Cначала ответим на вопрос: «Что же такое пробелы в знаниях?» По-простому можно сказать так: «Это то, что школьник на данный момент должен знать, но не знает.То, что должен уметь делать, но не умеет».

Все необходимые знания и умения по всем предметам для каждого класса прописаны в школьных учебных программах. Программами руководствуются авторы школьных учебников.Они закладывают в свои тексты все необходимые теоретические и практические компоненты. Поэтому учебник детализирует заложенные в программе знания и умения, выстраивает их усвоение в определенную последовательность. Со школьными программами постоянно сверяются учителя. Родители про школьные программы в лучшем случае только слышали.

Следующий важный вопрос: «Насколько критичны те или иные пробелы в знаниях?»Под критичным пробелом я понимаю тот пробел, который реально мешает усваивать новый материал. Если школьник в 5-м классе путается в таблице умножения, то о каком усвоении математики может идти речь? Под критичным пробелом я также понимаю тот пробел, который постоянно проявляется. Например, школьник не умеет применять правило проверки безударных гласных и часто делает подобные ошибки.В этом случае хорошей оценки по русскому языку он никогда не получит. И во взрослой жизни будет постоянно попадать впросак.

В школьных программах об этом ни слова. Там все знания и умения перечислены как равнозначные. В учебниках также почти невозможно встретить четкое выделение наиболее критичных знаний и умений. Почему так - в общем-то, понятно. Заведомо закладывать в программу или учебник второстепенность значительной части учебного материала неправильно. Последствия могут быть непредсказуемыми. Но и делать вид, что такой проблемы нет, тоже большая ошибка.

Важно также понимать, что в разных предметах критичность пробелов в знаниях проявляется по-разному.

Предметом, в котором прошлые и новые знания связаны наиболее тесно, является математика. Здесь каждый второй пробел является критичным. Примеров можно приводить множество, но это очевидно любому, кто вспомнит школьные годы и уроки математики.

В русском языке др угая проблема. Изучение новых тем постоянно сопровождается необходимостью доказывать, что пройденные правила правописания усвоены хорошо. Сам же материал связан между собой меньше, чем в математике. Вполне можно иметь существенные пробелы в разделе «Словообразование» и с успехом проходить темы раздела «Морфология». Подчеркну, я говорю о школьном варианте курса «Русский язык», а не о науках «Лингвистика», «Языкознание» и др.

Во многих школьных предметах связанность материала присутствует в основном в рамках отдельных разделов. Можно плохо знать раздел физики «Динамика» и получать хорошие оценки при прохождении раздела «Оптика». Чем помогут школьнику знания из ботаники при изучении анатомии человека?

Вывод из вышесказанного я хочу сделать следующий.

К пробелам в знаниях нужно относиться рационально. Критичные пробелы должны устраняться в безусловном порядке. На это нужно направлять все необходимые временные и иные ресурсы. Остальные пробелы - по ситуации. Собирается школьник поступать на филологический факультет?Значит,все пробелы в знаниях по русскому языку следует считать критичными. А вот к пробелам по химии или биологии можно относиться творчески.

Еще несколько важных вопросов. Насколько неизбежны пробелы в знаниях? Можно ли так организовать преподавание, чтобы пробелов не было? Что здесь зависит от учителя, а что от школьника?

Большинство родителей уверены, что пробелы в знаниях их детей - это следствие низкого уровня преподавания в современной школе. Попробую переубедить их и защитить честь современной школы.

В мире существуют две основные модели организации учебного процесса в школе:

Время пришло - все переходят к новому материалу.

Большинство стран мира, в том числе наша страна, строит школьное образование по второй модели.

Значит, разные ученики за одинаковое время проходят один и тот же учебный материал. И из этого возникает неизбежная проблема: у учеников накапливаются пробелы в знаниях. У кого - больше, у кого - меньше.

С этой проблемой учителя стараются бороться. Но на уроке сделать это практически невозможно. Детей в классе много, пробелы у них разные. Да и к новому материалу постоянно переходить нужно.

Единственная возможность - решать эту проблему за счетсамостоятельной работы ребенка. Но и здесь возникает ряд препятствий:

Обычный ученик не в состоянии адекватно оценивать собственные пробелы в знаниях;

Традиционные домашние задания не индивидуальны по своей сути, да и служат они в основном для закрепления только что пройденного материала;

Такая работа требует постоянного мониторинга (либо со стороны специалиста-предметника, либо со стороны родителя, либо при их совместном участии).

Поэтому обвинять школу и учителей в пробелах в знаниях некорректно. Это неизбежное следствие существующей модели организации образовательного процесса. Конечно, хороший учитель отличается от плохого тем, что у его учеников пробелов в знаниях меньше. За счет более интересных и понятных уроков. За счет настойчивости в преодолении ученической лени и хитрости. Иногда за счет дополнительных усилий, чаще всего - неоплачиваемых.

К данной ситуации пока лучше всего подходит поговорка: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Что и демонстрирует родительское сообщество, благодаря которому рынок репетиторских услуг в стране исчисляется огромными суммами.

Традиционное репетиторство сегодня воспринимается в обществе как альтернатива школе. Но это не совсем так, или даже совсем не так. Школа и репетиторство сегодня органично, но не очень экономично для семьи дополняют друг друга. У учителя нет возможностей для систематического устранения пробелов в знаниях всех своих учеников. Этим занимаются привлеченные репетиторы. Но ни один репетитор не занимается обучением с нуля. Он получает подопечного, который в той или иной степени учебный материал проходил.

Именно здесь, на мой взгляд, кроется нераскрытый потенциал использования компьютера в учебном процессе. На этом пути можно выйти на реальное повышение качества обучения при помощи простых и экономичных инструментов.

В следующий раз читайте заметку «Хорошая учеба - это активное применение и развитие интеллекта».

Я деградирую. Учусь в десятом классе. Девятый закончила почти с отличным аттестатом, учиться мне было не слишком трудно. Но в этом учебном году что-то во мне переменилось. Сейчас я стала увлекаться науками и планирую выбрать профессию, связанную с физикой, но я понимаю, что для этого нужен высокий интеллект. Я стала до безумия ленива, стала «болеть» (болезни настоящие, но я делаю из мухи слона, из обычной простуды - что-то ужасное) по две-три недели. В это время можно читать, учить нужные мне предметы, делать хотя бы несложные уроки. Но я приняла кошачий образ жизни: лежу на диване, кушаю, сплю, ну и постоянно сижу интернете. Вчера во мне всё-таки появилась какая-то сила воли и я заставила себя начать делать алгебру. Выражения несложные, я делаю, но тело хочет лечь, во мне опять играет дикая лень и нет никакого желания сидеть за столом с тетрадью, лишь хочется откинуть её куда нибудь подальше. Кто-то скажет, что дело в отсутствии интереса к предмету, но нет же, мне всегда нравилась алгебра! И ладно какие-то письменные уроки, их всё же можно сделать, заставив себя, но что-то выучить - это просто нереально. А ведь мне много нужно учить, ЕГЭ через полтора года. Я начала искать разные методы концентрации, пыталась медитировать, но ничего не помогает. Одноклассники говорят, что учителя уже забыли, как я выгляжу. Чувство тревоги из-за учёбы и моего будущего нарастает. Я так и не знаю, как взять себя в руки и прийти к былому состоянию, когда мне не было так тяжело делать что-либо.

1 ответ

14 лет. Мама постоянно кричит, то это не так, то это. В общем доводит до жуткого состояния, когда хочется просто убежать и скрыться от всех. Сидеть одному и плакать. Я начинаю её бояться, эта боязнь приводит к тому, что учёба становится хуже. Из-за этого тоже кричит. Постоянно упрекает в чём-либо. Я стараюсь не обращать внимания, упорно работать, но всё равно ничего к хорошим результатам не приводит… Меня уже всё достало, что делать?

2 ответа

Мне 16 лет. Живу в достатке и я не могу сказать, что родители мне что-то не додали. Но есть вечные проблемы, от которых мне очень тяжело. Мама вечно закатывает скандалы, что я вечно провожу время в телефоне и не уделяю времени им. Вечно упрекает в том, что я учусь не достаточно хорошо, а хотя она прекрасно понимает, что я стараюсь сделать всё, чтобы учиться хорошо, я не отличница, я хорошистка (одна 4). Когда у неё нет настроения, то эти скандалы переходят и в ругань с отцом, что меня очень добивает. У меня практически нет родственников, которым я могла бы довериться, ибо эти люди меня предали, обвинив во всём, чём можно. Иногда я просто не понимаю, почему так всё не справедливо? Я не хожу гулять практически вообще, хожу, но редко. Ибо школа, репетиторы, разные консультации, ведь я будущий переводчик, который должен добиться целей, так утверждает моя мама. Мы миримся, но меня всё же убивает это всё, я устала бороться, руки просто опускаются сами по себе, а что с этим делать я совсем не знаю…

2 ответа

А вы сдавали ЕГЭ? Так получилось, что я сдаю самые худшие предметы — профильная математика и физика. Если с математикой я ещё может и справлюсь (на минимум), то с физикой совсем всё плохо… Даже минимум набрать не могу. Читаю задание и не понимаю, что нужно делать. Весь 10 класс готовилась совершенно к другим предметам. У меня были цели и мечты, но сейчас это уже не важно. И вот до экзаменов остаётся пара месяцев, а я так и не сдвинулась с мертвой точки в своих знаниях по физике.

1 ответ

Я начал учится в колледже и мне попался странный куратор. Она женщина и довольно странно ведёт себя по отношению ко мне. В колледж хожу исправно, задолженностей нет и с другими преподавателями всё в порядке. Но она с самого начала меня просто игнорировала, например она спрашивала у группы, кто хочет пойти на конференциею и взять автограф у известного автора книги, никто не поднял руку и она начала перечислять, спросила всех кроме меня, также она ведёт у нас некоторые предметы и на одном из них дала задание, она выслушала всех, а когда дошла очередь до меня и я начал читать, она тут же сменила тему и не дала мне ответить. Был ещё такой случай, я быстро прошёл и уронил пару бумаг, которые лежали с краю, я начал их поднимать, на что услышал: «ты их ещё по полу протри», я положил бумаги, и на это ничего не ответил, сел за своё место. Также была такая ситуация: сидела комиссия, мы писали экзамен, я всё сделал, начал сдавать лист и женщина из комиссии сказала, что тут надо ставить пять, а мой куратор сказала: «нет, поставлю четыре» и как это понимать? Плохого лично ей ничего не делал, не прогуливал её пары, проблем не доставлял. Сейчас я уже на другом курсе и теперь она постоянно меня спрашивает на парах и просто всяческое внимание на меня проявляет, я теперь даже не знаю, как реагировать. Весь энтузиазм пропал ещё на первом курсе.

1 ответ

Учу английский. В школе учила, в универе, с педагогом, сейчас учу с другим педагогом. Но топчусь на одном месте. Такое ощущение, что деньги выкидываю. Вроде, и мотивация есть. Пошла работать в международную компанию, там нужен хороший английский, худо бедно прошла на нём собеседование, заранее всё зазубрив. Скоро командировки, а я двух слов сходу связать не могу, во рту каша. Когда читаю на занятии, начинаю беситься, что выходит ужасно и слов не знаю, руки опускаются и делать ничего не хочется! Просто бесит! На протяжении месяца учила час по дороге в одну сторону, час в другую + иногда что-то могла и дома поделать. НИ-ЧЕ-ГО не меняется. Просто не могу заговорить и всё. Начинаю смотреть видео, ничего не понятно и сижу в ярости. Молодой человек пытается помочь, даже учил со мной. В результате, я только плакать начинаю, что тупая и меня все поправляют, а я ничего не могу.
Может у кого-то есть актуальные советы? Моя работа это единственное, что не дает мне в данный момент бросить изучение английского от ярости и бессилия.

4 ответа

Здравствуйте. Просто всё достало. Надоело ходить в школу и учить то, что я через 5 лет даже и вспоминать не буду. Я не знаю куда мне поступать, у меня очень много разных хобби, у меня не хватает на них времени. Я всегда была отличницей, но сейчас я поняла, что гнаться за оценками нет смысла. У меня проблемы со здоровьем, скорее всего из-за того, что я постоянно переживаю из-за оценок. А сейчас я решила для себя, что это мне не надо. Учится ещё 2 года. Не знаю как это вытерпеть.

2 ответа

Устала, как банально бы это не звучало. Порой кажется, что никому не нужна (конечно не считая родителей), некому выговориться. За определенное количество времени, столько всего накопилось… Скоро сдавать экзамены, какие сдавать определилась ещё летом, но пришла мама и сказала, что записала в группу, где подготавливают к экзамену по английскому. Хорошо. Смирилась с этим. Но сомнения присутствовали. Но теперь, твёрдо решила, что не хочу сдавать этот предмет. Прошу маму перевести в обычную группу, в итоге доходит всё до ссор. Не знаю, как ей объяснить это всё. Не хочет меня понять. А внутри чувство некой пустоты.

2 ответа

Здравствуйте, мне 13 лет. Я учусь в 8 классе. В самом начале учебного года я поставила задачу нормально закончить этот семестр. У меня есть 2 проблемы:

1). Я начала учить язык, с которым я хочу связать свою жизнь и будущее. Если я этого не сделаю, то просто сгнию в этой стране. Я начала ходить на курсы. И тут началось. Все всё понимают, все заучки и т. д. Их спрашивают — они за секунду отвечают, даже когда новая тема. А я. Я сижу туплю. Не могу ответить и т. д. Я не придаю этому значения особого, но приходя домой я понимаю, что задали по этому уроку ДЗ. Мне нужно очень много слов выучить и т. д. Я всё время откладываю на потом. В итоге вообще ничего не выходит. Я знаю и понимаю, что нужно сесть и делать это ради моей мечты, но я просто не могу. Я ленюсь. У меня есть мотивация, терпение. и т. д., но лень… Мне тяжело просто встать и идти делать. Я не знаю, что делать.

2). Как я сказала, я учусь в 8 классе. У меня 9 уроков в день и я учусь в вс. У меня проблемы со здоровьем, а точнее сколиоз. Я хожу каждый день на физкультуру и прихожу в гк только к 12. Проходит уже 5 уроков. Мне приходится брать у одноклассников тетради и списывать уроки. Списать я могу, но в основном я пропускаю математику, химию, украинский язык и украинскую литературу. Почти всё из этого нужно будет сдавать на ЗНО/ЕГЭ. Я не могу сама догнать и понять. До меня туго доходит. К учителю подойти спросить не могу — перемены слишком короткие. Родные не шарят. Одноклассники тупые и их не волнуют оценки. А мне, как я сказала, для будущего нужно. В интернете я не понимаю, как объясняют. Из-за этого моя лень теперь и в этом. Я даже списать не могу. Мне лень. У меня в мыслях — зачем списывать всё равно нифига не понятно. Я осознаю, что не правильно и я могу и нужно. Но опять же лень… Было бы у меня время, я бы делала даже через силу. Но приходя из школы и занятий в 5 просто ничего не хочется. Так это ещё не конец проблемы. Я очень люблю сидеть в интернете, смотреть что-то. И, как говорится, деградирую. Сижу смотрю что-то, заканчивается серия и я говорю: «посмотрю ещё две и всё». В итоге посмотрела весь сезон и ничего не сделала. Мне тяжело оторваться. А если я оторвусь, то посреди уроков или чего-то вспоминаю и просто не могу уже ничего делать. Я независима и легко могу удалить соц. сети или ещё что-то, но опять же моя лень убивает меня. Даже мотивация не помогает. Я могу часами думать о будущем и так ничего и не сделать. Что делать? Нужно что-то очень сильное.

1 ответ

Я живу с мамой и бабушкой. Живем мы не бедно, но мама естественно много работает. Я учусь в университете, поступила на бюджет, учусь на отлично. Мне в семье постоянно говорили, что я сижу на шее и что ничего не делаю, это на меня сильно давило. Я пыталась устроиться, но всё никак не удавалось. Способности есть, но с графиком было тяжело. В то же время мне не разрешали уходить на заочку, а на очке особо и не разгуляешься. Короче, наконец я себе выстроила расписание так, что у меня есть несколько свободных дней, в которые я начала давать уроки (репетитор). Дело пошло. Вот только теперь на меня наоборот орут, что я не хожу на дополнительные занятия в свободные дни. Мол нужно самообразовываться. А я уже не могу даже просто развиваться. Я пытаюсь заработать денег, брать как можно больше работы. Я не могу позволить себе просто гулять с кем-нибудь, ходить на танцы, например, просто читать, читаю как можно быстрее (хотя литература — один из элементов моего образования). Короче какой-то комплекс нахлебницы у меня выработали. Я знаю, что многие успешные люди начинали работать и обеспечивали себя с раннего возраста. Мне 20, а я только недавно начала работать над своей самостоятельностью. Была мысль уйти из дома, жить так, как я хочу, пусть даже и целыми днями работать, но хотя бы на час приходить домой, дышать спокойно. Но мне страшно рвать связь со своей семьёй, заставлять их переживать, это грех, по моему мнению. Я даже не знаю, что мне делать. Хочется свалить вину на государство, которое платит такие стипендии, что студент, который учится и трудится, вынужден чувствовать себя приживальцем. Учусь я, кстати, всё ещё на отлично, потому что это обеспечивает мне стипендию чуть-чуть повыше. Сам интерес к науке пропал…

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

Работа с неуспевающими, ликвидация пробелов, повышение интереса к обучению как путь повышения качества образования

учитель математики: Гатауллина Ф.Х.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

u пропуски занятий по болезни;

u слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

u задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

u педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

u неблагополучная семья;

u проблема «улицы»;

u прогулы.

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

Ликвидация пробелов у учащихся в обучении;

Создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

Создать благоприятную атмосферу на уроке;

Своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

Изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

Освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

Ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

Культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

План работы со слабоуспевающими учащимися

Мероприятия

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология :

во-первых , потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

во-вторых , групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:

приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;

улучшение академической успеваемости;

воспитание самоуважения;

укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;

отсутствие соревнования в учебной деятельности;

убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.

Для повышения эффективности и реального результата урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики применяю систему ключевых задач. Её использование позволяет с одной стороны, включить в работу каждого ученика, а с другой развивает системное, логическое мышление учащихся. Для мотивированных детей появляется возможность проанализировать и оценить материал в полном объёме, сравнить разные методы решения, определить границы применимости для дальнейшего использования полученных знаний при решении более сложных задач.

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходило на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Для эффективной учебной деятельности всех учащихся дифференцировать их по уровню подготовки, стимулировать школьников, которым хорошо дается математика, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».

Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.

Под этим понятием подразумевается такое качество, которое характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Одной из таких технологий является игровая. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении.

На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя - ученик, а её предмет – формирование умений и навыков учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

Из энциклопедического словаря: «Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека ».

4 слайд

Описание слайда:

Ещё Аристотель говорил, что благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного определения конечной цели всякого рода деятельности и выбора соответствующих средств и способов её достижения. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности учителя по организации урока – чего он хочет добиться, потом установить средства – что поможет достижению цели, а затем определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели. Как здание начинает возводиться с фундамента, так и мышление школьника можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.

5 слайд

Описание слайда:

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

6 слайд

Описание слайда:

Главная задача Учителя создать каждому ученику ситуацию успеха. успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении предмета даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

7 слайд

Описание слайда:

Причины пробелов пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

8 слайд

Описание слайда:

Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

9 слайд

Описание слайда:

Задачи создать благоприятную атмосферу на уроке; своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов; изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни

10 слайд

Описание слайда:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

11 слайд

Описание слайда:

Чтобы повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности; Проветривать кабинет; Проводить физминутки; Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности

12 слайд

Описание слайда:

Виды работ со слабоуспевающими учениками: Карточки для индивидуальной работы; Задания с выбором ответа; Карточки – тренажеры; Творческие задания; Карточки-с образцами решения.

13 слайд

Описание слайда:

Алгоритм работы учителя по фиксации и устранению пробелов отражает такую последовательность действий. 1. После проведения любого контроля знаний (самостоятельная работа, контрольная работа, зачет) составляется таблица индивидуальных проблем каждого обучающегося по той или иной теме. Это помогает систематизировать работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и работу над ошибками. Например:

14 слайд

Описание слайда:

Контрольная работа: Цилиндр, конус. 1. Высота конуса 2см, а образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 60º. Найдите площадь полной поверхности и объем конуса. 2. В цилиндре с высотой 8см площадь осевого сечения 112см2. Найдите а) радиус цилиндра; б) площадь полной поверхности; в) объем цилиндра; *г) площадь сечения цилиндра, параллельного оси и отстоящего от нее на 4см.

15 слайд

Описание слайда:

Анализ работы (делается по горизонтали). Задача № 1. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. определении элементов конуса: а) вершины, б) образующей, в) высоты, г) радиуса, д) осевого сечения; 3. определении тангенса, синуса, косинуса; 4. нахождении неизвестного члена пропорции; 5. написании формул: 6. выполнении арифметических операций. Задача № 2. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. нахождении элементов цилиндра: а) образующей, б) высоты, в) радиуса, г) осевого сечения, д) сечения цилиндра плоскостью, параллельной оси, 3. определении формулы площади прямоугольника; 4. решении линейных уравнений вида: ах = в; 5. написании формул: 6. записи теоремы Пифагора и нахождении неизвестного катета.

16 слайд

Описание слайда:

1. В таблице регистрации пробелов список обучающихся группы располагаю по вертикали, по горизонтали перечисляю наиболее часто встречающиеся ошибки, трудно усваиваемые понятия, способы действия и т. д. 2. Обнаруженный по результатам проверок знаний обучающихся пробел фиксирую в соответствующей клетке таблицы знаком минус (« - »). 3. Копию таблицы можно поместить на стенде в кабинете. 4. Копию таблицы каждый обучающийся переносит в свою рабочую тетрадь, где для этого специально отведены последние листы. 5. Обучающийся выходит отвечать к доске с рабочей тетрадью, и ему задаются дополнительно к ответу один-два вопроса на формулировку или применение правила, вызвавшего затруднение. 6. Если пробел ликвидирован, то в таблице пробелов знак «-» заменяется на знак «+». 7. Работа по устранению пробелов в знаниях проводится на консультациях и дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для каждого обучающигося различное. Оно определятся количеством пробелов и успешностью их устранения. 8 . Часто создаётся группу обучающихся с идентичными пробелами. 9. На каждом уроке проводятся разминки - «пятиминутки» для актуализации опорных знаний по предмету и повторения необходимых формул, теорем, которые будут использованы при изучении нового материала

17 слайд

Описание слайда:

2. Ликвидация пробелов в знаниях проводится дифференцированно, с учетом индивидуального темпа усвоения и индивидуальных способностей каждого. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, воспитанию активности и самостоятельности, развитию познавательных способностей.

18 слайд

Описание слайда:

Примеры дифференцированных заданий. 1. Задания с алгоритмом выполнения (для более сильных обучающихся). №1. Найдите угловой коэффициент касательной к функции у = х3 – 4х2 + 5 в точке х0=0,5. План РЕШЕНИЯ: 1. Вспомните, чему равен угловой коэффициент касательной к графику функции. 2. Найдите производную функции. 3. Вычислите значение производной функции в точке х0 = 0,5. 4. Запишите ответ.

19 слайд

Описание слайда:

2. Задания с образцами решения (для слабых обучающихся) 3 . Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь обучающимуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания или акцентировать внимание обучающигося на нужном материале. Пример. Задание. Доказать признак параллельности прямой и плоскости. Вопросы к доказательству. 1. Какую плоскость надо построить? Сколько таких плоскостей можно провести? Почему? 2. Каково взаимное положение данной и построенной плоскостей? 3. Каким методом доказывается теорема? В чем его сущность? 4. Как будет расположена прямая по отношению к линии пересечения плоскостей? Что отсюда следует? 5. Какое противоречие с условием получено? 6. Сделать вывод. Это же задание для более сильных обучающихся. Вопросы к доказательству. 1. Какое дополнительное построение надо выполнить? 2. Каким методом доказывается теорема? 3. Что получено в результате предположения? 4. Сделать вывод.

20 слайд

Описание слайда:

3. Проблемы с успеваемостью появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов. Можно выделить два варианта этой работы. 1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом урока. 2. Независимо от того, проводилось ли сопутствующее закрепление материала при его изучении, необходимо использовать специально спроектированный этап своевременной «доводки» понимания и отработки умений по использованию полученных знаний в разных задачах.

21 слайд

Описание слайда:

Закрепление может проводиться: 1. Обобщенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Данный повтор не включает иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное. 2. Записью основных изученных положений, составлением опорной схемы, Выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном. 3. Подведением итогов по изученному материалу обучающимися, тогда учитель планирует цели закрепления системой требований. 4. Составлением плана изученного материала или повторением изученного по плану, заданному перед началом знакомства с материалом. 5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач. 6. Комментированием образцов готовых решений. 7. Решением в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования. 8. Переформулировкой определений, пересказом информации, составлением планов и алгоритмов деятельности.

Описание слайда:

Несколько полезных советов для нас учителей при работе со слабоуспевающими: -помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая, Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается, Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит. Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе. На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания. Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших учеников(громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

24 слайд

Описание слайда:

Во время учебы даже у смышленого ученика иногда могут возникнуть трудности с пониманием предмета. Внешними факторами тут часто выступают болезни, неблагоприятная семейная обстановка, смена школы и т.п. При этом у школьных учителей не всегда есть время устранять пробелы в знаниях и сложности накапливаются, как снежный ком. Как наверстать упущенное?

Математика - наука, которую надо просто знать. Это по русскому можно ещё как-то «выехать», прочитав хрестоматию, а тут каждый пробел ведет к неверному решению. Чтобы помочь ребенку справиться с неуспеваемостью и преодолеть отставание по предмету, можно пригласить репетитора по математике. При этом стоит сразу оговорить цель занятий - устранение пробелов, чтобы педагог смог выбрать верную модель обучения.

Этапы работы с пробелами по предмету

В первую очередь репетитор по математике проводит одно или несколько занятий на выявление ошибок ученика и их анализ. Одновременно он ищет слабые стороны ребенка, изучает его познавательные особенности. С учетом полученных данных он сможет построить корректный план обучения, направленный на устранение пробелов.

Во время индивидуальных занятий осуществляется также профилактика возможных трудностей в дальнейшем. То есть репетитор не просто работает на повышение успеваемости ребенка, но и стремится научить его логически мыслить, анализировать математические процессы, использоваться свои сильные стороны в процессе учебы (например, визуальную память и т.п.). Он формирует у него прочные знания и стимулирует познавательную активность.

Каждый этап обучения сопровождается контролем усвоения знаний. Вместе с репетитором ребенок учится самопроверке, что помогает ему в дальнейшем самостоятельно работать над заданиями.

Таким образом, этапы работы с пробелами по предмету делятся на основные группы:

  1. Выявление, анализ, изучение природы ошибок.
  2. Планирование работы по их устранению.
  3. Работа «над ошибками» и их профилактика; формирование необходимых умений и навыков.
  4. Закрепление усвоенных знаний.

Дополнительные меры по устранению пробелов по математике

Кроме занятий с репетитором для повышения успеваемости можно порекомендовать ребенку посещать внеклассные познавательные мероприятия. Большая польза будет также от внимания родителей и учителей. Любая похвала за успехи поможет ему справиться со своими страхами, повысит самооценку, даст стимул к учебе.