Set — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setech — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Seteh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setesh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Seth — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Soutekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutech — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutej — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Suty — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Сети — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сетх — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сута — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сутех — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета , появились в Додинастический период, в эпоху Накада I (3800-3600 годы до н.э.). Родиной Сета был Омбос, а некрополь находился в Накаде. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его восприятии еще не проявлялись негативные черты. Планета Меркурий считалась небесным образом Сета - "Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках". Цвет Сета - рыже-красный, подвластная сторона света - юг .

Первые литературные упоминания Сета связаны с двумя знаменитыми мифами: гелиопольском, где Сет выступает союзником Ра, и в мифе об Осирисе, где он становится убийцей собственного брата. В раннединастический период и в начале Древнего царства преобладала концепция гелиопольского мифа (так как Гелиополь был главным центром политического могущества) и Сет выступал как бог-покровитель власти фараонов (совместно с Гором - сочетание имен Сета и Гора означает "царь"). Об этом впервые упоминается в титулатуре фараонов II династии. "Тексты Пирамид" изображают Сета также богом-воителем, помощником Ра в его битвах с Апопом . Есть тексты, в которых рассказывается, что однажды Апопу удалось своим взглядом загипнотизировать всех богов. Даже Ра не смог устоять. И только у одного Сета оказалось достаточно сил, чтобы выдержать взгляд Апопа и проткнуть его своим гарпуном.

По мере политического возвышения Фив и распространения в нем культа Осириса, к концу Древнего царства Сет стал ассоциироваться с войной, бедствиями и злыми силами . Сету начинают приписывать нарушения всех и всевозможных табу. Его похотливый характер начинает приводить к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам: в одном мифе он наказан за то, что он совокупился с "богиней семени", которая персонифицировала сперму создателя; в другом мифе описывается как Сет в облике крокодила Себека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил...

В общем, за власть боролись сторонники Сета и Гора . Победа досталась Гору , и его имя стало составной частью титулатуры монарха. Сет начинает демон изироваться, и даже когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета .

Первый период, на который пришлось возрождение культа Сета , относится к гиксосскому владычеству. В XVII веке до н.э. Египет был покорен и целое столетие находился под гнетом иноземцев - гиксосов. Захватчики объявили Сета верховным божеством и усиленно его почитали. Сет был отождествлен с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис . В период гиксосского владычества культ Сета вновь расцвел: ему поклонялись как хоть и чужому, хоть и жестокому, но могущественному богу, богу-властелину, единственному царю. И тем более ненавистным сделался этот бог у египтян вскоре после изгнания захватчиков и освобождения страны. Таким образом после изгнания гиксосов культ Сета постепенно угасает. Он становится чужим богом, что способствует распространению отрицательного представления о Сете . С VIII века до н.э. он уравнялся с Апопом и в большинстве случаев упоминался исключительно как злое божество .

Однако нужно понимать, что помимо функции бога-разрушителя,

Жестокий тиран, в сердце которого существует только злоба и зависть, – таким предстает египетский бог Сет в большинстве современных произведений. На самом деле, родной брат с момента рождения служил помощником и поддержкой верховному богу . Увы, добрые поступки божества давно померкли на фоне многолетней войны за престол, которая сопровождалась убийствами и пытками родных и близких.

История происхождения

Истоки культа, прославляющего Сета, скрыты в городе Нагада, где зародилось идолопоклонничество неоднозначному богу. Первое изображение мужчины датируется 3100 годом до нашей эры. Образ Сета вырезан на булаве владыки Египта по имени Скорпион.

Во время правления второй династии Сет распространил собственное влияние на верхнеегипетские города, вытеснив из пантеона богов Ашема. Мифология подтверждает, что в этот период Сет почитался как бог-защитник Ра и покровитель фараонов.

Демонизация мужчины произошла в Новом Царстве. Подобная трансформация связана с политическими событиями в Древнем Египте – государство попало под влияние гиксосов, у которых Сет соотносился с национальным богом Ваалом. Основным местом поклонения персонажу провозгласили город Аварис.

Появление на границах государства ассирийцев и персов лишь усугубило отрицательное значение Сета. Теперь бог олицетворял для египтян покровителя чужестранцев, властвовал над пустыней и прослыл богом разрушений.


Внешность Сета тоже претерпела изменения. Изначально бога изображали в виде животного, схожего с лисицей или шакалом. Позже Сет приобрел облик худощавого мужчины с головой осла (в других источниках – трубкозуба). Затем к облику добавились красные глаза, которые символизировали смерть.

Сета также рисовали в виде кровожадного крокодила, змея или гиппопотама, но полузооморфный образ божества так и остался самым запоминающимся изображением.

Мифы и легенды

Сет – младший ребенок супружеской пары Нут и Геба. Родители бога уже воспитывали трех детей: Осириса, и Нефтиду. Дети росли дружно и не испытывали нехватки любви. Однако, в отличие от брата и сестер, Сет не чувствовал радости и благодарности к родным.


Выросшие братья и сестры заняли предначертанные места. Осирис стал править Египтом, Исида вышла замуж за старшего брата и помогала управлять страной. Нефтида связала жизнь с Сетом, и младший бог вместе с собственным прадедом Ра путешествовал по территории подземного мира, охраняя бога от чудовища Апопа.

Но вскоре сердце Сета охватила зависть. Мужчина жаждал заполучить трон Египта и завладеть женой старшего брата. Осознавая, что в честном поединке фараона не победить, бог ярости разработал коварный план. По заказу Сета великие мастера создали саркофаг, превосходящий по красоте все известные изделия и идеально совпадающий с ростом Осириса.


Сет, который часто навещал фараона, предложил брату примерить саркофаг. Мужчина провозгласил, что подарит драгоценный гроб тому, кому изделие подойдет по размеру. Осирис с удовольствием примерил саркофаг. Воспользовавшись ситуацией, Сет запер мужчину и забросил гроб в море.

Египет остался без правителя. Исида, испуганная за судьбу еще не родившегося сына, бежала из дворца. Так Сет стал править государством, установив в стране жесткие правила и высокие налоги.

Долгое время тирании бога ничего не угрожало. Первый удар ожидал Сета во время охоты. Мужчина случайно наткнулся на саркофаг, в котором мирно лежало тело мертвого Осириса. Бог понял, что Исида нашла собственного мужа и не оставила попыток возродить возлюбленного. В ярости Сет разорвал тело старшего брата на куски, которые раскидал по свету.


Боги, недовольные узурпатором, пытались противостоять богу хаоса. Но Сет, который успел сформировать собственную кровожадную армию, отражал все удары. Одним из ярых противников бога стал , поддерживающий Исиду и помогающий той воспитывать сына.

Вскоре Гор, долгожданный потомок Осириса, возмужал и вступил в схватку с тираном. Мужчины воевали за египетский трон на протяжении 80 лет. Остальные боги решили не вмешиваться в конфликт, издалека наблюдая за сражениями. Хитрый Сет отвлек внимание Гора и вырвал наследнику фараона глаза, в которых скрывалась магическая сила бога.


Мужчина сложим магические Ока Уджат (глаза Гора) в шкатулку, которую разместил в скале. Не доверяя даже собственным подчиненным, Сет принял вид крокодила и лично охранял сокровища. Анубис, увидевший, что сделал бог, принял вид крылатого змея и выкрал глаза Гора.

Схватка возобновилась, но на этот раз Гор одержал победу. Последним ударом сын Осириса отрубил Сету мужское достоинство. На совете боги решили сослать побежденного бога в пустыню, где дозволили тирану руководить землями по собственному разумению.

Экранизации

Многосерийный мультфильм «Приключения Папируса», вышедший на экраны в 1998 году, использовал образ бога пустыни как главного антагониста. Изгнанный Сет прилагает максимум усилий, чтобы юный рыбак Папирус не воскресил Гора из небытия.


Очередное появление Сета состоялось в мультсериале «Тутенштейн». Мультфильм рассказывает о мальчике-фараоне, внезапно воскресшем в современном мире. Бог Сет применяет различные уловки, чтобы завладеть скипетром Уас, гарантирующим власть над всем живым. Русский дубляж Сета доверили .

В 2016 году Сет стал героем фантастического фильма «Боги Египта». Сюжет кинокартины основан на мифе о противостоянии бога ярости и сына Осириса. Сет захватывает трон Египта и устанавливает в государстве собственные правила. Роль бога-тирана сыграл актер .


В 2017 году состоялась премьера фильма «Мумия», в котором бог пустыни вновь стал главным антагонистом. Кинолента – перезапуск серии о воскресшей мумии. Принцесса Аманет в погоне за троном отца принимает от Сета проклятый клинок. Спустя тысячелетия королевская особа возвращается в современный мир, желая вернуть собственную власть и воскресить бога разрушения. Образ Сета на экране воплотил актер .

  • Священное животное Сета – черная свинья.
  • После демонизации у Сета появилась вторая жена, не игравшая заметной роли в жизни мужчины. Бог сочетался узами брака с Таурт – богиней беременных.
  • Помимо разрушения и ярости, Сета считали покровителем сексуальности. При этом у бога не было родных детей.

Мифологический бог Сет был известен и почитаем в древнем Египте, известен он и нам. Сет входил в число верховных богов. Память о нем больше связана чем-то отрицательным. О нем пишут, как о повелителе пустыни, песчаных бурь, он же — прообраз хаоса, враждебности и зла.

Первые письменные упоминания о боге Сете дотированы эпохой Нагада I (примерно 3500 – 4000 лет до н. э.), о чем свидетельствует найденный предмет из слоновой кости с гравировкой. Изначально это божество представлено в виде положительного персонажа, целью которого являлась защита бога Ра от огромного змея Апопа стремящегося проглотить солнце и тем самым повергнуть во мрак все человечество. Однако, события и повествования менялись по мере развития культур и наследий.

Считается, что Сет является сыном богини неба Нут и бога земли Геба. В пантеоне богов Древнего Египта он одна из ключевых фигур, приближенных практически ко всем династиям фараонов. Изображали его, как правило, в виде человека с головой шакала, осла, крокодила и даже гиппопотама с красной гривой и в сопровождении рыжей собаки. Неотъемлемый атрибут длинные уши, в руках скипетр Уас и анх. Такие сведения содержаться в письменах, а также многочисленных статуях, гравюрах, барельефах.

Современные религии признают лишь одного Бога. Боги же прошлых цивилизаций были уважаемы людьми, но жили вполне человеческой жизнью. Они рождались, творили, умирали или уходили в некий иной мир. Так и в Древнем Египте. Бог Сет имеет вполне определенное место рождения — Омбос, что в верхнем Египте, где массово концентрировались его культовые центры. Как и среди людей встречаются корыстные, жадные и т.п., так и среди богов они есть. Таким оказался Сет. В мифологических повествованиях указывается, что в стремлении к власти во всем Египте Сет решается на подлое убийство своего старшего брата Осириса и занимает трон.

Сын Осириса Гор, дабы избежать участи отца вынужден долго скрываться, однако, по истечении определенного периода решает отомстить за смерть родителя и вступает с Сетом в ожесточенную битву, целью которой является наследственный титул верховного правителя объединенного Египта. В кровавом противоборстве Сет вырывает у племянника глаз, однако, последний умудряется кастрировать своего противника тем самым лишая его мужского начала. В общей сложности их дуэльное соперничество длилось долгие десятилетия, это утомило других богов и те вынуждены были собрать своеобразное вече, на котором постановили, что единственным законным владельцем верховного трона является Гор и Сету ничего не оставалось, кроме как подчиниться такому решению.

Многие мифологические толкования отождествляли это событие как борьбу света и тьмы, добра и зла, что в полной мере соответствовало мировоззрению египтян того времени. Многочисленные изречения по-разному толкуют последующие события.

  • По одной из версий Сет был полностью изобличен в подлости и казнен.
  • Другая версия гласит, что враждующие примирились между собой.
  • Существует также миф о том, что Сет, уступив королевский титул, перешел в число приближенной свиты бога Ра став олицетворением и физической мощью грома на небесах.

Такие различия в трактовке были вызваны разносторонней ментальностью и стремлением отдельных исторических деятелей превознести лишь те факты, которые соответствовали субъективным идеалам в каждом конкретном случае. Но этому не стоит удивляться хорошее и злое начало характерно для мифологий и отождествления силы во всех странах и народностях. Еще одна возможная причина неудачи Сета при практически равных правах на трон заключалась в том, что он являлся повелителем стихий, а это не совсем благоприятный факт для Нижнего Египта, где в преобладающем большинстве проживали земледельцы. Отчасти причиной является то обстоятельство, что Сет часто покровительствовал чужестранцам, которые вызывали антипатию у коренных египтян.

Согласно древнеегипетским мифам братоубийство было далеко не единственным греховным деянием Сета. Его не раз уличали в вырубке священных деревьев и в охоте на священных животных. Непреодолимая тяга к извращениям сексуальной направленности становится следствием гомосексуальной практики, в частности, с Хорусом, что стало причиной неестественного появления на свет лунного бога Тота. До упоминаний греховного падения Сета для почитателей его культа в обязательном порядке были свойственны оракулы.

Однако, такие события в большей мере смущали только идейных моралистов, при этом не мешали ценителям доблести и силы продолжать восхищаться отличными военными качествами и отвагой Сета, его ловкостью и блестящими навыками владения копьем, булавой и скипетром. В этом отношении даже многие фараоны в мифах отождествлялись с Сетом во время своих сражений. Это, в частности, касается Тутмоса III и Рамсеса II. Для того чтобы заручиться поддержкой этого божества ему продолжали поклоняться, возводили храмы в пределах дворцовых комплексов, использовали амулеты и другую атрибутику с его изображением. Некоторые фараоны тех времен носили имена производные от имени бога Сета, рассчитывая на все вытекающие из этого положительные последствия. Наиболее запоминающимся был Сети I, представитель 20-й династии. Такая суеверность египтян во многом оправдывалась воинственностью нации.

Удивительным остается лишь тот факт, что ни один миф или другое историческое повествование не содержит в себе каких-либо упоминаний о потомках Сета, не смотря даже на то, что одна из его жен богиня Таурт олицетворяла плодородие в женском начале, была покровительницей беременных и новорожденных. Достоверно также неизвестно и о последующей жизни и кончине Сета.

Достаточно интересным является судьбоносный миф касаемый Сета и Осириса. Суть события заключается в том, что последний не имел детей на момент своей гибели от рук брата, однако, из его мертвого тела жена Исида смогла извлечь жизненную силу и забеременев в болотистых зарослях Нила родить сына Гора, который затем будет мстить за убитого отца. В этом же мифе упоминается, что Гор, используя свой вырванный Сетом волшебный глаз смог оживить отца, но тот, в свою очередь, отказался возвращаться на землю к жизни среди людей оставшись в подземном мире мертвых для поддержания там вселенского равновесия.

Еще один миф заката жизни Сета гласит о том, что упомянутое божество было помещено в вечное заточение на небесах подпирать собою небесное светило тем самым искупляя свои грехи перед собранием девяти верховных богов мироздания, которые путем суда и определили его дальнейшую судьбу.

Учитывая, проявленные Сетом алчность и жестокость по отношению к родному брату, события вызвали настолько огромное возмущение определенных сословий, что создавались отдельные общины, цель которых было повсеместное проклятие всей сущности Сета. Ими пышно празднуется день кастрации Сета во время битвы с Гором.

Создавались даже отдельные ритуальные тексты проклятия этого подлого божества. День его рождения еще до проявленных негативных качеств считался в египетском календарном летоисчислении одним из самых неудачных и трагичных. А животные с которыми он отождествлялся чаще символизировали смешанные чувства и двойные стандарты, склоняясь к демоническим предпосылкам. Люди их чаще называли последователями сатаны и вампирами.

Подобное положение вещей не осталось без внимания отдельных заклятых врагов Египта, которые начинали боготворить Сета, пытаясь найти в его лице определенную поддержку в битвах с лидирующей нацией африканского континента.

Как видно, сущность древнеегипетских мифов не менее многогранна и уникальна чем история культуры других народов мира. Это поистине шедевральное достояние целого народа с задатками прогрессивной цивилизации, имеющей тысячелетний опыт глубокого философского познания добра и зла в глобальном смысле.

Сету поклонялись с доисторических времен, что подтверждается тем, что найденные его изображения, статуи и амулеты относятся ко всем периодам древнеегипетской истории. Причем находки эти относятся не только к Нагаде, где согласно традиции он родился, но ко всем другим областям Египта.

Одно из самых первых известных изображений бога находится на булаве Скорпиона (ок. 3100 г. до н.э.), легендарного первого правителя Египта еще додинастического времени.

Во время II династии (ок. 2890 – 2686 гг. до н.э.) Сет был тесно связанным с Ашем , древним богом Верхнеегипетского города Омбос, которого он заменил в качестве главного божества этого города.

Также во время II династии фигура Сета появляется на serekh (прямоугольная табличка-стела с именем фараона) Перибсена и на serekh Хасехемву, где находилось и изображение Гора-сокола , указывая тем самым на определенное равенство в это время с великим богом-соколом.

То есть в отдельные периоды третьего тысячелетия до н.э. Сет несколько потеснил Гора в качестве опекуна и покровителя фараонов, составив вместе с ним своеобразный тандем.

Оба персонажа символизировали богов королевского достоинства и божества Севера (Гор) и Юга (Сет).

Они часто и позже изображались вместе с фараоном, символизируя объединение двух земель – Верхнего и Нижнего Египта - на королевских тронах, храмовых рельефах и т.д., коронуя и благословляя короля на правление.

«Золотые периоды» поклонения Сету

Популярность Сета была различной в разные периоды египетской истории. Помимо упомянутых выше нескольких периодов в первой половине III тыс. до н.э. можно выделить еще два периода, когда влияние его культа Сета было особенно весомым.

Первый приходится на 2-ой Промежуточный Период на время правлений фараонов XV-XVI династий (ок. 1674 – 1567 гг. до н.э.), происходивших из гиксосов, завоевавших Нижний Египет. Гиксосы в Дельте, вероятно, идентифицировали его со своим собственным богом Баалом.

Второй всплеск особенного почитания и внимания к Сету наблюдался в период правления Рамессидов (XIX и XX династии, ок. 1293 – 1070 гг. до н.э.), когда имя бога в качестве основного и дополнительного носили многие египетские фараоны. Сети I (ок. 1291 – 1278 г.г.) – один из самых знаменитых и известных правителей Древнего Египта.

Борьба Сета и Гора за египетский трон

После смерти Осириса, которого согласно некоторым мифам убил именно Сет, он в течение длительного времени – на протяжении 80 лет - боролся с Гором (Хором, Горусом), сыном Осириса, за королевский трон Египта.

Накал борьбы между этими двумя противниками передают многие мифы Древнего Египта, приводя кровавые подробности битвы. В частности Гор попытался убить Сета копьем, когда последний в облике гиппопотама вырвал у Гора левый глаз. Гор в конечном итоге победил врага, кастрировав Сета (лишил мужских яичек).

Египетские боги, обеспокоенные длительной враждой Сета и Гора, собрались на специальный трибунал для оценки претензий каждого на королевский титул. Совет богов объявил Хоруса победителем и сделал его правителем Нижнего и Верхнего Египта.

Сет должен был отдать глаз Хоруса и, согласно одной мифологической традиции, был убит, согласно другой – присоединился к свите бога Ра и стал голосом грома, согласно третьей – он был примерен с Гором.

Сет – олицетворение враждебного мира и зла

Вначале Сет не был божеством с такими отрицательными характеристиками и злобным характером. Их он приобрел со временем, вероятно, вследствие череды политических и социальных событий, которые нашли отражение в мифах, постепенно существенно изменив первоначальный образ бога и его восприятие.

На протяжении истории Египта репутация Сета постепенно становилась все хуже и хуже, пока он не стал Сетом – отвратительным богом зла.

Мир вне Нильской долины, пустыни, иностранные государства – то есть то, что было для египтян враждебным, опасным, проявлением хаоса и неорганизованности связывалось с Сетом как их персонификацией. В мире Сета божественный закон порядка - mаat - не действует.

Связь бога с другими государствами привела к тому, что он иногда связан в египетской мифологии супружескими узами с иностранными жестокими семитскими богинями Астартой и Анат (среди собственно египетских богинь его супругой считалась Нефтида, иногда богиня-гиппопотам Таурет, а «Тексты пирамид », ТП 1521, упоминают в качестве таковой даже воинственную богиню Нейт).

Нарушитель всех табу

Тексты Нового царства приписывают Сету совершение серии кощунственных преступлений, таких как рубка священных деревьев, охота на священную рыбу, птиц и животных.

Он был также печально известен как злостный нарушитель сексуальных табу. Его похотливый характер приводит к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам.

В одном мифе он наказан за то, что он совокупился с "богиней семени", которая персонифицировала сперму создателя. В другом мифе описывается попытка Сета сексуально доминировать над своим конкурентом, Хорусом, что приводит к неестественному рождению лунного бога Тота.

Имеется мифологический сюжет, согласно которому именно Сет в облике крокодила Собека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил.

В Эдфу духовенство Гора праздновало день кастрации Сета в ответ на расчленение Сетом тела Осириса и вырывание глаза у Гора.

В греко-римский периодом Сет сурово критиковался в большинстве храмов. Греки идентифицировали Сета с монстром Тифоном, который восстал против богов и должен был быть уничтожен Зевсом.

Сет в роли военного бога

Однако Сет не был воплощением «чистого зла» для египтян. Он был владыкой металлов. Впоследствии, когда египтяне научились производить железо, самый твердый на тот период металл, он получил название «костей Сета».

Сет был олицетворением силы, особенно в военном понимании. Сам Сет считался великим воином. Главное оружие Сета - гигантская булава или скипетр. Прекрасно владел он и копьем.

Такой облик не мог не быть привлекательным для воинственных египетских фараонов, обращавшихся за поддержкой ко многим богам с ярко выраженными «военными» чертами: Монту , Михосу , Нейт и т.д.

Великий завоеватель фараон XVIII династии Тутмос III (ок. 1504 – 1450 г.г. до н.э.) – «Наполеон древности» - называл себя «любимцем Сета». Имеется изображение на рельефе из храма в Карнаке, на котором Сет помогает Тутмосу III поражать врагов стрелами из лука.

О знаменитом фараоне XIX династии Рамсесе II (ок. 1279 – 1212 гг. до н.э.) говорится, что во время сражения при Кадеше он бился с неприятелями «как Сет».

Защитник и охранник бога Ра

Как и у любого египетского бога, даже самого кровожадного, у Сета в египетской мифологии немало и положительных сторон.

Он был тем, кто например, поражал каждую ночь своим копьем злую змею Apопа (Апофиса), заклятого врага бога солнца, когда Апоп пытался напасть на ладью бога Ра во время ночного плавания по подземному миру.

Да и само понятие «зла» для египтян было необходимо для того, чтобы обеспечить существование «добра». Борьба зла и добра, света и ночи, холода и тепла и т.д. является необходимой для существования всей вселенной с точки мировоззрения египтян. Конечно, это верная, по сути, философская идея могла быть выражена в те далекие времена только в мифологической форме. Поэтому Сет – важная фигура в древних мифах.

В целом, похоже, для подавляющего числа египтян на протяжении большей части истории Египта Сет оставался двойственным божеством в лучшем случае. В египетском календаре день рождения Сета считался особенно неудачным днем во всех отношениях.

Культовые центры бога Сета

Несмотря на одиозный характер Сета, почитание бога отмечается во все периоды египетской истории, а не только тогда, когда он был особо выделен из среды других богов. У Сета были культовые центры в различных областях и особенно в Верхнем Египте, где он часто расценивался как божественный покровитель этой части страны, символически уравновешивая покровительство Гора над Нижним Египтом.

Самый ранний культовый центр бога был, возможно, в древнем Нубте, греческом Омбосе, расположенном приблизительно в 30 км к северу от Луксора, во входе в Вади Хаммамат – пути через восточную пустыню. Полагали, что Сет родился именно в этой области.

Также Сета особо уважали в 5, 10, 11 и 19 номах (областях) Верхнего Египта (см. Карту Древнего Египта). Однако и в Нижнем Египте Сет был популярен, особенно в 14 номе, который расположен на северо-востоке Египта.

Культовый центр бога существовал также в королевском городе Пи-Рамзесе в Дельте.

Иконография Сета

Египетский бог Сет обычно изображается с телом человека и головой мифического животного, напоминающего осла или муравьеда с необычными ушами прямоугольной формы.

Есть также изображения бога, когда у него тело хищного зверя или млекопитающего с головой вышеупомянутого мифического животного, с длинным разветвленным хвостом.

Наконец, Сет иногда предстает в облике животных, в отношении которых люди испытывали смешанные чувства, таких, например, как гиппопотам, крокодил или свинья. Также изображался в виде собаки, осла, антилопы и т.д.

Мифология рассказывает, что у него были глаза и волосы красного цвета - цвета, который традиционно ассоциировался с раскаленными песками пустыни. Интересно, что животные с красным мехом, даже мужчины с рыжими волосами считались последователями Сета.

Амулеты и Сет

Амулеты, изображающие бога, не были широко распространены, тем не менее, имеются. Их, видимо, использовали для того, чтобы противостоять воздействию других недружественных богов или защититься от негативного влияния самого Сета.

Его голова на изображениях и амулетах иногда увенчана Белой короной Верхнего Египта или Двойной короной всего Египта.

Братья: Осирис Сёстры: Исида , Нефтида Связанные персонажи: Немти , Аш , Тешуб , Апоп , Тифон , Сатана , Сатурн , Баал , Йево , Кали и Шива Связанные события: День его рождения - третий предновогодний - считался в Египте несчастливым Атрибуты: скипетр Уас и анх ; стихия - пустыня , песчаные бури . Характерные черты: с головой похожей на осла , трубкозуба ; крокодил , гиппопотам , змея , гиппопотам в шкуре крокодила , чёрная свинья Иллюстрации на Викискладе К:Википедия:Ссылка на категорию Викисклада отсутствует в Викиданных‎ Сет (мифология) Сет (мифология)
Сет
в иероглифах

Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети егип. Stẖ ) - в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь , разрушения, хаоса, войны и смерти, входящий в гелиопольскую Эннеаду . Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра », покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов . Сет - бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа , олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной . Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.

Историчность

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом - покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид » и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом , местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис . В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети , Сетнахт ; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Планета Меркурий считалась небесным образом Сета - «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета - рыже-красный, подвластная сторона света - юг.

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период , в эпоху Накада I (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады . Родиной Сета был Омбос, а некрополь находился в Накаде. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титулатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.

Его Величество (Рамзес III) построил себе укреплённый дворец, именуемый «Великий в победах». Он находится между Речену и Тамери, изобилует пищей и запасами. Он построен по образцу Гермонтиса , а его протяжённость - такая же, как у Хут-ка-Птаха . Солнце восходит на обеих своих световых горах (понятие из египетской мифологии), а опускается в центре этого города. Все люди покидают свои города и селятся в округе (этого города). На западе (города) располагается храм Амона , на юге - храм Сета. Астарта находится на востоке, а Уто - на севере. Укреплённый дворец, который находится в этом городе, (так же велик), как обе световых горы неба. Рамзес II в нём как бог, «Монту в Обеих землях» как докладчик, «Господин Солнце » как визирь , дружественно настроенный к Египту.

Родословная

Сет был младшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба . Являлся братом Осириса , Исиды и Нефтиды , для последней он также был мужем. Есть версия, по которой он был рождён в районе города Су (оазис Файюм). Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения - третий предновогодний - считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.

Изображения

Самое раннее изображение бога выявлено на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I.

Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл .

Мифы

По легенде Сет, позавидовав своему брату Осирису , убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор , долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат ; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама - Исиду Хесамут . Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу , где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона , представляющими собой борьбу двух божеств.

С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций (см. миф «Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей Апоп или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы - плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом , защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев , когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.

Сопоставления

Сопоставления Сета с другими египетскими богами и божествами пантеонов других народов.

Сет в массовой культуре

  • Один из героев романа Роджера Желязны «Создания света, Создания тьмы ».
  • В гиборийском (хайборийском) мире Конана Сет является богом Стигии, покровителем колдунов Чёрного круга и главным антагонистом Митры. Вопреки традиции, он изображается в виде змеи.
  • В фантастическом сериале «Звёздные врата: SG-1 » Сет - один из гоа’улдов (фараон -инопланетянин). Непосредственно ему посвящена серия «Сэт», где он представлен бессмертным, ныне живущим на Земле, и является главарём тоталитарной деструктивной секты .
  • В игре Egypt 3: The Egyptian Prophecy (англ.) является богом-антагонистом . Он насылает беды на строительство обелиска в честь Рамсеса II , что может привести к: разрушительной песчаной буре , бедствиям и смерти фараона. В игре есть символы бога: черепаха, змея - в которую превращается жрица Сета; стражники фараона называются «ослами», но это не связывается с Сетом.
  • В ролевой игре Vampire: The Masquerade есть клан «Последователи Сета», которые описываются как коварные вампиры египетского происхождения .
  • В компьютерной игре Tomb Raider: The Last Revelation Сет выступает в роли главного антагониста и финального босса. Сюжет игры полностью посвящён ему.
  • В эпизоде «Пирамиды Марса» классического сериала Доктор Кто Сутек - инопланетное божество, погребённое собратьями под пирамидой в Сахаре. Доктор столкнулся с ним в 1911 году, когда Сутек планировал сбежать из своей темницы и уничтожить Землю.
  • В американском мультипликационном сериале
  • В книгах Рика Риордана Красная Пирамида (роман) , Трон огня и Тень Змея
  • В американском фильме «Боги Египта » режиссёра Алекса Пройаса, Сет (Джерард Батлер) является главным антагонистом.
  • Во французском мультфильме «Приключения Папируса » - главный антагонист.

См. также

Напишите отзыв о статье "Сет (мифология)"

Примечания

Источники

В 12 м и 13 м годах Кутузова прямо обвиняли за ошибки. Государь был недоволен им. И в истории, написанной недавно по высочайшему повелению, сказано, что Кутузов был хитрый придворный лжец, боявшийся имени Наполеона и своими ошибками под Красным и под Березиной лишивший русские войска славы – полной победы над французами. [История 1812 года Богдановича: характеристика Кутузова и рассуждение о неудовлетворительности результатов Красненских сражений. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ]
Такова судьба не великих людей, не grand homme, которых не признает русский ум, а судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов.
Для русских историков – странно и страшно сказать – Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории – никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, – Наполеон есть предмет восхищения и восторга; он grand. Кутузов же, тот человек, который от начала и до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный s истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, – Кутузов представляется им чем то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12 м годе, им всегда как будто немножко стыдно.
А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 1812 году.
Кутузов никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Он писал письма своим дочерям и m me Stael, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами и никогда не противоречил тем людям, которые хотели ему что нибудь доказывать. Когда граф Растопчин на Яузском мосту подскакал к Кутузову с личными упреками о том, кто виноват в погибели Москвы, и сказал: «Как же вы обещали не оставлять Москвы, не дав сраженья?» – Кутузов отвечал: «Я и не оставлю Москвы без сражения», несмотря на то, что Москва была уже оставлена. Когда приехавший к нему от государя Аракчеев сказал, что надо бы Ермолова назначить начальником артиллерии, Кутузов отвечал: «Да, я и сам только что говорил это», – хотя он за минуту говорил совсем другое. Какое дело было ему, одному понимавшему тогда весь громадный смысл события, среди бестолковой толпы, окружавшей его, какое ему дело было до того, к себе или к нему отнесет граф Растопчин бедствие столицы? Еще менее могло занимать его то, кого назначат начальником артиллерии.
Не только в этих случаях, но беспрестанно этот старый человек дошедший опытом жизни до убеждения в том, что мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей, говорил слова совершенно бессмысленные – первые, которые ему приходили в голову.
Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны. Очевидно, невольно, с тяжелой уверенностью, что не поймут его, он неоднократно в самых разнообразных обстоятельствах высказывал свою мысль. Начиная от Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст одного русского.
И он один, этот придворный человек, как нам изображают его, человек, который лжет Аракчееву с целью угодить государю, – он один, этот придворный человек, в Вильне, тем заслуживая немилость государя, говорит, что дальнейшая война за границей вредна и бесполезна.
Но одни слова не доказали бы, что он тогда понимал значение события. Действия его – все без малейшего отступления, все были направлены к одной и той же цели, выражающейся в трех действиях: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска.
Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение, облекая приготовления к нему в беспримерную торжественность. Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно, в Бородине, несмотря на уверения генералов о том, что сражение проиграно, несмотря на неслыханный в истории пример того, что после выигранного сражения войско должно отступать, он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение – победа. Он один во все время отступления настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России.
Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами.
Но каким образом тогда этот старый человек, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.

5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.
День был ясный, морозный. Кутузов с огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов, верхом на своей жирной белой лошадке ехал к Доброму. По всей дороге толпились, отогреваясь у костров, партии взятых нынешний день французских пленных (их взято было в этот день семь тысяч). Недалеко от Доброго огромная толпа оборванных, обвязанных и укутанных чем попало пленных гудела говором, стоя на дороге подле длинного ряда отпряженных французских орудий. При приближении главнокомандующего говор замолк, и все глаза уставились на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах, медленно подвигался по дороге. Один из генералов докладывал Кутузову, где взяты орудия и пленные.
Кутузов, казалось, чем то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Большая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза.
Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.
Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой.
– Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка.
– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.