Разработка позволяет учить давать характеристику ФГП материка, продолжить формировать умения работать с картами, умения самостоятельно добывать знания; анализировать, делать выводы; способствовать расширению кругозора и познавательной активности учащихся.

Воспитательная задача урока – способствовать воспитанию чувства ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формированию артистических способностей учащихся, прививать интерес к географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсы учителей географии.

Урок географии

по теме: «Физико-географическое положение Африки. Исследование материка».

Учитель географии Смирнова В.В.МОУ СОШ №1, п. Селижарово.

Тверь, 2008 г.

Цель урока:

Познакомить с физико-географическим положением Африки.

Познакомить с историей развития материка Африки.

Задачи урока:

Образовательные – научить давать характеристику ФГП материка.

Развивающие – продолжить формировать умения работать с картами, умения самостоятельно добывать знания; анализировать, делать выводы; способствовать расширению кругозора и познавательной активности учащихся.

Воспитательные – способствовать воспитанию чувства ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формированию артистических способностей учащихся???, развивать интерес к географии.

Способы мотивации: сегодня мы должны узнать географическое положение материка и его историю для того, чтобы при путешествии в другие страны Вы могли ориентироваться в новом месте (возможность предположить особенности природы территории по ее ФГП)

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование : карта полушарий, физическая карта Африки, атласы, учебники, презентации и рисунки детей .

Ход урока.

Организация класса. – (1 мин.)

Знакомство с физико-географическим положением материка. (15 мин.)

Вступительная беседа.

Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 млн. км 2 , или 1/5 суши нашей планеты. Африка – континент контрастов. Около ½ ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария (посмотрите на карту и назовите ее) – река Конго (Заир), и самая длинная река мира (определите ее по карте) – река Амазонка. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Африки. Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Попробуйте составить план изучения темы.

(выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).

А теперь сравните наш план с планом изучения физико-географического положения материка, предложенным в учебнике.

Затем учащиеся читают каждый пункт плана и вместе с учителем ищут ответ. При этом учителю следует оказывать помощь в определении видов карт, какими следует пользоваться. В дальнейшем, описывая ФГП материков, учащиеся должны уже сами определять, какой картой необходимо пользоваться, чтобы ответить на вопрос.

На экране план описания ФГП материка и схема контура Африки. Протяженность учащиеся высчитывают у доски (можно вызвать слабого ученика).

План описания ФГП материка:

3. В каких климатических поясах расположен материк? – это следствие

План описания ФГП Африки

(совместная работа учителя и учащихся) :

Учитель. 1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

Дети. Относительно экватора – Африка пресекается экватором посередине. Ее крайние точки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора.

Относительно нулевого меридиана – начальный меридиан проходит на западе Африки.

Большая часть Африки расположена между тропиками в экваториальном, субэкваториальных и тропических поясах.

Следовательно, большая часть Африки находится к северу от экватора. можем предположить смену ПТК с С на Ю

Учитель. 2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

Презентация.

Дети. Северная – м. Бен-Секка ()

Южная – м. Игольный ()

Западная – м. Альмади ()

Восточная – м. Рас-Хафун ()

Протяженность с Севера на Юг - __________ км., _______________ градусов

Протяженность с Востока на Запад - ____________ км., _______________ градусов.

Вывод?п.3

Учитель. 3. В каких климатических поясах расположен материк?

Дети. В экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах. Лишь северная и южная окраины ее заходят в субтропические пояса.

Учитель. 4. Определите, какие океаны и моря омывают материк?

Дети. С запада – Атлантический океан.

С востока – Индийский океан.

Моря: Средиземное море отделяет Африку от Евразии, Красное море –

Главное – течения и их влияние на природу, вывод об их влиянии

Учитель. 5. Как расположен материк относительно других материков?

Дети. Африка теснее, чем другие Южные материки, связана со своим соседом – Евразией. В результате в растительности и животном мире Северной Африки, Южной Европы и Юго-Западной Азии много общего.

После того как все описание ФГП материка сделано, следует подвести итого работы. При этом, в зависимости от способностей учеников, можно предложить ответить на один пункт плана или дать задание полностью описать ФГП Африки одному учащемуся.

С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.

Африка посередине пересекается меридианом (20 в.д.)

Нулевой меридиан пересекает Африку с (запада)

Африку омывают океаны, (Атлантический и Индийский)

С севера материк омывается Средиземным морем).

Восточной крайней точкой материка считается ()

Гвинейский залив расположен с ______________________материка.

Самый большой остров близ берегов Африки (остров Мадагаскар).

III. Открытие и исследование материка – (10 мин.) (с этого можно и начать).

Изучение этого пункта урока следует начать с изучения карт мира Ал-Идриси, Птолемея. Что знали об Африке во времена этих картографов, какие территории были известны, где находились границы известного, как объяснить названия африканского побережья, почему далее изучение не происходило, какое название имела Африка?

Рассказ учителя:

История открытия материка:

Объяснение названия материка «Африка»:

Дальнейшее открытие и исследование материка следует изучить на основе сообщений заранее подготовленных учащихся или с помощью учебника .

Выступления учеников – 2 выступления по 3 мин. (6 мин.)

Васко да Гама.

Родился он в Синише, получил образование в Эворе, изучал искусство навигации.

После открытия в 1488 мыса Доброй Надежды Бартоломеу Диашем и получения сообщения от Перу ди Ковильямы, что он по суше добрался до Индии, король Жуан II приказал построить суда и направить их для поиска морского пути в Индию, однако умер в 1495. Его преемник Мануэл I в первые годы правления стремился упрочить свои позиции, чтобы осуществить планы Жуана. В 1497 он приказал отправить экспедицию под руководством Васко да Гамы. Флотилия состояла из флагмана «Сан-Габриел», корабля «Сан- Рафаэл» (капитаном которого был брат Васко да Гамы Паулу) и двух судов меньших размеров.

Васко да Гама вышел из Лиссабона 8 июля 1497, от островов Зеленого Мыса взял курс на запад, затем повернул на восток и, описав большую дугу, достиг африканского побережья близ мыса Доброй Надежды. После стычек с местным населением на крайнем юге Африки продолжил плавание и обогнул мыс Доброй Надежды. На восточном побережье Африки вступил в конфликт с местными арабскими правителями. Многие участники экспедиции погибли от цинги. В арабском порту Малинди португальцев встретили дружелюбно. Васко да Гама нанял опытного лоцмана, под руководством которого флотилия пересекла Индийский океан и 20 мая 1498 достигла Каликута на Малабарском берегу Индии.

На обратном пути флотилию преследовали штормы. Во время одного из них «Сан-Рафаэл» был сильно поврежден, и его пришлось бросить (как и еще одно небольшое судно). Васко да Гама высадился на о.Терcейра в Азорском архипелаге, чтобы похоронить брата Паулу, и в один из августовских дней 1499 прибыл в Лиссабон. Вместе с ним вернулись 55 оставшихся в живых участников экспедиции (из 170). На родину был доставлен ценный груз – перец и другие восточные пряности. Так закончилось самое продолжительное путешествие того времени, увенчавшееся открытием морского пути из Европы в Азию. Таким образом, если благодаря плаваниям Колумба были обнаружены обширные земли Нового Света, то Васко да Гама открыл для Европы богатства и ресурсы Азии. Король Мануэл пожаловал ему дворянский титул, а позднее – звание адмирала Индии.


Краткая биография исследователя, путешественника

Егора Ковалевского.

По окончании курса в Харьковском университете,

Служил в горном департаменте, затем на алтайских и

Уральских заводах. В 1837 году Ковалевский был отправлен, по просьбе владыки Петра, в Черногорию для отыскания и разработки золотоносных пластов. В 1839 году участвовал в хивинской экспедиции графа Перовского. В 1847 году, по приглашению египетского вице-короля Мегмета-Али, произвел геологические изыскания в Северо-Восточной Африке. Ковалевский одним из первых высказал верную догадку о положении источников Белого Нила, точно определенных значительно позже. В книге Ковалевского "Путешествие во внутреннюю Африку" (СПб., 1849; 2-е изд., 1872) дано описание Абиссинии. В 1849 году Ковалевский сопровождал духовную миссию в Пекин и настоял на пропуске наших караванов по удобному "купеческому тракту", вместо почти непроходимых аргалинских песков; это доставило удобства для торговли и обогатило географические сведения о Монголии. При посредстве Ковалевского был заключен кульджинский трактат 1851 года. В начале 1853 года, при нападении Омера-паши на черногорцев, Ковалевский был отправлен в Черногорию комиссаром. Во время Крымской кампании Ковалевский оставался в штабе князя М.Д. Горчакова до октября 1855 года и собирал материалы для истории этой осады. В 1856 году князь А.М. Горчаков поручил Ковалевскому управление азиатским департаментом. В 1861 году Ковалевский назначен сенатором. В 1856 - 1862 годах Ковалевский был помощником председателя Императорского географического общества. В молодости он написал "Думы о Сибири" (СПб., 1832) и трагедию "Марфа-Посадница" (ib., 1832), но убедившись, что стихи ему не даются, перешел к прозе.

IV. Практическая работа – (10 мин.)

Задание: обозначить на контурных картах, определить и указать географические координаты крайних точек Африки; подписать объекты береговой линии:

Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский.

Мысы: Рас-Энгеля, Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй надежды.

Канал: Суэцкий.

Полуостров: Сомали.

Острова: Мадагаскар, Сокотра.

Заливы: Гвинейский.

Моря: Красное, Средиземноморское.

Итог урока – вывод о влиянии ФГП на природу материка, предположения о возможных особенностях его прирды.

Домашнее задание (вариативное). Выставление оценок.- (3 мин.)

Вариант №1. Дополнить представленную таблицу.

Генри Стенли

США

19 век

Методическая разработка урока: Физико- географическое положение Африки.

Класс: 7

Цель: знакомство с географическим положением Африки.

Задачи:

    Образовательные познакомить с физико-географическим положением Африки; научить давать характеристику ФГП материка; показать особенности береговой линии материка; познакомить с новым способом обработки информации – картосхемами.

    Развивающие – развивать умение комплексного использования физической и контурной карт; использовать ранее приобретенные ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации;

    Воспитательные – продолжить воспитание личностных качеств, привитие аккуратности, наблюдательности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: эвристическая беседа с постановкой проблемного вопроса, сообщения учащихся, дифференцированно-групповая, самостоятельная работа.

Оборудование: физическая карта мира, учебник В. А. Коринской, И.В. Душиной, В.А.Щенева «География материков и океанов», атласы, рабочие тетради учащихся, раздаточный материал, мультимедийное оборудование (презентация используется по ходу всего урока

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Здравствуйте, ребята! На наших уроках мы не раз совершали путешествия. Вспомните, где мы с вами уже побывали, что исследовали? (Океаны)

Но на этом наши путешествия не закончились. Впереди нас ждет много нового и интересного, т. к. мы отправляемся в путешествие по материкам! Назовите существующие материки

Учащиеся называют и показывают океаны на настенной карте

Показывают материки

Новый материал

А) введение в тему

Наше путешествие начнется со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким, определите сами!

На экране демонстрируются слайды с видами Африки, и идет сопроводительный текст:

« Этот материк считают наиболее вероятной прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть все. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскаленные солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами».

За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы,там небо дышит жаром,
Кокосовые пальмы, бананы круглый год.
В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

На каком материке мы можем встретить таких животных и растения?

О каком материке идет речь? Как определили?

Много интересного и загадочного можно встретить на этом материке. Даже происхождение названия материка «Африка» до сих пор вызывает споры.

Проблемная задача. Представьте теперь, что вы путешественники. Экспедиция отправляется на один из южных материков и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях природы материка.
Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомиться при изучении материка.

Таким образом, на прошлом уроке мы с вами знакомились с планом (алгоритм), по которому будем изучать материк. Давайте решим, в каком порядке и почему будем отвечать на вопросы, чтобы составить характеристику материка?

Еще раз вспомним план характеристику материка (форзац учебника)

План характеристики материка.

    Физико-географическое положение материка.

    Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

    Климат.

    Внутренние воды.

    Почвы.

    Природные зоны. Растительный и животный мир.

    Население. Хозяйственная деятельность.

    Государства и столицы.

Посмотри те еще раз и какой вопрос у нас самый первый?

Итак, тема сегодняшнего урока: Физико - географическое положение Африки.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Константин Георгиевич Паустовский сказал «Познания и странствия неотделимы друг от друга» (высказывание на доске) .

Ну что ж, мои друзья, в путь!

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа,

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока : Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?

    Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы более точно определить местонахождение материка на земном шаре?

    Какие карты мы будем использовать для описания материка?

Называют материк

Артур

Обсуждение в парах.

Предполагаемые ответы учащихся. Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться с народами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк .

Географическое положение - это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Предполагаемые ответы учащихся: Определить площадь материка. Какие океаны его омывают? Какие материки близко расположены, а какие удалены?

Физическая карта Африки, физическую карту полушарий.

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы, используя сказанные вами карты. А теперь мы будем работать с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

План характеристики физико-географического положения материка.

    Положение материка по отношению к экватору.

    Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

    Крайние точки, их координаты.

    Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

    Площадь материка.

    Положение материка по отношению к морям и океанам.

    Положение материка по отношению к другим материкам.

    Особенности физико-географического положения материка.

Решение проблемы:

Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Если вы согласны, то делаете запись в бортовом журнале

    Положение материка по отношению к экватору

На что влияет положения материка вблизи экватора?

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану .

3. Крайние точки, их координаты.

4 . Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах

5. Площадь материка

6 . Положение материка по отношению к морям и океанам

Изрезанность берегов

7. Положение материка по отношению к другим материкам

Знакомство с планом хар-ки ФГП

Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу

количество получаемого солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года .Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая - к западу.

Самостоятельное исследование в парах. Работа с картами атласа. Определение географических координат по карте атласа. Нанесение их на контурную карту.

Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.)

. Протяженность Африки север - юг: 37 гр. + 35 гр. = 72 гр. Так как длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 к м., то протяженность материка составит: 111 км. 72 = 7992 км.

Протяженность материка запад – восток: 52 гр. + 18 гр. = 70 гр. Так как по экватору длина дуги в 1 градус равна 110 км ., то длина материка будет равна: 110 км. 70 = 7700

Пользуясь справочным материалом атласа назовите площадь материка.

Площадь материка - 30.3 млн. кв. км. – это второй по величине материк.

Найдите на карте на карте, затем нанести на контурную карту цифры

На контурной карте подписать объекты береговой линии: Атлантический океан, Индийский океан, Средиземное и Красное моря, Гвинейский и Аденский заливы, Гибралтарский, Мозамбикский и Баб-эл-Мандебский проливы, острова: Мадагаскар, Канарские и т.д.

Изрезанность берегов слабая, ровные

Африка удалена от Ю. Америки,Австралии, Антарктиды и С. Америки на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал. Суэцкий канал -судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией и имеет Огромное значение для мирового судоходства

Стат. Справка:

Строился канал 10 лет

Длина 161 км

Ширина от120км до 318 км

Глубина более 16 м.

физкультминутка

Музыкальная физкультминутка

Первичное закрепление

Какое важное событие ожидает нас в 2014 году в феврале месяце?

А что является логотипом этого мероприятия?

Правильно, Логотип олимпийских игр выглядит как пять объединенных между собой колец разных цветов. Этот логотип так же нанесен и на олимпийский флаг, который имеет белый фон означающий мир во всем мире. В 1913 году Пьер де Куберт придумал такой логотип, он считал, что национальные цвета всех стран включены в эти пять колец, а не привязаны к какому-либо из континентов как принято думать сейчас. Если вы посмотрите на флаг абсолютно любой страны, вы увидите, что на нем есть хотя бы один цвет из пяти цветов колец. На сегодняшний день полагают что каждый цвет это какой-либо континент. А как вы думаете, какой цвет вы предложите Африку? А почему?

Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?

Тест – Выберите верные утверждения.

    Африка посередине пересекается экватором

    Начальный меридиан не пересекает Африку.

    Северная точка материка – м. Игольный

    Южная точка- м. Игольный

    Восточная крайняя точка- м. Рас - Хафун

    Западная крайняя точка -м. Альмади

    Африку омывают океаны: Атлантический и Индийский.

    Самое соленое море, омывающее берега Африки – Средиземное.

    С севера берега омывает Средиземное море.

    Гвинейский залив расположен с севера

    Самый большой остров вблизи берегов материка – Мадагаскар .

Олимпиада в Сочи

логотип 5 колец

Черный цвет

Ответ: ФГП Африки выгодное; материк лежит во всех 4-х полушариях земного шара. Африка представляет собой сплошной массив суши со слабо изрезанной береговой линией.

Ответы: 1,4, 5,6, 7, 9, 11

Ватман,

Игра «Что такое?» называется географический объект, надо уточнить что это? (мыс, остров, полуостров и т д) и показать по карте

    (мыс) Игольный,

    (мыс) Альмади,

    (мыс) Рас – Хафун,

    Атлантический (океан),

    Индийский (океан),

    Средиземное (море),

    Гвинейский (залив),

    (полуостров) Сомали,

    (остров) Мадагаскар,

    Гибралтарский (пролив),

    Суэцкий (канал, перешеек )

Рефлексия

Итак мы сегодня:

1) Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы;
2) Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение;
3) Овладели обобщенным способом описания физико–географического положения материка;
5) Закрепили навыки работы с картой, глобусом, учебником, алгоритмом;
6) Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы

Домашнее задание

Текст параграфа. Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Н. Гумилев

Спасибо за урок!

Статья содержит информацию, которая объясняет особенность географического положения черного континента относительно прочих материков. Материал указывает на уникальные черты, которые свойственны только этой территории. Дополняет информацию из курса географии за 7 класс.

Географическое положение Африки

Черный континент признан самым жарким материком на планете. Это обусловлено тем, что он проходит по обе стороны от экватора. Он условно разрезает континент по центру. Подобное положение участка суши стало объективной причиной того, что территория получает существенное количество солнечной энергии, необходимой для поддержания жизни. Размер территории с севера на юг — 8 тыс. км, с запада на восток в северной оконечности — 7,5 тыс. км.

Материк омывается сразу двумя океанами и двумя морями - восточная часть – Красным морем и Индийским океаном, западная - Атлантическим океаном, а с севера – водами Средиземного моря.

Материк отличают от прочих особенности, которые заключаются в его слабой расчлененности в вертикальной и горизонтальной плоскости. Географическое положение Африки специфическое, так как континент расположен симметрично относительно экватора.

Местоположение континента таково, что он находится среди двух тропиков: крайняя северная оконечность 37°20” с. ш. - мыс Эль-Абьяд, крайняя южная оконечность 34°5” ю. ш. - мыс Игольный.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Удивительно то, что основная часть материковой территории пролегает в жарком поясе. Вся площадь регулярно нагревается солнечными лучами.

Физико-географическое положение материка содержится в том, что его северная область значительно шире, чем южная. Ширина южной части составляет около 3000 км., а протяженность от западной оконечности Зеленого Мыса до восточного пункта Рас-Хафун всего 7, 5 тыс. км.

Рис. 1. Карта природных зон Африки.

Африка относительно других континентов

Из-за неординарной конфигурации материка, местоположение природных зон отличается. Но это компенсируется переходом их друг в друга.

Рис. 2. Схема перехода климатических зон.

Положение Африки относительно других материков таково, что она находится практически в самом центре карты мира. Прочие материки располагаются по разные стороны света.

Рис. 3. Положение Африки на карте.

Характерной чертой континента является способность «зеркально отражать» всю полноту его природного разнообразия. Из-за того, что материковую территорию в центре рассекает экватор, его природные зоны, которые находятся в северной части, отражают зоны, которые находятся в южной области от экватора. Получается, что, проходя от Кейптауна до Каира, можно наблюдать каждую из природных зон африканского континента два раза. Ни один из континентов земли не наделен такой уникальной чертой.

При составлении плана описания географического положения Африки для урока географии, нужно учесть такие пункты, как:

  • Ориентация материка относительно воображаемых контуров на карте: экватора, тропиков, полярных кругов, полюсов земли, нулевого меридиана.
  • Размещение в полушариях планеты.
  • Наименования крайних материковых оконечностей и их координаты.
  • Размер территории с севера на юг в градусах и километрах.
  • Величина территории с запада на восток в градусах и километрах.
  • Ориентация континента в поясах и областях климата.
  • Ориентация материка сравнительно морей и океанов, которые его омывают.

Что мы узнали?

Мы узнали, что благодаря физико-географическим специфическим чертам континента можно дважды наблюдать каждую из его природных зон. Выяснили, что линия экватора буквально делит Африку на две половины. Установили причину того, почему эта территория признана самой жаркой частью суши на Земле. Ознакомились с планом подробного определения (через описание) географического положения материка. Установили отличия природных зон черного континента друг от друга.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 217.

Урок

Африка: физико-географическое положение и исследование материка

Цели и задачи урока:

образовательная

Опираясь на знания учащихся о главных особенностях природы Земли способствовать изучению физико-географического положения Африки по плану;

Повторить материал об определении географических координат географических объектов и расчете расстояний по карте;

Продолжить формирование у обучающихся умения анализировать карты и обосновывать принципы размещения географических объектов;

Продолжить формировать умение работать с контурными картами и фиксировать результаты исследований в таблицу

развивающая

способствовать развитию :

Умения давать характеристику ФГП материка

Навыков самостоятельной работы в парах;

Интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности ;

Интереса к предмету

воспитывающая

продолжить формирование у обучающихся :

Самостоятельности суждений;

Умения быстро и точно организовывать свой учебный труд;

Работать с книгой и к/картой в условиях класса;

Патриотических убеждений и чувств

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Полушарий

Физическая карта Африки

Климатические пояса и области мира

Политическая мира

Строение земной коры

Учебное электронное издание «География-7»

Учебник, атласы, контурные карты, тетради…

Ход урока


I . Организационный момент

II . Знакомство с физико-географическим положением материка (ФГП)

1. Проблемная ситуация

Ребята! Сегодня мы изучим тему….А какую?.....(см. по содержанию учебника )

Как вы думаете, почему изучение материков начинают с Африки?

учащиеся выдвигают гипотезы:

-Древний материк

-Самый жаркий материк

-Много стран

-Особый животный мир

-Начинается на «А»……..

2. Просмотр кинофрагмента «Общий обзор Африки»

Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение.

По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 (30,3 с островами) млн. км или 1/5 суши нашей планеты.

Африка - континент контрастов.

Около 1/2 ее территории занимают пустыни и полупустыни.

Снежные шап­ки поднимаются над просторами саванн.

В Африке протекает самая полно­водная река восточного полушария:

посмотрите на карту и назовите ее – Конго

самая длинная река мира: определите ее по карте - Нил 6671км

В географическом от­ношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

3. Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Африки.

Посмотрите на доску и прочитайте тему урока.

Составьте план изучения темы (выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся )

А теперь сравните наш план с планом изучения физико-географического положения материка, предложенным в учебнике (с.312-313).

Затем учащиеся читают каждый пункт плана и вместе с учителем ищут ответ.

При этом учителю следует оказывать помощь в определении видов карт, какими следует пользоваться.

В дальнейшем, описывая ФГП матери­ков, учащиеся должны уже сами определять, какой картой необходимо пользоваться, чтобы ответить на вопрос.

План описания ФГП материка

1. Площадь материка……29,2 млн. кв. км (с островами 30,3млн. кв. км)

2. На какой литосферной плите лежит? Африканской

См. карту «Строение земной коры»

3. Определите, как расположен материк относительно:

Экватора - пересекает материк посередине

Тропи­ков (полярных кругов)- примерно одинаково удалены от экватора

Нулевого меридиана - пересекает материк на западе

4. (слайд) Определите, какие океаны и моря омывают материк?

Океаны - Атлантический, Индийский

Моря - Средиземное, Красное

Проливы – Гибралтарский, Мозамбикский

Заливы - Гвинейский

5. (слайд ) Найдите координаты крайних точек материка в градусах

горизонта

Название географического объекта

Географическая

Географическая

м. Бен-Секка (Рас-Энгела)

м. Игольный

м. Альмади

м. Рас-Хафун

(слайд) Протя­женность материка в километрах:

С севера на юг по 20о с. ш.

а) 35о+37о=72о 72о 111км =….км (7992)

б) …см масштаб карты =….км

С запада на восток по линии Северного тропика


а) 16о+37о=53о 53о 102,5км =….км (5432,5)

б) …см масштаб карты =….км

В каких климатических поясах расположен материк?

См. карту «Климатические пояса области мира»

Как расположен материк относительно других материков?
Протяженность учащиеся высчитывают у доски (можно вызвать слабого ученика)

4. После того как все описание ФГП материка сделано, следует подвести итог работы. При этом в зависимости от способностей учеников, можно предложить ответить на один пункт плана или дать задание полностью описать ФГП Африки одному учащемуся.

5 .(см. карточку) С целью закрепления изученного материала можно предложить игру:

учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение .

Или работа с карточками (проверка на слайде)

Африка по середине пересекается... экватором Нулевой меридиан пересекает Африку с... запада Африку омывают океаны, их по количеству... 2 С севера материк омывается... Средиземным морем Восточной крайней точкой материка считается ... м. Рас-Хафун Дальше всех материков от Африки расположен... Австралия Гвинейский залив расположен с... материка…. запада Самый большой остров близ берегов Африки... о. Мадагаскар

Итог: по 1 балла 7-8 ,5

III . Открытие и исследование материка (слайд и таблица)

Изучение этого пункта урока следует начать с изучения карт мира Ал-Идриси, Птолемея. Что знали об Африке во времена этих картографов, какие территории были известны, где находились границы известного, как объяснить названия африканского побережья, почему далее изучение не происходило, какое название имела Африка?

Дальнейшее открытие и исследование материка следует изучить на основании заранее подготовленных учащихся (см. дополнительный материал к уроку) или с помощью учебника.

Можно предложить на основе текста учебника заполнить таблицу:

Вклад в исследование материка

Древние греки

Заселяли и исследовали север­ную часть Африки

Египтяне

Заселяли и исследовали севе­ро-восточную часть Африки. Плавание в Сомали

Бартоломеу Диаш

Португалия

Открыл мыс Доброй Надежды. обогнул южную оконечность материка

Васко да Гама

Португалия

Открыл новый путь в Индию Завершение открытия берегов материка

Давид Ливингстон

Исследование реки Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса

Генри Стенли

Плавание вокруг озер Тангань­ика и Виктория и от истока до устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувен­зори

Егор Петрович Ковалевский

Конец XIX в.

Изучение северо-восточной Африки

Василий Васильевич Юнкер

Конец XIX в.

Изучение Центральной и Вос­точной Африки, проводил то­пографические работы, метео­рологические и гидрологиче­ские наблюдения

Николай Васильевич Вавилов

Собрал более 6000 видов образцов культурных растений

***Текст учебника можно дополнить материалом из хрестоматий. При про­верке заполнения таблицы на каждом этапе учитель задает вопросы:

Определите, какие острова были открыты каждым мореплавателем? Чему удивился Васко да Гама при высадке на восточный берег Африки? Почему исследования внутренних частей материка проходили мед­ленно? Какие нежелательные последствия имело открытие внутренних рай­онов Африки? Какие реки открыл Давид Ливингстон? Какие названия появились на карте благодаря исследованиям Генри Стенли?

IV. Практическая работа

Задание: обозначить на контурных картах, определить и указать геогра­фические координаты крайних точек Африки; подписать объекты берего­вой линии:

Проливы : Гибралтарский, Мозамбикский.

Мысы : Рас-Энгела, Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй Надежды.

Суэцкий канал.

Полуостров: Сомали.

Острова : Мадагаскар, Сокотра.

Заливы: Гвинейский залив.

Моря : Красное, Средиземное.

V . Домашнее задание

§24 - заполнить таблицу

****-на контурных картах обозначить маршруты путешествий исследователей Африки (Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Давид Ливингстон)

VI . Дополнительный материал к уроку

Бартоломеу Диаш

Со смертью Генриха Мореплавателя у португальских монархов на некоторое время исчез интерес к исследованиям. Только после восшествия на престол Жуана II африканское побережье опять увидело вереницы португальских судов и новую плеяду смелых независимых моряков.

Самым значительным из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш. Мно­гих своих спутников он обучил искусству мореплавания. Мы мало знаем о жизни Бартоломеу Диаша, даже дата его рождения точно не установлена.

Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, приве­зенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки во главе экспедиции из двух судов. При этом он достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.

Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен­ руко-водителем строительства кораблей. Естественно, что кандида­том в начальники экспеди-ции должен был быть назначен он. Но главой экспедиции назначили Васко да Гаму. Диаш достроил корабли и сопрово­дил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.

В 1500 г. Диаш участвовал в плавании в Индию экспедиции Кабрала. Корабли

достигли сначала восточной оконечности Африки, а затем мыса Доброй Надежды. В двадцатидневном шторме четыре корабля из десяти, участвовавших в экспедиции, потерпели крушение, и на одном из них погиб Диаш.

Васко да Гама

Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей - достичь далекой Индии. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем морепла-вателем. Его не могли обойти при дворе, как это сделали с Диашем, он не был вынужден переносить унижения, подобно Колумбу. Он никогда не шел на ненужный риск, никогда не принимал меньшей награды, чем заслуживал, и никому не позволял забыть о себе. Да Гама достиг берегов Индии и вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей .

Васко да Гама родился в 1460 г. в городе Синеже, где его отец был градо­начальником. Васко да Гама рано приобрел опыт в мореплавании и управле­нии кораблем. Когда король принял решение продолжить открытия, сделан­ные Диашем, да Гама был наготове и ждал приказа к выступлению.

Приказ был получен весной 1497 г. Да Гама получил четыре корабля, построенные Диашем. Личный экипаж состоял из 170 человек. Утром 8 июля под звуки военной музыки корабли с развевающимися флагами от­плыли из Португалии. Через 12 дней моряки достигли Зеленого Мыса. Ми­новав острова, корабли направились на юго-запад, чтобы не идти против морского течения у берегов Африки. Спустя 4 месяца после выхода из Лис­сабона, корабли, медленно продвигаясь на юг, обогнули мыс Доброй Наде­жды и пришли к восточному берегу Африки, назвав его берегом Натал (Рождества).

В конце января 1498 г. эскадра вошла в устье реки Замбези. Объявив это место владением Португалии, Васко да Гама пробыл здесь месяц, ремонти­руя корабли.

В устье Замбези да Гама получил сведения о том, что к северу лежит цветущая страна, и поэтому назвал это устье «Рекой хороших указаний». В апреле корабли прошли Мозамбик, а вслед за тем Момбасу и Милинди, откуда начиналась большая торговля между Индией и Африкой. Общепри­нятым торговым языком в этих местах был арабский. В Милинди порту­гальцы встретили радушный прием. Они наняли штурмана - мавра.

Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через некоторое время они отплыли от берега и взяли курс на северо-восток. Так следовали они 23 дня, прошли к северу от Лаккадивских островов и 22 мая встали на якорь в Каликуте. Плавание Гамы продолжалось десять месяцев и четыр­надцать дней. Наконец-то Португалия имела свой торговый путь в Индию.

Но проложить торговый путь еще не значило заполучить в свои руки торговлю. Да Гама убедился, что на Малабарском берегу его появление было встречено отнюдь не с восторгом. Туземцы не выражали особого же­лания торговать с португальцами. Торговля была сосредоточена в руках моплахов - воинственных и фанатичных мусульманских торговцев, кото­рые терроризировали местного правителя Заморина. Заморин заманил да Гаму на берег и задержал его в качестве пленника в своем дворце. Тогда португальцы захватили заложников и начали угрожать бомбардировкой и разрушением города. Да Гама был отпущен. После этого он получил воз­можность торговать в Каликуте и в другом индийском городе, Кананноре, где магометанское влияние было не так сильно.

Наконец корабли повернули назад - с грузом товаров и с пленниками. Спустя 26 месяцев после отплытия корабли бросили якорь в родном Беле-ме. Да Гама предстал перед королем Мануэлем с грузом золота и серебра. Плавание заняло два года и два месяца. Более сотни моряков погибли в пу­ти от цинги, вернулось 55 человек.

Через два года да Гама вторично отправился в Индию и своими крова­выми набегами навел ужас на все побережье. Каликут был опустошен. Вернувшись в Португалию, да Гама получил высокие титулы и большие награды, а португальцы организовали оживленную торговлю с Индией. Эта торговля принесла доходы и самому Гаме, который сделался одним из са­мых богатых вельмож Португалии.

В 1524 г. да Гама, уже 64-летний старик, был вновь вызван из своих по­местий к королю. Ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний.

Да Гама успешно совершил длинное путешествие. Приехав в Индию, он принял решительные меры для укрепления власти португальцев на Мала­барском берегу и сурово расправился с теми португальцами, которые на­рушили интересы короля. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руково­дителя и хорошего администратора, хотя и не свободного от издержек жес­токой морали своего века.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ!!!

1. Закончите предложение

Африка по середине пересекается... Нулевой меридиан пересекает Африку с... Африку омывают океаны, их по количеству... С севера материк омывается... Восточной крайней точкой материка считается ... Дальше всех материков от Африки расположен... Гвинейский залив расположен с... материка. Самый большой остров близ берегов Африки...

Итог: по 1 балла 7-8 ,5

2. Открытие и исследование материка

Исследователи, путешественники

Вклад в исследование материка

1 Бартоломеу Диаш

Португалия

Открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную оконечность материка

Домашнее задание

§24 - заполнить таблицу

***-на контурных картах обозначить маршруты путешествий исследователей Африки (Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Давид Ливингстон)

Знать основные географические объекты береговой линии Африки.

План описания физико-географического положения материка:

    Размеры материка;

    Положение материка относительно экватора и начального меридиана;

    В каких полушариях расположена бóльшая часть материка;

    Какие океаны и моря и где (по сторонам горизонта) омывают материк;

    Крайние точки материка и их географические координаты;

    Положение материка относительно других материков;

    Вывод о физико-географическом положении материка.

Практическая работа: Определение типов климатов Африки по климатограммам.

Ход работы:

По приведённым в атласе климатограммам (стр. 15) определите тип климата городов Аддис -Абеба, Алжир, Валлен и Дебунджа, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков.

Практическая работа: Составление характеристики одной из рек Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, текст учебника, справочную и дополнительную литературу, дайте характеристику одной из рек Африки по следующему плану:

План характеристики реки:

    В какой части материка находится река;

    К бассейну какого океана относится река;

    Длина реки и направление её течения;

    Местонахождение истока реки и его географические координаты;

    Куда впадает река, вид устья и его географические координаты;

    Крупнейшие левые и правые притоки;

    Характер течения реки, наличие порогов и водопадов;

    Основные типы питания и режим реки;

    Крупные города, расположенные на реке;

    Использование реки человеком.

Вариант 1. Нил . Вариант 2. Конго . Вариант 3. Нигер . Вариант 4. Замбези .

Практическая работа: Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.

Ход работы:

Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:

План физико-географической характеристики страны:

    Название страны и её столица;

    Физико-географическое положение страны:

а) положение страны на материке;

б) площадь территории;

в) с какими странами и где граничит;

г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

    Природные особенности страны:

а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

б) характерные черты климата (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность);

в) внутренние воды (крупнейшие реки и озёра, их характерные черты);

г) природные зоны;

д) преобладающие почвы;

е) типичные представители растительного и животного мира;

    Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

г) какие полезные ископаемые добываются;

д) ведущие отрасли промышленности;

е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Ход работы: Работа выполняется в течение нескольких уроков!

При изучении темы ”Географические положение Австралии”, используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 17), на контурной карте Австралии:

    Красным цветом обозначьте экватор, жёлтым - Южный тропик;

    океаны : Индийский и Тихий;

    моря : Арафурское, Коралловое и Тасманово;

    заливы : Карпентария и Большой Австралийский;

    проливы : Торресов и Бассов;

    острова : Новая Гвинея и Тасмания;

    полуострова : Арнемленд и Кейп-Йорк;

    крайние точки : мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон;

3. Определите координаты крайних точек Австралии.

При изучении темы ”Рельеф Австралии” обозначьте:

    равнины : Центральную низменность;

    горы : Большой Водораздельный хребет;

    высшую точку материка : гору Косцюшко (2228 м);

    низшую точку материка : уровень озера Эйр (-16 м).

При изучении темы ”Климат Австралии” обозначьте:

    тёплое течение : Восточно-Австралийское;

    холодное течение : течение Западных Ветров;

    район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

    районы формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

    пункт с максимальной температурой воздуха : Юкла (+51 о С);

    пункт с минимальной температурой воздуха : Онслоу (-3 о С);

    пункт с максимальным годовым количеством осадков : Кэрнс (2243 мм);

    пункт с минимальным количеством осадков : Центральная Австралия (127 мм).

При изучении темы ”Внутренние воды Австралии” обозначьте:

    реки : Муррей, Дарлинг, Купер-Крик;

    озеро : Эйр.

При изучении темы ”Природные зоны Австралии” обозначьте:

    пустыни : Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.

Практическая работа: Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Австралия

Африка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

5. Характер береговой линии

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Южной Америки (атлас, стр. 19), на контурной карте обозначьте:

    Красным цветом – экватор, жёлтым – Южный тропик, зелёным – 50 о ю.ш.;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Атлантический и Тихий;

· море : Карибское;

· залив : Ла-Плата;

· проливы : Дрейка и Магелланов;

· канал : Панамский;

· острова : Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос;

· крайние точки : мыс Гальинас, мыс Кабу-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс и определите их координаты.

При изучении темы ”Рельеф Южной Америки” обозначьте :

· равнины : Амазонскую, Ла-Платскую и Оринокскую низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато (Патагонию);

· горы : Анды;

· высшую точку : гору Аконкагуа (6960 м);

· вулканы : Котопахи и Сан-Педро;

· низшую точку материка : Салинас-Чикас (-42 м) на полуострове Вальдес.

При изучении темы ”Климат Южной Америки” обозначьте :

· тёплые течения : Гвианское, Бразильское и Наска;

· холодные течения : Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров;

· район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

· район формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

· район формирования умеренных воздушных масс : буквами УВМ;

· пункт с максимальной температурой воздуха : Кордова (+46 о С);

· пункт с минимальной температурой воздуха : Сармьенто (-33 о С);

· пункт с максимальным количеством осадков : Буэнавентура (более 9000 мм) в Колумбии;

· пункт с минимальным количеством осадков : Антофагаста (1 мм) в Чили.

При изучении темы ”Внутренние воды Южной Америки” обозначьте :

· реки : Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску;

· озёра : Маракайбо и Титикака;

· водопады : Анхель и Игуасу.

При изучении темы ”Природные зоны Южной Америки” обозначьте :

· пустыню : Атакама.

Практическая работа

Сравнение физико-географического положения Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа и текст учебника, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Африки и Южной Америки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Африка

Южная Америка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

3. В каких полушариях находятся

4. Океаны, омывающие берега материков

5. Характер береговой линии

6. Положение относительно других материков

Практическая работа: Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа, тест учебника и другую литературу, заполните таблицу (работа выполняется по вариантам):

План

Черты сходства

Черты различия

Река Африки

Река Юж. Америки

Положение на материке

К бассейну какого океана относится

Площадь бассейна

Местонахождение истока и его координаты

Вид устья и его координаты

Длина главной реки

Направление течения

Характер течения

Питание реки

Режим реки

Крупнейшие левые притоки

Крупнейшие правые притоки

Страны, расположенные в бассейне реки

Крупнейшие города

Использование реки человеком

Вариант 1. Сравнение Конго и Параны. Вариант 2. Сравнение Нила и Амазонки. Вариант 3. Сравнение Замбези и Ориноко.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.

Ход работы:

    Используя атлас (стр. 10 - 11), на контурной карте Южной Америки обозначьте: Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гайану, Гвиану (фр.), Колумбию, Панаму, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фолклендские острова (брит.), Чили, Эквадор и подпишите названия их столиц (административных центров).

    Чёрным цветом закрасьте колониальные владения Франции и Великобритании.

    Зелёным цветом закрасьте страны, не имеющие выхода к морю.

    Красным цветом закрасьте страну, расположенную на двух материках.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Северной Америки (атлас, стр. 22), на контурной карте Северной Америки обозначьте:

    Красным цветом – экватор , жёлтым – Северный тропик , зелёным – 50 о с.ш ., синим – Северный полярный круг ;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый;

· моря : Берингово, Чукотское, Бофорта, Баффина, Карибское;

· заливы : Аляска, Калифорнийский, Гудзонов, Святого Лаврентия, Мексиканский;

· проливы : Берингов, Девисов, Датский, Гудзонов, Флоридский, Юкатанский;

· канал : Панамский;

· острова : Канадский Арктический архипелаг, Гренландию, Баффинову Землю, Ньюфаундленд, Кубу, Ямайку, Гаити, Ванкувер, Алеутские, Святого Лаврентия;

· полуострова : Лабрадор, Флориду, Юкатан, Калифорнию, Аляску;

· крайние точки : мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз и определите их координаты.


  1. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс

    Рабочая программа

    ... . Учебное электронное издание. География . Наш дом Земля . Материки , океаны , народы и страны . Мультимедиа учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала...

  2. Рабочая программа по географии линия в. П. Дронова, издательство «дрофа»

    Рабочая программа

    Реализации рабочей программы используется учебно -методический комплект, включающий: Базовый учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География : Наш дом Земля (материки , океаны , народы и страны ). 7 класс . – М.: Дрофа...

  3. Отчет о результатах самообследования негосударственное образовательное учреждение Центр Спорта и Образования «локомотив»

    Отчет

    ... География 7 КЛАСС География . Наш дом Земля : Материки , океаны , народы и страны . 7 класс . Учебник для общеобразовательного учреждения И.В. Душина, В.А. Щенёв, В.А. Коринская География . Наш дом Земля : Материки ,