Урок по теме

«СЛОВА-ОМОНИМЫ»

Группа № 5


Тема: Слова-омонимы

Цель деятельности учителя:

создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.

Этапы урока

Приёмы

Организационный момент

Актуализация знаний. Формулировка проблемы

Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.

Введение в тему

Определение темы и целей урока.

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление

Открытие нового знания.

Работа в группах. Защита рисунков.

Применение нового знания. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Подведение итогов

Прием «Инсерт»

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

Рефлексия

Закончи предложение


Планируемые результаты:

  • Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
  • Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
  • Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.


Актуализация знаний

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

А у меня дома овсянка.

Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

И я люблю!- сказала Оля.

Она желтая, красивая такая!

И вкусная, особенно с молоком!

Как это вкусная? Как это с молоком?

Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

Да ты про что говоришь?

Как это про что? Про овсянку!

Про какую овсянку?

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?

Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

А потом ко мне мою овсянку кушать!


Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

Вы знаете, как называются такие слова?

Можно ли эти слова назвать многозначными?

Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.


Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО

ОТЛИЧИЕ

Многозначные Омонимы

Пишутся

одинаково

имеют абсолютно

общее в ЛЗ разные ЛЗ

(по форме, цвету,

характеру, действию)


Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .


Найдите омонимы. Нарисуйте их

Наш Ванюша во бору

Отрываясь от Земли

Накосил косой траву.

На большой ракете,

А своей косой Танюша

Взяли горсточку земли

Полюбилася Андрюше.

На память о планете.


Найдите омонимы.

  • горький лук – лук охотника;
  • кисть рябины – кисть для рисования:

Какая пара лишняя? Почему?


Найдите омонимы (Ключ)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

весёлые загадки

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.



весёлые загадки

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.



весёлые загадки

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.





Прием «Инсерт»

«V» - уже знал

« + » - новое

«?» - не понял, есть вопросы.


Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Сегодня я узнал…

- Что вызвало затруднение?

- Сегодня я научился…

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

- Для меня стало новым…

- Для меня было трудно…


Рефлексия

При подготовке модели урока

Было легко

Было трудно

Подбирать дидактические материалы

Формулировать цели урока в условиях ФГОС

Составлять задания к тексту

Разграничивать виды УУД к этапам урока

Разрабатывать структуру урока

Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.

Подбирать задания для мотивации и актуализации

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах.

ЗАДАЧИ:

  • развитие умения формулировать определение понятий;
  • формировать умения работы со словарями;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитание интереса и уважения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ПРОЕКТОР
  • КОМПЬЮТЕР
  • ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Лингвистическая сказка.

Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства…(Презентация , слайд №1)

В лексическом царстве – в языковом государстве жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.

И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей.

Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.

И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».

Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.

Вопросы:

Какие лексические термины встретились нам в сказке? (Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры)

Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? (Омонимы-одинаковые имена)

Учащиеся записывают в справочные тетради определение омонимов – слова одинаковые по

написанию, но абсолютно разные по лексическому значению. (Презентация, слайд №2)

Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2)

2. Работа в группах с толковыми словарями

(Ожегова, Даля, школьный толковый словарь в учебнике). Учащимся предлагается проанализировать словарные статьи «ВАЛ»: Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? (Ученики сделают «открытие», что есть «Вал-3») (Презентация, слайд №3)

ВЫВОД: У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается

цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего.

3. Задание №1. Найди омонимы

(Презентация, слайд №4)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.

Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов» (слайд №5)

4. Задание №2. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

(слайды №6,7)

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот . Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь . Топить корабль. Печку нужно топить . Я лечу горло. Я лечу на самолете.

Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы) ( слайд №8)

5. Задание №3. Определите вид омонимии, составьте предложения. (слайд №9)

Лес - лез, коса - коса, спешу - спишу, заставить - заставить, слезать - слизать, стекло - стекло,

Мука - мука.

6. Отгадай омоним! Весёлые загадки. (слайд №10,11,12)

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (коса)

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Загадка 3

Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)

7. Итог урока.

Продолжите предложение: «Омонимы- это…»

8. Домашнее задание (одно по выбору): (слайд №13)

Найти в толковом словаре омонимы, составить предложения;

Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения.

«Лексикология» - Информация о слове. Лексикография. Подбор синонимов. Значения слова в словаре. Лексикология. Типы лингвистических словарей. Словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Чем занимается лексикография. Каковы информационные носители. Толковые словари. Виды толкований слов. В лингвистических словарях содержится информация о словах.

«Особенности лексики» - Омонимы. Лексика с точки зрения смыслового значения. Прочитай предложения. Прямое и переносное значение слов. Лексика. Прочитайте предложения. Синонимы, антонимы и омонимы. Лексика и фразеология. Синонимы. Выполните задания. Антонимы. Найдите синонимы. Однозначные и многозначные слова.

«Лексика текста» - Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Диалектизмы в тексте. Тема. Лингвистические термины. Язык – это история народа. Федор Абрамов. Лексическая характеристика слов. Ключ. Уста и губы – суть их не одна, и очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим – глубокие тарелки.

«Русская лексика» - Омонимы. Устаревшие слова. Раздел «Лексика». Найдите лишнее слово. Найдите омонимы в стихотворениях. Сказочные перевёртыши. Слова в переносном значении. Антонимы в пословицах и поговорках. Знания по теме «Лексика». Противоположные по смыслу пары. Фразеологизмы с антонимами. Лексика. Угадайте героев.

«Лексика и фразеология» - Омоформы. Омографы. Стилистические разряды русской лексики. Паронимы. Историзмы. Тропы и стилистические фигуры. Омофоны. Фразеология. Холодный суп. Материал по лексике и фразеологии. Информация. Омонимы. Лексика общеупотребительная. Диалектизмы. Замените разговорное слово. Разделы лексических единиц.

«Лексика современного русского языка» - Вопросы кроссворда. Найдите фразеологизмы. Дорога. Признаки старославянизмов. Заимствованные слова. Происхождение фразеологизмов. Признаки фразеологизмов. Найдите заимствованные слова. Заимствованные морфемы. Совокупность слов. Лексика с точки зрения происхождения. Речь. Русские соответствия. Подберите синонимы.


Омофоны - слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме («плод» и «плот», «порог» и «порок», «столб» и «столп»). Омофоны могут возникать, в частности, благодаря способности разных фонем совпадать при произношении в одном варианте.фонем (Большая советская энциклопедия)












Я прочитаю вам письмо одного неграмотного мальчика: Дорогая мама! Живу хорошо. Вначале я скучал, потом обижал всех знакомых ребят, и мне стало весело. Однажды бабушка дала мне какой-то плот, и я его съел. Утром мы с Мишкой помогли бабушке: вымыли пол и дверь изъели.














Выводы В устной речи омофоны порождают неясность в выражении мысли или двусмысленность. В устной речи омофоны порождают неясность в выражении мысли или двусмысленность. Надо учиться высказывать свои мысли так, чтобы собеседник однозначно понял, о чем идет речь. Надо учиться высказывать свои мысли так, чтобы собеседник однозначно понял, о чем идет речь. В письме обязательно надо знать и применять орфографические правила, иначе получается текст без смысла или искажение смысла. В письме обязательно надо знать и применять орфографические правила, иначе получается текст без смысла или искажение смысла.


Источники информации: Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Книга для учащихся средней школы – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1982; В.А. Крутецкая, Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников, С-П., 2007; Третье издание «Большая советская энциклопедия», М., 1978; Реформатский А.А., Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967; Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., Современный русский язык, М.:Айрис-Пресс, 2002










ВИДЫ ОМОНИМОВ: ОмофоныОмофоны (фонетические омонимы) слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. Омографы (графические омонимы) слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значениюОмографы МоформыМоформы (грамматические омонимы) это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах.


Омофоны -слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение В русском языке выделяют два основных источника омофонии: - явление оглушения согласных в конце слов и перед другим согласным звуком -редукция гласных в безударной позиции. Например: решиться – решится, строиться – строится, гнуться – гнутся, вернуться – вернутся.


Омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении, в русском языке чаще всего из-за различий в ударении 1) Например: замок-замок, Жене - жене ме́ла мела́ 2) Профессиональная лексика Слова, не отличающиеся друг от друга на письме, если не ставятся точки над ё. Например: возбу́жден возбуждён осу́жден осуждён углу́блен углублён


Омоформы это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах Например: Слово «три»: - форма именительного и винительного падежа числительного 3 -форма повелительного наклонения от глагола «тереть» Слово «стекло» -существительное в именительном падеже единственного числа - глагол «стечь» в форме прошедшего времени среднего рода.