриальных государств. Например, когда западная фирма осуществляет строительство ирригационного канала в засушливой африканской или ближневосточной стране, она не только внедряет новые модели технологической и организационной культуры, к которой вынуждено приспосабливаться и которую вынуждено усваивать местное население, работающее на постройке канала, но и вносит глубокие изменения в культуру земледелия, которое начинает функционировать по западным моделям и технологиям. А вместе с этим кардинально изменяется социальная и культурная организация общества в целом.

В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективно прерывание конфликта, которое позволяет расширить действие прагматических подходов к его урегулированию. И что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп, участвующих в конфликте.

Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, этот процесс нужно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить перемирие для решения наиболее важных вопросов: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим и социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, решают в последнюю очередь. Однако бывают и такие случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает личностная позиция лидеров.

Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные решения не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель "выигрыш - проигрыш" на модели "выигрыш - выигрыш" или "проигрыш - проигрыш". Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

Полезным считается участие в переговорах посредников и медиаторов. В особо сложных ситуациях легитимность договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов - это всегда очень сложный процесс, граничащий с искусством. Поэтому все возможные усилия должны быть сконцентрированы на предупреждении конфликтов. Ведь даже худой мир всегда предпочтительнее доброй ссоры, особенно в межэтнических отношениях.

Обращаясь к истории, мы видим, что отношения между нациями и народностями нередко были напряжёнными, даже трагическими. К сожалению, межнациональные кон­фликты не ушли в прошлое. На Ближнем Востоке многие годы длятся вооружённые столкновения между арабами и израильтянами. На Балканах до сих пор идёт борьба между различными национальными общностями. Нередко возни­кают межнациональные конфликты в странах Азии и меж­племенные - в Африке. В межэтнических столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные и духовные ценности.

Причинами межнациональных конфликтов часто яв­ляются территориальные притязания, стремление той или иной нации создать собственную государственность либо из­менить ранее установленные национально-территориальные границы. Конфликты порождаются также опасениями от­носительно того, что в результате притока иноязычного на­селения произойдёт размывание коренного этноса. Крайне


негативно сказываются на межнациональных отношениях ограничения в использовании национального языка, ущем­ление прав и свобод людей по национальному признаку.

Национальные чувства очень уязвимы. Иногда истин­ные, глубинные причины происходящих негативных явле­ний (глобальные экономические процессы и вызванные ими снижение жизненного уровня, безработица и др.) не по­лучают правильной оценки в массовом сознании. Главным виновником изображаются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории.

Движения, направляемые идеями национализма, сы­грали важную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии. Однако, как свидетельствует исторический опыт XX в., национализм из идейного обоснования борь­бы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение приоритета национальных ценностей, пре­восходства и даже исключительности своей нации.

Крайняя, агрессивная форма национализма - шови­низм. Исходя из убеждения в превосходстве своей нации, шовинисты присваивают себе право поучать другие на­ции, навязывать им свою культуру и политическую ли­нию, стремятся к захвату чужих территорий. Предельным выражением такой политики является фашизм. Человеко­ненавистническая идея о существовании неполноценных рас и народов вылилась в практику геноцида - истребле­ния целых групп населения по национальному признаку.



Всеобщая декларация прав человека (1948), Хельсин-ский акт (1975), Парижская хартия (1990) провозглашают принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства. Возникли авторитетные международные организации, осуществляющие контроль за соблюдением данных основополагающих правовых норм. Это Комиссия ООН по правам человека, Комиссия ООН по предупреждению и защите меньшинств, Совет ООН по устранению расовой дискриминации, Гаагский междуна­родный суд и др.

Гуманистический подход к этническим проблемам со­стоит в приверженности идее мира, признании прав и сво-30


бод человека важнейшей ценностью, поиске согласия по спорным межнациональным вопросам, а также в отказе от национального насилия во всех его видах и формах.

В Конституции Республики Беларусь чётко сформулиро­ваны гарантии прав лиц всех национальностей, а также за­прет на разжигание национальной розни или национальную дискриминацию. Статья 50 Конституции гласит: «Оскор­бление национального достоинства преследуется по закону. Каждый имеет право пользоваться своим родным языком, выбирать язык общения». В статье 14 говорится, что го­сударство регулирует отношения между социальными, на­циональными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя равноправным гражданином Рес­публики Беларусь, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей незави­симо от их национальности. Это непреложное требование гуманизма.

Вопросы и задания

1. Что определяет целостность этноса? 2. Каковы характерные черты нации? 3. На протяжении своей жизни вы будете встречать­ся, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или со­перничать с людьми самых разных национальностей. Согласны ли вы с утверждениями, что нет наций плохих или хороших, есть лишь плохие или хорошие люди, а точнее - плохие или хорошие поступ­ки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком? Поясните свою точку зрения. 4. Проанализируйте основные причины межнациональных конфликтов. Какие пути выхо­да из них существуют? Приведите конкретные примеры, используя материалы средств массовой информации. 5. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь, нацеливающие на гуманизацию межнациональных отношений.

1. Что определяет целостность этноса? 2. Каковы характерные черты нации? 3. На протяжении своей жизни вы будете встречать­ся, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или со­перничать с людьми самых разных национальностей. Согласны ли вы с утверждениями, что нет наций плохих или хороших, есть лишь плохие или хорошие люди, а точнее - плохие или хорошие поступ­ки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком? Поясните свою точку зрения. 4. Проанализируйте основные причины межнациональных конфликтов. Какие пути выхо­да из них существуют? Приведите конкретные примеры, используя материалы средств массовой информации. 5. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь, нацеливающие на гуманизацию межнациональных отношений.

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Межнациональный конфликт широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

Причины межнациональных конфликтов :

1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;
3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.
5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.
6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Способы разрешения :
1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);
2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;
3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;
4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным;
5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

БИЛЕТ 15

Искусство: виды и роль в жизни людей.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.



ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…



Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Искусство - это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство - это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство - это наша историЯ.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она

ши то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного.

Общественные институты.

«Общественный институт - это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения»

В политологической литературе доминирует представление, согласно которому выделяются следующие сферы общественных отношений (и, соответственно, типы социальных институтов):

1) экономическая - отношения в процессе материального производства, распределения и потребления материальных благ;

2) социальная – отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению здоровья, образования, социальных гарантий, жизненного комфорта;

3) политическая – отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями;

4) духовная (иногда ее называют «идеологическая») – отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.

Вооруженные конфликты в России до сих пор развиваются по одной схеме. Хотя их возникновение обычно прогнозируется, реакция на них запаздывает.

Не выполняется одно из главных условий прекращения конфликта: общественность на получает ответа на вопрос, кто в нем виноват. Из дипломатической и политической лексики ушло понятие «агрессор». Однако анализ конфликта должен начинаться с определения именно этого действующего лица. Игнорирование фигуры агрессора, растворение ее в массе абстрактных факторов и сил фактически стимулирует его к активным действиям и делает еще более беззащитной его жертву.

Не используются все возможности как вертикального (правительство-армия-местные власти-органы внутренних дел-отдельные граждане), так и горизонтального (правительство-правительство; армия-армия; общественные движения-общественные движения) блокирования вооруженных конфликтов.

Серьезным препятствием в деле разрешения конфликтов является страх правящих кругов и общественных движений попасть в разряд «недемократичных», «нецивилизованных», «имперских», «тоталитарных» и т.д.

Анализ результатов вооруженных конфликтов позволяет сделать следующие выводы:

  • 1. Большинство вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР (карабахский, абхазский, югоосетинский, приднестровский) возникло по поводу споров о статусе национально-территориальных образований и справедливости границ, разделяющих этносы. Субъектами этнополитических конфликтов выступали этнически консолидированные группы населения, организованные и возглавляемые национальными движениями;
  • 2. Использование в конфликтах вооруженных сил должно быть политически и юридически обоснованным, носить исключительный характер, пределы их применения важно очертить законодательно;
  • 3. С вооруженными конфликтами, как и с войнами, надо бороться задолго до того, как они возникнут. Для этого необходимо создание разветвленной системы блокирования конфликтов, механизмов их предотвращения и прекращения.

Прежде чем начать поиск конкретного варианта разрешения конфликта, следует попытаться снизить уровень напряженности между противоборствующими сторонами. Затем устанавливаются каналы коммуникации, начинается диалог. Попытки участников конфликта сразу решить проблему путем переговоров обычно приводят к провалу. Важнейшая проблема - наличие доверия между участниками конфликта.

Главное же условие предотвращения любых конфликтов, в том числе и вооруженных, - гармонизация национальных отношений в стране Политология: Учеб. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2003. С. 210.. Для этого необходимо следующее:

  • - наличие демократического правового государства. Существует две основные гарантии общественного спокойствия, гармонично влияющие друг на друга, - сильное государство, базирующееся на справедливых законах, и разумная организация общества, в котором каждый имеет средства к достойному существованию;
  • - обеспечение единства страны, отказ регионов и национальных меньшинств от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в деле обороны страны, ведения иностранных дел, борьбы с организованной преступностью;
  • - предоставление компактно проживающим меньшинствам широкой автономии и права решения собственных дел, включая местные налоги, на региональном и местном уровнях;
  • - признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств, финансирование из центрального бюджете преподавания и вещания на их языке и других культурных мероприятий;
  • - максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный и местный уровень;
  • - проведение политики упреждения перерастания противоречий в кровопролитные конфликты. в последнее время для нормализации обстановки в зонах локальных и региональных конфликтов используется политика национального примирения, оправдавшая себя, например, в Никарагуа и Сальвадоре;
  • - демократизация межгосударственных отношений, отказ от произвольного толкования общепризнанных норм международного права;
  • - координация, компромисс национальных интересов как предпосылка их реализации; ведущим принципом национальной политики должно стать управление интересами через интересы национальностей;
  • - равноправие всех наций, удовлетворение их национально-культурных, религиозных, языковых и иных потребностей, укрепление демократии и централизма.

К основным методам предотвращения и разрешения конфликтов можно отнести Политология: Учеб. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2003. С. 210.:

  • 1. «Избегание» как:
    • - игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны;
    • - уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера;
    • - эмиграция представителей отдельных этнических групп.
  • 2. «Откладывание» - уход от противоборства в надежде, что изменятся обстоятельства и возникнут более благоприятные условия для разрешения конфликта;
  • 3. Переговоры - стороны сами избирают более предпочтительную процедуру, число участников переговоров необязательно равно числу втянутых в конфликт сторон;
  • 4. Третейское разбирательство - добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой обязательно для конфликтующих сторон;
  • 5. Примирение - сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника, или путем создания следственных комиссий, устанавливающих и обследующих факты, вызывающие конфликт, или путем создания согласительных комиссий, вырабатывающих конкретные рекомендации сторонам.

В России до сих пор отсутствует необходимая правовая база для урегулирования межнациональных отношений, ненасильственного разрешения конфликтов на этнической почве. Не выработаны механизмы реализации конституционных положений, обеспечивающих претворение в жизнь демократических прав и свобод не только личности, но и этнонациональных сообществ.

Объективным ходом событий Россия вовлечена в процесс разрешения межнациональных проблем в ближнем зарубежье. Важно выработать свою принципиальную позицию по защите прав человека и прав национальных меньшинств в соответствии с международными нормами, поскольку каждый шаг так же будет оказывать прямое влияние на состояние межнациональных отношений в самой Российской Федерации.

Решение этих задач возможно лишь на системной основе с использованием современного аппарата и инструментария таких дисциплин, как теория систем, теория управления и системно-информационный анализ.

Роль Госкомнаца в решении этих вопросов должна резко возрасти, тем более, что за время его существования не разработано ни одного законопроекта или нормативного акта в области национальной политики, который оказал бы на нее существенное влияние.

На сегодняшний день так же резко встает вопрос о неравенстве субъектов Российской Федерации, края и области, в отличие от республик, не обладают статусом государственных образований. Это ставит вопрос о Русской республике, что в перспективе чревато демонтажем Российской Федерации как таковой. Цивилизованной альтернативой такому варианту явилась идей «земель», не нашедшая поддержки. Поэтому решение проблемы видится в придании равного статуса всем субъектам федерации. Однако никакое многообразие и равноправие субъектов не должны ставить под сомнение целостность Российской Федерации.