Второстепенные члены предложения - это члены предложения, которые не входят в грамматическую основу предложения. Термин «второстепенные члены предложения » не имеет оценочного значения, он просто указывает (подчёркивает), что такие члены предложения не входят в грамматическую основу и группируются вокруг главных членов (подлежащего и сказуемого) и грамматически зависят от них (или от второстепенных членов более высокого «ранга»). Что же касается смысловой (информативной) значимости второстепенных членов в предложении, то они играют важную роль, отражая разнообразные отношения, существующие в действительности, а нередко несут даже основную смысловую и коммуникативную нагрузку: Школа находится рядом с домом.

Традиционно второстепенные члены делятся на дополнения, определения и обстоятельства.

Дополнение

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния. Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня... (А. Пушкин).

Дополнения , выражающие объект действия, употребляются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы - доставка грузов; работать над статьёй - работа над статьёй.

Дополнения , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу - верность долгу; скуп в движениях - скупость в движениях.

Дополнения делятся на прямые и косвенные.

Прямое дополнение - это дополнение , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину, спеть песню, чинить утюг, написать письмо, решать задачу, увидеть его, встретить знакомого.

Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: чувствовал радость - не чувствовал радости; слышал голоса - не слышал голосов; 2) если действие переходит не на весь предмет, а лишь на часть: купил хлеб - хлеба; выпил воду - воды: ...Командир орудия не ушел с огневой позиции, попросил поднести ему снарядов от разбитых пушек (В. Астафьев); Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (А. Пушкин).

Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, который может возникать, создаваться или исчезать, разрушаться в процессе действия: связать свитер, написать реферат, украсить комнату, проверить диктант, сломать дерево, снести дом и т. п.

Все остальные дополнения являются косвенными, они выражают различные отношения действия или признака к предметам: Не стану я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной (А. Пушкин); Вспомнилась Аксинье молодость и вся её бедная радостями жизнь (М. Шолохов).

Дополнения могут быть выражены:

1) именем существительным в любом косвенном падеже с предлогом или без предлога: Золотым лучом деревню облило (А. Майков);

2) местоимением: Спорить с ними я никогда не мог (М. Лермонтов);

3) количественным числительным: Разделите тридцать шесть на два;

4) любой частью речи в значении существительного: Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом (М. Горький);

5) инфинитивом: Все просили её спеть что-нибудь (М. Лермонтов);

6) синтаксически цельными словосочетаниями и фразеологизмами (теми же, что и подлежащее): Охотники убили семнадцать бекасов (Л. Толстой).

Определение

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Определения всегда зависят от слов с предметным значением (то есть от существительных или его эквивалентов).

Определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованное определение - это определение , которое связано с определяемым словом согласованием.

Согласованное определение может быть выражено:

1) именем прилагательным: Старыйинвалид, сидя на столе, нашивал синююзаплату на локоть зелёногомундира (А. Пушкин);

2) порядковым числительным: Второйурок по словесности был в пятомклассе (А. Чехов);

3) местоимением: Под мышкой он нёс какой-тоузел (М. Лермонтов);

4) причастием: Сквозь опущенные шторы сюда не проникали солнечные лучи (А. Чехов);

5) количественным числительным в косвенных падежах: Говорили о пятиновых книгах.

Несогласованное определение - это определение , которое связано с определяемым словом управлением или примыканием.

Несогласованное определение может быть выражено:

1) именем существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога: В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов);

2) притяжательными местоимениями (неизменяемыми): Я согласился на егопредложение и, не дойдя ещё до Льгова, уже успел узнать егоисторию (И. Тургенев);

3) простой формой сравнительной степени имени прилагательного: Он был связан дружбой с девушкой старше его... (К. Федин);

4) наречием: После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными (А. Чехов);

5) инфинитивом: ...Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнём нежданных эпиграмм (А. Пушкин);

6) цельными словосочетаниями: По площади сновали красноармейцы караульной роты (М. Шолохов); ...Ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста... (А. Пушкин).

Приложение

Приложение - это особый вид определения, выраженного именем существительным, которое или согласуется с определяемым словом в падеже, или стоит при определяемом слове в именительном падеже (независимо от того, в каком падеже стоит определяемое слово): врач-терапевт, у врача-терапевта, к врачу-терапевту; газета «Труд», из газеты «Труд», в газете «Труд».

Форма именительного падежа употребляется почти исключительно в случаях, когда приложением является имя собственное (как правило, не личное): озеро Байкал, на озере Байкал и т. д.

В отдельных случаях приложение в именительном падеже присоединяется к определяемому существительному с помощью слов, указывающих на характер собственного имени (по кличке, по фамилии, по прозвищу): собака по кличке Дружок, человек по фамилии..., по имени..., по прозвищу.

Своеобразие приложений состоит в том, что с их помощью выражаются отношения тождества. Это проявляется в том, что определяемое слово и приложение дают разные обозначения одного предмета, так как признак предмета приложения выражают путём дополнительного (повторного) наименования того же предмета.

В отличие от приложения несогласованное определение, выраженное существительным, всегда выражает признак предмета путём указания на его соотношение с другим предметом. Ср.: кот Васька (Васька - приложение ) и кот Васьки (Васьки - несогласованное определение); сестра-учительница и сестра учительницы.

Признаки, выражаемые приложением , очень разнообразны. Приложения могут обозначать качества, свойства предмета (девочка-умница, завод-гигант), характеризовать назначение предмета (вагон-ловушка), конкретизировать предмет указанием его собственного имени (река Москва), обозначать возраст, звание, занятие лица (т.е. указывать, к какому роду предметов относится данный предмет: девочка-школьница, осетин-извозчик) и т. п.

Приложения могут быть необособленными и обособленными; могут быть выражены одним существительным и сочетанием слов.

Например: Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника? (И. Тургенев); Девушка-француженка, привезённая из-за границы, вошла предложить ей одеваться (И. Тургенев); Коня взял себе мельник Панкрат (К. Паустовский); Хозяйка дома, по имени Люся, пугливо смотрела в сторону солдат... (В. Астафьев); Вьётся улица-змея (В. Маяковский).

В отличие от сочетаний с другими видами определений в сочетаниях с приложением подчинительные отношения часто стёрты, затушёваны: не всегда ясно, какое существительное является главным словом, какое приложением ; оба существительных в сочетаниях с приложением часто воспринимаются как относительно равноправные, например друзья-студенты.

Эта особенность порождает тенденцию к слиянию определяемого слова и приложения в единый член предложения, а иногда даже в единое слово (часто полное наименование предмета предполагает одновременное употребление нарицательного и собственного имени, например: князь Андрей, полуостров Таймыр и под.

Не являются приложениями : 1) сочетания синонимов или антонимов: путь-дорога, купля-продажа; 2) сочетания слов по ассоциации: хлеб-соль; 3) сложные слова: плащ-палатка, диван-кровать.

Обстоятельство

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

По значению обстоятельства делятся на следующие разряды:

1. Обстоятельства образа действия. Они отвечают на вопросы как? каким образом? и обозначают качественную характеристику действия или способ его осуществления («образ действия»). Обстоятельства образа действия зависят от глагола {работали хорошо, дружно, без напряжения, вместе, вручную): Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком (И. Тургенев); Синея, блещут небеса (А. Пушкин).

2.Обстоятельства степени. Они отвечают на вопросы как? в какой степени? насколько? и обозначают степень проявления признака (увеличился вдвое, немного старше, абсолютно неинтересный): Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки... были злы до неистовства... (М. Лермонтов); Старушка оченьполюбила совет разумный и благой... (А. Пушкин).

Обстоятельства степени могут зависеть от прилагательных, наречий, глаголов, т.е. от слов тех частей речи, которые обозначают признак:

поздний

поздно очень, слишком, немного

опоздал

3.Обстоятельства места. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? и обозначают место действия или направление движения (вверху, наверху - вверх, наверх; впереди - вперёд): У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин); Язык до Киева доведёт (пословица).

4. Обстоятельства времени. Они отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? и обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий (вчера, когда-то, давно, с неделю, всю зиму, недолго и т. д.): Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь... (М. Лермонтов); Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая - степной малахит (М. Светлов); Ах! Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет (А. Грибоедов).

5. Обстоятельства причины. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? и обозначают причину события (почему-то, от жары, из-за дождя, благодаря поддержке, в силу обстоятельств и т. д.): От праздности происходит умственная и физическая дряблость (Д. Писарев);
...Горничная никому ни о чём не говорила, опасаясь гнева господ (А. Пушкин).

6. Обстоятельства цели. Они отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и обозначают цель действия (пошёл за помощью; поднял воротник, загораживаясь от ветра; ради удовольствия, пришёл проститься): Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры... (И. Крылов); Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар? (М. Лермонтов).

7. Обстоятельства условия. Они отвечают на вопрос при каком условии? и обозначают условия, которые могут вызвать определённое следствие: Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком... (М. Горький); Только при условии наступления на Царицын можно говорить об установлении единого командования (М. Шолохов).

В силу своей книжности обстоятельства условия малоупотребительны.

8.Обстоятельства уступки. Они отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения.

Предложения с обстоятельствами уступки как бы противоположны предложениям с обстоятельствами причины, передающими естественное соответствие между явлениями. В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро... (М. Лермонтов); ...Слепцов, несмотря на болезнь, не прекращал интенсивной творческой работы (К. Чуковский). Обстоятельства могут быть выражены:

1) наречием: Голубые глаза глядят ровно, спокойно... (В. Короленко); |


Общее понятие о второстепенных членах.

В т о ­р о с т е п е н н ы м и ч л е н а м и предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения могут распространять (по­яснять) как главные, так и второстепенные члены предложе­ния, вместе с которыми они составляют словосочетания (см. вы­ше, § 1-4), например: 1) На деревьях висят спелые яблоки. (В этом предложении второстепенные члены распространяют (поясняют) главные члены предложения.) 2) Больная говорила очень тихо. (В этом предложении тихо распространяет сказуе­мое говорила, и второстепенный член очень распространяет вто­ростепенный член тихо.)

Второстепенные члены предложения могут соединяться с дру­гими членами предложения тремя способами: согласова­нием , управлением , примыканием , например:

1) Краснеет спелая земляника (согласование). 2) Ученик чи­тает книгу (управление). 3) Вдали был виден лес (примыка­ние). (См. § 3.)

Второстепенные члены предложения имеют самые разнооб­разные значения: указывают качество предмета (Цветут души­стые липы); указывают на принадлежность предмета (Ваши часы верные); указывают орудие действия (Лесоруб работал автопилой); предмет, на который направляется действие (Ле­соруб пилит дерево); место действия (Всадники ехали впере­ди); время действия (Разведчики вернулись на рассвете) и др.

Некоторые второстепенные члены совмещают два значения, например: 1) У пристани стоял баркас с грузом . Второстепен­ный член с грузом указывает на добавочный предмет и одно­временно указывает на признак предмета. (Ср.: У пристани стоял гружёный баркас.) Вот почему к этому второстепенному члену можно поставить два вопроса: а) баркас с чем ? - бар­кас с грузом; б) баркас какой ? - баркас с грузом. 2) Очки лежат в футляре. Второстепенный член в футляре совмещает два значения: 1) указывает на предмет (в чём лежат оч­ки?); 2) указывает место (где лежат очки). (См. § 4.)

Все второстепенные члены по характеру их значения и по синтаксической роли в предложении делятся на три группы:

д о п о л н е н ия, о п р е д е л е н и я и о б с т о я т е л ь с т в а.

Дополнение.

Д о п о л н е н и е обозначает предмет, яв­ляющийся объектом действия или необходимый для уточнения признака. Дополнение отвечает на один из следующих вопро­сов косвенных падежей: к о г о? - ч е г о? к о м у? - ч е м у? к о г о? - ч т о? к е м? - ч е м? о к о м? - очё м? Дополне­ния бывают как без предлога, так и с предлогом.

1. Дополнение выражается косвенными падежами имён су­ществительных и местоимений-существительных: Вы отыскивае­те себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осмат­риваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. (Т.)

2. Дополнение может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного: Старый Тарас ду­мал о давнем. (Г.) Он посмотрел на вошедшего. Кукушка одно куку своё твердит. (П.)

3. Дополнение (как и подлежащее) может быть выражено неопределённой формой глагола или именем числительным:

Командир приказал обстрелять дот противника (что прика­зал командир ? ). Разделите десять на два (что на что ? ).

П р и м е ч а н и я. 1. Числительные и неопределённая форма не приоб­ретают при этом значения существительного; они признаются дополнениями постольку, поскольку стоят на месте дополнения и относятся к словам, допу­скающим при себе дополнение.

2. В отличие от неопределённой формы, входящей в составное глаголь­ное сказуемое, неопределённая форма в качестве дополнения обозначает дей­ствие не подлежащего, а других лиц, которые указаны или могут быть ука­заны в предложении в дательном или винительном падеже. Такое значение неопределённая форма имеет при глаголах, связанных с понятиями: просить, приказывать, умолять, разрешать, препятствовать и т. п., например: Я велел ямщику ехать. (П.)- Велел я, а ехать должен ямщик. Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье. (П.)- Наказывала матушка, а беречь должен я. Зурин велел подать пуншу. (П.)- Велел Зурин, а подадут дру­гие. Я прошу вас подождать. - Прошу я, а подождёте вы.

4. Дополнение может быть выражено словосочетанием, со­стоящим из количественного числительного и существительного, например: 1) Купили пять тетрадей. 2) Встретился с пятью товарищами. 3) Говорили о пяти новых книгах.

Дополнение к глаголу прямое и косвенное.

П р я м ы м называется дополнение, которое управляется переходным глаго­лом и обозначает предмет, на который направлено действие. В речи переходные глаголы всегда употребляются вместе с пря­мыми дополнениями, в противном случае смысл высказываний, содержащих переходные глаголы, остаётся неясным, а сами та­кие высказывания - синтаксически незаконченными.

Так, предложение Мальчик ловил ... является незакончен­ным, потому что переходный глагол ловил обязательно требу­ет прямого дополнения, отвечающего на вопросы ч т о ловил?

к о г о ловил? - Мальчик ловил мяч. Мальчик ловил лошадь и т. п.

Прямое дополнение выражается: 1) винительным падежом без предлога, показывающим, что предмет полностью охвачен действием: поймал окуня, срубил берёзу, прочитал книгу и т. д.;

2) вместо винительного может быть употреблён и родительный падеж без предлога в следующих случаях: а) когда хотят по­казать, что действие охватывает не весь предмет, а только его часть: принести воды, достать муки, налить молока, насыпать крупы, выпить чаю; б) при отрицании: не дают прав, не тронул волоска, не ожидал возвращения; сравнительно с винительным родительный падеж в этом случае усиливает отрицание; сопо­ставьте: Я не читал эту книгу. - Я не читал этой книги.

В отличие от прямого дополнения все остальные дополнения называются косвенными.

П р и м е ч а н и е. Прямое дополнение бывает не только при переходном глаголе, но также при некоторых предикативных наречиях: Жаль сестру. Мне надо книгу.

Действительный и страдательный обороты.

Д е й с т в и ­ т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предло­жения, при котором подлежащее обозначает деятеля, сказуе­мое - действие, которое "переходит" на другой предмет, ука­занный прямым дополнением.

П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. П р я м о е д о п о л н е н и е.

Мальчик прочитал книгу.

Ветер раскачивает берёзу.

Я вымыла пол.

С т р а д а т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое по­строение предложения, при котором в роли подлежащего высту­пает предмет, подвергающийся действию, сказуемое имеет стра­дательное значение, а деятель может быть указан дополнением в творительном падеже без предлога.

П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. Д о п о л н е н и е, о б о з н а ­ ч а ю щ е е д е я т е л я.

Книга была прочитана мальчиком.

Берёза раскачивается ветром.

Пол вымыт мной.

В качестве сказуемого в страдательных оборотах употребля­ется либо возвратный глагол со страдательным значением, либо составное именное сказуемое, именной.частью которого являет­ся краткое страдательное причастие (на и -т): раскачивает­ся, была прочитана, вымыт.

Действительный оборот легко превратить в страдательный, и обратно.

Д е й с т в и т е л ь н ы й о б о р о т. С т р а д а т е л ь н ы й о б о р о т.

1) Старая Кириловна пере- Все сказки были пересказаны

сказала мне все свои мне старой Кириловной.

сказки.

2) Наши студенты серьёзно Народная поэзия серьёзно

изучают народную поэзию. изучается нашими студен­тами.

П р и м е ч а н и е. При сказуемом, имеющем форму несовершенно­го вида, преимущественно употребляются возвратные глаголы со страдательным значением: Эта задача успешно решается нами (решалась нами, будет решаться нами).

При сказуемом, имеющем форму совершенного вида, преимуществен­но употребляются страдательные причастия на-ни-т: Эта задача решена (правильно понята) нами (была решена нами. будет решена нами).

Сказуемое, выраженное возвратным глаголом со страдательным значе­нием, обычно употребляется только в 3-м лице. Недостающие страдательные формы 1-го и 2-го лица восполняются неопределённо-личными предложения­ми, имеющими действительную конструкцию: Меня одевают. Тебя моют и т.п.

Дополнение при именах существительных и прилага­тельных.

I. Следующие разряды существительных могут пояс­няться дополнениями:

1) Существительные, обозначающие действие. Большинство из этих существительных имеют общий с глаголом корень (мстить и мщение, бояться и боязнь, рубить и рубка) или же близки к глаголу по своему лексическому значению (думать - дума, мысль).

Одни из этих существительных управляют теми же паде­жами дополнения, что и соответствующие им глаголы: мстить врагу - мщение врагу, бояться опасности - боязнь опасности, тосковать по родине - тоска по родине, думал о нём - мысль о нём. Другие же управляют не теми падежами, что соответствующие им глаголы: рубить лес - рубка леса, копать карто­фель - копка картофеля и т. п.

Винительному падежу прямого дополнения при глаголе со­ответствует родительный падеж дополнения при отглагольном существительном: сушить (что ?) плоды -сушка (чего ?) пло­дов; заготовить хлеб - заготовка хлеба; изучить математику - изучение математики и т. п.

П р и м е ч а н и е. Словосочетания, состоящие из имени существительно­го, обозначающего меру чего-либо или вместилище для чего-либо, и другого существительного при нём в родительном падеже, рассматриваются как один член предложения: Принесли полную корзину грибов . Купили три литра молока. Привезли мешок картофеля.

2) Дополнения могут быть также и при именах существи­тельных, образованных от глагольных основ и обозначающих дея­телей (руководитель, председатель, правитель и т. п.): руко­водитель кружка, председатель собрания, правитель страны и т. п.

II. Дополнениями управляют те прилагательные, которые имеют корни, одинаковые с глаголами.

Эти прилагательные имеют при себе дополнения либо в том же падеже, что однокоренные глаголы: сержусь на кого ? - сердит на кого ? злюсь на кого ? - зол на кого ? похожу на ко­го ? - похож на кого ?, либо управляют другими падежами: чуж­даюсь чего ? - чуждый чему ?

Кроме того, дополнениями могут поясняться прилагательные в сравнительной степени.

Прилагательные в сравнительной степени (также и наречия) управляют дополнением в родительном падеже; это дополнение обозначает предмет или лицо, с которым сравнивают: ярче роз, белее снега, выше меня (родительный при сравнении).

Упражнение 46. Выпишите глагольные словосочетания с дополнениями и определите падежи этих дополнений. Какие из этих дополнений прямые, какие косвенные? Объясните правописание во всех выделенных случаях.

1) Я ждал тебя. (П.) 2) Кто бы нам сказал про старое, про старое - про бывалое, про того ли Илью Муромца. (Был.)

3) Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом. (М. Г.)

4) Разделите триста семьдесят на два. 5) Охотники убили сем­надцать бекасов. (Л. Т.) 6) Знает он много рассказов забав­ных про деревенских охотников славных. (Н.) 7) Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. (Г.) 8) Да понадеялся на русский авось. (П.) 9) Вотще воображенье вокруг меня това­рищей зовёт. Знакомое не слышно пробужденье, и милого душа моя не ждёт. (П.)

47 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные слово­сочетания с дополнениями и укажите, чем выражены дополнения.

1) И вашей радости бе...печной сквозь слезы улыбнулся я. (П.) 2) Я нагнал его, мне н...преме...о хотелось вид...ть его лицо. (Т.) 3) Через час инвалид принёс кипящий самовар и чайник. <Максим Максимыч, не хо...те ли чаю?" - закричал я ему в окно. (Л.) 4) Выжже...ая солнц...м трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей. (Ч.)

5) Над мостовой мелькают ласточки, почти к...саясь земли изо­гнутыми крыль...ми. (М. Г.) 6) Золотым луч...м деревню обли­ло. (Майк.) 7) Ж-лаю вам всякого счастья и весёлой дороги! (Л.) 8) Н... стану я ж...леть о розах. увя...ших с лёгкою вес­ной. (П.) 9) Что ты рж...шь, мой конь ретивый, что ты шею опустил, н... потряхиваешь гривой, н... грызёшь своих удил?

(П.) 10) О чём, прозаик, ты хлопоч...шь? (П.) 11) Я жду тебя,

мой запоздалый друг,- приди; огнём волшебного ра...каза сердечные пр...данья оживи; поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви. (П.)

48 . Спишите. Найдите глагольные словосочетания с неопределённой фор­мой; укажите, где неопределённая форма выступает в роли части составно­го сказуемого, где - в роли дополнения. Объясните правописание слов во всех выделенных случаях.

1) Спорить с ними я ни когда не мог. 2) Признаюсь, я не желаю с ними познакомить ся. 3) Все просили её спеть что-ни­будь . 4) Княгиня лечит ся от ревматизма, а дочь бог знает от чего; я велел обе им пить по два стакана в день кисло серной воды. 5) Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться:

этот ковёр так украсил бы её кабинет! 6) Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынн ого ветра.

(М. Ю. Л е р м о н т о в.)

49 . Спишите, поставив слова из скобок в нужных падежах; падежные окончания подчеркните.

1) Доклад поручили прочитать (Софья Антоновна). 2) Уча­щиеся беседовали с (Сергей Никитич). 3) В газете сообща­лось о (лыжница Ксения Николаева). 4) Ребята отправились в горы с (Василий Кузьмич). 5) Пруд зарос (камыш). 6) Се­стра склонилась над (чертёж). 7) Отдыхающие любовались чу­десным (пейзаж). 8) Ученики тренировались в (решение) ариф­метических (задачи).

50. Переделайте данные предложения в отрицательные и замените винительный падеж выделенных слов родительным. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

1) Вы учли все условия при производстве этого опыта. 2) Вы обр...тили вн...мание на пок...зания манометра? 3) Это сообщение рассе...ло все наши сомнения. 4) Мы имеем возмож­ность засветло добраться до нашего лагеря. 5) Вряд ли вы одо­брите решение ноч...вать среди открытого поля. 6) Эта карта даёт представление о мес...ности, где мы находимся. 7) Новые факты внесли ясность в поставл...нный вопрос. 8) Вы имеете право на след...щий ход? 9) Мы решали задачи на ур...внения вы...ших степеней.

51 . Разберите предложения, ответив на следующие вопросы: что обозна­чает подлежащее страдательного оборота? Чем выражено сказуемое? В ка­ком падеже стоит название деятеля? Переделайте страдательный оборот в действительный. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1) Недостаток смелости мен...е всего извиняется молодыми людьми. 2) Малое число книг, найд...нных мною под шкафами и в кладовой, были вытвержены мною наизусть. 3) Тайна была сохранена бол...е чем (полодюжиною заговорщиков. 4) (не)- смотря на её холодность, Марья Гавриловна всё (по) прежне­му окружена была искателями. 5) Тесная квартирка сапожни­ка была наполнена гостями, больш...ю частию немцами-ремесле...иками, с их жёнами и подмастерь...ми.

52 . Выпишите именные словосочетания с дополнениями; укажите падежи дополнений. Замените, где можно, управляющее слово глаголом с тем же корнем. Сохранится ли при нём тот же самый падеж дополнения?

1) О радость! Полные тобой, дрожат, готовы грянуть стру­ны нелицемерною хвалой. (П.) 2) Дальше, вечно чуждый тени. моет жёлтый Нил раскалённые ступени царственных могил. (Л.) 3) Это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит её далеко-далеко. (Ч.) 4) На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (Ч.) 5) Известие о при­бытии молодой и прекрасной соседки сильно на меня подейст­вовало. (П.) 6) Цветы последние милей роскошных первенцев полей. (П.) 7) Над бабушкиной избушкой висит хлеба кра­юшка. (Загадка.)

Определение.

О п р е д е л е н и е обозначает признак предмета, оно отвечает на вопросы: к а к о й? ч е й?

к о т о р ы й?:

1) Тут вошла девушка (к а к а я?) лет осьмнадцати, круглоли­цая, румяная, с светло-русыми волосами. (П.) 2) (Какие?) Всегдашние шутки (ч ь и?) его насчёт семьи (чье и?) комен­данта мне очень не нравились, особенно (к а к и е?) колкие замечания о Марье Ивановне. (П.)

Определения бывают согласованные и несогласо­ванные. Согласованные определения согласуются с опреде­ляемым существительным в роде, числе и падеже; они выража­ются прилагательными, местоимениями-прилагательными, при­частиями, порядковыми числительными.

П р и м е р ы. Установилась хорошая погода. (М. Г.) Собака моя наткнулась на выводок. (Т.) Колос срезанный из рук ва­лится. (Н.) Пятая неделя уж к концу идёт. (Ник.)

Несогласованное определение.

Несогласованное опре­деление выражается косвенными падежами управляемых слов, а также примыкающими словами.

1. Для выражения определения употребляется родительный падеж без предлога, обозначающий:

а) принадлежность (т. е. то же. что выражается притяжа­тельными прилагательными, отвечающими на вопрос ч е й?), например: дом деда, типы Островского, опера Глинки, драмы Чехова;

б) признак предмета (т. е. то же, что выражается относительными и качественными прилагательными и отвечает на вопрос к а к о й?), например: темнота ночи, ветка ивы, след тигра.

2. Кроме родительного падежа без предлога, определения могут быть выражены родительным с предлогом и другими па­дежными формами с предлогами: Пройдя какую-то пустую, без жителей, деревню, эскадрон опять поднялся на гору. (Л. Т.) Однажды отец катал меня на лодке с парусом. (М. Г.) (См. Примечание 2.)

П р и м е ч а н и я. 1. В некоторых случаях определения, выраженные при­лагательными и управляемыми существительными, совпадают по своему зна­чению: сестрин платок - платок сестры, кожаный портфель - портфель из кожи, длиннобородый старик, - старик с длинной бородой. Но в большин­стве случаев определения, выраженные управляемыми существительными, имеют более частные значения, особенно если существительное пояснено прилагательным: Это платок моей старшей сестры, а это платок младшей сестры; портфель из шагреневой кожи; старик с реденькой бородкой и т. п.

2. Многие несогласованные определения, выраженные существительными в косвенных падежах, имеют и второе значение - значение дополнения, на­пример: 1) Сердце матери дрожало дрожью нетерпения. (М. Г.) 2) Семья комиссара жила в Москве. (Бубен.) 3) Наши лавочники привязывали собаке к хвосту жестянку из-под керосина. (Ч.) 4) На предпоследнем переезде он встретил знакомого колхозника из соседней деревни. (Г. Ник.) 5) У одной стены стоял ларь для муки. (М. Г). 6) Она показала Кате записочку от мужа. (А. Н. Т.)

3. Определение может быть выражено прилагательным в сравнительной степени, например: Зато в другое время не бы­ло человека деятельнее его. (Т.) Дайте мне книгу поинтерес­нее. Так как сравнительная степень не изменяется, то, разуме­ется, согласования здесь нет.

4. В роли определения употребляются также и обстоятель­ственные наречия: Москва сегодня - это не то, что Москва вче­ра . Поездки верхом очень занимали меня. Им подали яйца всмятку и кофе по-варшавски .

5. Определение может быть выражено неопределённой фор­мой глагола. Неопределённая форма может употребляться при существительных отвлечённых, имеющих общую основу (а иногда только общее лексическое значение) с глаголами и прилагательными: желаю нравиться - желание нравиться, спо­собный работать - способность работать. Например: Нетерпе­ние доехать до Тифлиса всецело овладело мной. (П.) Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть при­стально смеющимися, ласковыми глазами. (Л. Т.)

6. Определение очень часто выражается словосочетаниями, состоящими из существительного в косвенном падеже вместе с относящимся к нему прилагательным, которое в рассматривае­мой конструкции не может быть опущено: Сосны чрезвычайной прямизны шли мимо саней. (Герц.) На румяном лице его, с прямым большим носом, строго сияли голубые глаза. (М. Г.);

из существительного в родительном падеже и количественного числительного при нём, также обязательного: Мальчик лет пят­надцати , кудрявый и краснощёкий, сидел кучером. (Т.)

Упражнение 53. Выпишите именные словосочетания с определениями и разберите грамматические формы согласованных и несогласованных опре­делений.

I. Впереди плотов сияло чистое, ясное небо, и солнце, ещё хо­лодное по-утреннему, но яркое по-весеннему, важно и красиво всхо­дило всё выше в голубую пустыню неба из пурпурно-золотых волн реки. Справа от плотов был виден коричневый горный бе­рег в зелёной бахроме леса, слева - бледно-изумрудный ковёр лугов блестел брильянтами росы. В воздухе поплыл сочный за­пах земли, только что рождённой травы и смолистый аромат

(М. Г о р ь к и й.)

II. 1) У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий серд­цу или рассудку. 2) Это доставило мне случай быть свидетелем довольно любопытной сцены.

54. Укажите в нижеследующих именных словосочетаниях значение пояснительных слов.

1) Комната соседа, дом брата, рассказы И. С. Тургенева; рабо­чий фабрик и заводов, председатели колхозов, секретарь профко­ма; крыша сарая, ножка стола, решётка сада, голова лошади; че­ловек дела, мальчик семи лет, день веселья, кабинет карельской берёзы.

2) Доброта отца, храбрость воина, стойкость борца; белизна снега, чистота комнаты, красота слога; приезд делегатов, вы­ступления рабочих; уборка сена, копка картофеля, критика недо­статков, обсуждение доклада.

55 . Замените именные словосочетания с согласованными определениями именны­ми словосочетаниями с несогласованными определениями, выраженными управляе­мыми существительными.

Образец. Стальной нож - нож из стали.

Кожаный портфель; фарфоровая посуда; черноглазый мальчик; седобородый старик; двугорбый верблюд; шестиствольный миномёт. Осенние дни, птичьи голоса, сестрина книга.

56 . Найдите в отрывке из произведения И. С. Тургенева "Лес и степь" ("За­писки охотника") определения и укажите, какими частями речи они выра­жены. Вместо точек придумайте подходящие по смыслу определения-эпите­ты, затем сверьте с текстом Тургенева и установите, какие эпитеты употре­бил Тургенев.

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши; их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в... воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; . . . туман стоит вдали над. . . полями. Сквозь обнажённые. . . сучья дерев мирно белеет. . . небо; кое-где на липах висят последние. . . листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие, сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на... траве.

57 . Перепишите, раскрывая скобки и согласуя определения; вставьте про­пущенные буквы.

Уже пос...нело над (далёкий) поворотом реки, над (желтею­щий) песками, над (обрывистый) берегом, над (примолкший) на той стороне лесом.

Тускнели звуки, меркли краски, и лицо земли т...хонько за­тяг...валось дымкой покоя, усталости под (спокойный), глубоко (синевший), с (редкий белый) звёздами небом.

Баржа и лодка возле неё, понемногу (терявший) очертания, неясно и темно р...совались у берега. Отр...жаясь и дробясь (багровый) отблеском, у (самый) воды горел костёр, и поплё­скивал на (шипевший) уголья (сбегавший) пеной подвеш....ный котелок, ползали и шевелились, ища чего-то по (узкий) полосе (прибрежный) песка, (длинный) тени, и задумчиво возвышал­ся обрыв.

(А. С. С е р а ф и м о в и ч.)

Приложение. Чёрточка при приложении.

I. П р и л о ­ж е н и е-это определение, выраженное именем существитель­ным, которое согласуется с поясняемым словом в падеже.

П р и м е р ы. Попрыгунья -стрекоза лето красное пропела. (Кр.) В классе мы читали о попрыгунье -стрекозе и трудолюби­вом муравье. В первом примере приложение попрыгунья согла­совано с существительным стрекоза в именительном падеже, а во втором - в предложном падеже. Если существительное, яв­ляющееся приложением, изменяется и по числам, то оно согла­суется и в числе, например: Герой -лётчик выполнил задание блестяще. Герои -лётчики выполнили задание блестяще. В при­мере: Деревня Горки стояла на высоком берегу реки - прило­жение Горки не согласовано в числе со словом деревня, так как существительное Горки имеет форму только множественного числа, хотя и обозначает как имя собственное единичный

Приложение относится к именам существительным, но мо­жет относиться и к личным местоимениям (в последнем случае лишь в форме обособленного приложения), например: Мать редко выходит на палубу и держится в стороне от нас. Она, мать, всё молчит. (М. Г.)

Приложения по значению своему неодинаковы:

1) Одни приложения обозначают качества, свойства пред­мета и даже передают наше отношение к нему: Чижа захлопну-

ла злодейка -западня. (Кр.) К ним, если приедет какой-нибудь гусь- помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную. (Г.)

2) Другие служат для обозначения возраста, звания, занятия лица (т. е. указывают, к какому роду предметов относится данный пред­мет) или называют человека по имени, фамилии, прозвищу: В комна­ту вошла телефонистка, молоденькая девушка. Студент Знамен­ский торопился на занятия.

3) Третьи, наконец, заключают в себе пояснение, т. е. другое, бо­лее точное обозначение того же предмета (перед ними можно подра­зумевать союз то есть), например: Мы пошли на вал - возвыше­ние, образованное природой и укреплённое частоколом. (П.)

П р и м е ч а н и е. Собственные имена неодушевлённых предметов, в част­ности географические названия, обычно бывают приложением к именам на­рицательным, например: Река Днепр сильно разлилась. Город Иваново вырос и похорошел.

В качестве приложений могут быть и такие собственные имена, как предприятие "Мосводосток", агентство "Знак ", ледокол "Ге­оргий Седов"; сюда же относятся и названия газет, журналов и ли­тературных произведений: газета "Правда", роман "Поднятая це­лина". Чтобы отметить, что эти слова и сочетания слов употребляют­ся в качестве собственных имён, их заключают в кавычки. При изменении определяемого существительного по падежам эти прило­жения-названия не изменяются: Я прочитал об этом в газете "Прав­да". Я узнал об этом из газеты "Правда". Его брат работает бухгалтером в фирме "Мираж" и т. п.

П р и м е ч а н и е. Словосочетания, состоящие из существительного и приложения к нему, не следует смешивать: 1) с составными именами соб­ственными: Александр Сергеевич. Пушкин, Николай Алексеевич Некра­сов; 2) со сложными словами, образованными из двух существительных:

радость-веселье, грусть-тоска, хлеб-соль, плакун-трава, иван-чай и т. п. Разумеется, такие сочетания не могут быть разбиты на члены предложе­ния и должны рассматриваться как одно целое.

II. Если приложение состоит из одного слова, оно присоединяется к определяемому существительному посредством чёрточки (де­фиса): Француз -камердинер подал ему башмаки с красными каб­луками. (П.) Перед именем собственным чёрточка не ставится: река Москва, но при обратном порядке слов дефис обязателен: Москва- река.

П р и м е ч а н и е. Обособленные приложения выделяются запятой или тире. Подробно об этом см. в § 79.

Приложения - географические названия.

Названия городов, выраженные склоняемыми существительными, обыч­но согласуются с определяемым словом в падеже: из города Петербурга, под городом Ташкентом, в городе Нарьян-Маре. Исключение составляют названия малоизвестных городов: в этом случае, во избежание неясности, сохраняется форма имени­тельного падежа: в городе Адуй (не: в городе Адуе - в этом случае была бы неясна исходная форма этого названия: Адуе? Адуя? Адуй?). Неизменным сохраняется название города также в тех случаях, ког­да возможна омонимия форм мужского и среднего рода; сравните: в городе Пушкино, но не в городе Пушкине, так как при такой форме согласования неясно, о каком городе идет речь - Пушкино или

Пушкин.

Не согласуются со словом город составные наименования: в горо­де Великие Луки, о городе Вышний Волочек, к городу Минеральные

Воды.

То же самое правило касается и согласования приложений -гео­графических названий со словами деревня, село и река. Названия озёр, заливов, проливов,островов, гор, а также названия станций и портов, как правило, не согласуются с родовыми наименования­ми: на озере Иссык-куль, у острова Шпицберген, около горы Эве­рест, на станции Таёжная, к порту Гданьск.

Названия зарубежных административно-территориальных еди­ниц обычно не согласуются с родовыми наименованиями: из шта­та Оклахома, в провинции Тоскана, с княжеством Лих­тенштейн.

В речи, особенно в обиходно-бытовом её стиле, часто возникает необходимость употребить географическое название без родового слова (типа город, село, река и т.п.). В этих случаях названия, если они не принадлежат к разряду неизменяемых существительных, имеют форму того падежа, который требуется данным предлогом, например: в Великих Луках, плыли по Аргуни (реке), с Байкала, у Шпицберге­на, около Эвереста, из Оклахомы, в Тоскане, на Таёжной, к Гдань­ску и т. п.

Некоторые жанры официально-делового стиля речи харак­теризуются тенденцией к употреблению всех географических назва­ний при родовом слове в неизменном виде. Таковы, например, жан­ры военных документов, где нормативно такое словоупотребление:

переправа через реку Десна, в боях под хутором Татарский, про­тивник силами до батальона занимает оборону в трёх километ­рах южнее деревни Сосновка и т. п.

Упражнение 58. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните именные словосочетания с приложением. Укажите, в чём согласовано приложение. Объясните постановку дефиса.

1) Ра...ступись, о старец-море, дай приют моей волне. (Л.) 2) Ноч...вала тучка золотая на груди утёса-великана. (Л.) 3) И вот сама идёт волшебница-зима. (П.) 4) Осетин-изво...чик неутомимо пог...нял лошадей. (Л.) 5) Подн...мается сторож-старик на свою колокольню-руину. 6) Поэт Н.А. Некрасов своё детство провёл на берегу реки Волги. 7) Ходил на Оку-кормилицу, и на Цну-голубку, и на Волгу-матушку и много людей видал. (Т.) 8) Няня ра...сказывала ска...ку про братца Ива­нушку и про сестрицу Аленушку. 9) Я смотрю на его весёлое лицо и в...поминаю бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Ива­нушку-дурачка. (М. Г.)

59 . Вставьте вместо вопросов названия литературных произведений или газет.

1) Герой поэмы Гоголя (к а к о й поэмы?) Павел Иванович Чичи­ков - ловкий и жадный приобретатель. 2) В романе А. С. Пушкина (к а к о м?) широко показано дворянское общество начала XIX века. 3) В комедии (к а к о и?) Д. И. Фонвизин осудил невежество Простаковых и Скотининых. 4) В своём романе (к а к о м?) Горький показал героизм и мужество революционеров. 5) Наши соседи выписывают газету (к а к у ю?).

Обстоятельства.

О б с т о я т е л ь с т в а обозначают ус­ловия, в которых протекает действие: время, место, способ совершае­мого действия, его причину, цель и т. п. В соответствии с этим выде­ляется несколько типов обстоятельств.

1. Обстоятельство м е с т а указывает место действия (отвечает на вопрос где?), его направление (к у д а?), исходный пункт (о т к у д а?), предел (д о к у д а?).

П р и м е р ы. Внизу рассыпался аул. (Л.) Два казака вы­ехали вперёд. (Г.) Издали доносились звуки музыки. Проводи меня до угла.

2. Обстоятельство времени обозначает время действия (к о г д а?), его начало (с к а к и х п о р?), его окончание (д о к а к и х п о р?).

П р и м е р ы. Войска наши выступили накануне. (П.) Бабуш­ка от восхода солнца до поздней ночи была занята по хозяй­ству. (М. Г.)

3. Обстоятельство п р и ч и н ы обозначает причину действия или его повод (почему? отчего?).

П р и м е р. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радос­ти в зобу дыханье спёрло. (Кр.)

4. Обстоятельство ц е л и обозначает цель совершения данного действия (з а ч е м? д л я

П р и м е р ы. Цыганок поехал на базар покупать провизию. (М. Г.) В Пайсанауре остановился я для перемены лошадей. (П.)

5. Обстоятельство образа действия обозначает каче­ство действия или же способ его совершения (к а к? к а к и м о б ­р а з о м?).

П р и м е р ы. Облака тяжело тянулись около чёрных вершин. (П.) Мы ехали шагом. (Свет л.)

6. Обстоятельство м е р ы обозначает, сколько раз прояв­лялось действие, во сколько раз что-нибудь увеличилось или уменьшилось, длину пройденного пути и длительность во вре­мени

(с к о л ь к о р а з? в о с к о л ь к о р а з? к а к м н о г о?

как долго?).

П р и м е р ы. Я трижды постучал в дверь. Число нападаю­щих вдесятеро увеличилось. Ребёнок мало ест. Мы проехали

с версту. Очень долго ждали поезда.

7. Обстоятельство с т е п е н и показывает степень проявле­ния действия, состояния или качества (в к а ко й м е р е? в к а к о й с т е п е н и?).

П р и м е р ы. Я был весьма озадачен таким приёмом. Док­лад был замечательно интересный.

П р и м е ч а н и е. Кроме перечисленных значений, обстоятельства могут выражать

у с л о в и е, например: При большей настойчивости вы добьётесь лучших результатов; могут иметь у с т у п и- т е л ь н о е з н а ч е н и е, т. е. выражать причину, которая могла бы помешать, но не помешала действию, например: Несмотря на страшную усталость, спать не хотелось.

Обстоятельства выражаются н а р е ч и я м и.

П р и м е р ы. Виднелись горы. вдалеке . (Н.) Войска наши выступили накануне. (П.) Никогда он не играл так хорошо. Он почему-то ненавидел мою собаку. (М. Г.) Зачем он шапкой дорожит? Затем, что в ней донос зашит. (П.) Он быстро на аркане младого пленника влачил. (П.) Пушка ехала шагом. (П.) Число нападающих вдесятеро увеличилось со времени по­следнего приступа. (П.)

Обстоятельства выражаются д е е п р и ч а с т и я м и и д е е ­п р и ч а с т н ы м и

о б о р о т а м и, которые обычно обособляют­ся и отделяются запятыми, например: 1) Впереди роты, при­храмывая, шагал командир. 2) Тюлени лежали неподвижно, раскинув чёрные ласты. (Копт.) (См. § 80.)

Кроме того, обстоятельства могут быть выражены к о с в е н ­н ы м и п а д е ж а м и как без предлогов, так и с предлогами.

П р и м е р ы. Дорога шла горами и лесом . (П.) Мы спусти­лись в долину . Молодой месяц показался на ясном небе . (П.) Снег выпал только в январе , на третье в ночь . (П.) Он по бо­лезни вовсе не выходил из дома. (М. Г). Гагин, путешествуя для своего удовольствия , неделю тому назад заехал в городок Л. (Т.) И русский "н", как "п" французский, произносить уме­ла в нос . (П.) Летят стадами птицы. (Кр.) Сто раз вам по­вторять! (Гр.) Соседушка, я сыт по горло ! (Кр.)

П р и м е ч а н и е. Чтобы не смешивать обстоятельство с дополнением, надо обратить внимание на правильную постановку вопросов при разборе членов предложения; эти вопросы должны быть естественными, употреби­тельными в живой речи. Так, например, в предложении Мы гуляли в лесу, к сочетанию в лесу подходит только вопрос где?,и, следовательно, это сочетание является обстоятельством. Если же к слову или к сочетанию слов одинаково хорошо подходит и вопрос дополнения, и вопрос обстоятельства, то в этих словах совмещаются два значения: обстоятельства и до­полнения; так, в предложении Я был у бабушки к словам у бабушки одинаково хорошо подходят вопросы г д е в ы б ы л и? и у к о г о в ы б ы л и? Следовательно, у бабушки можно разобрать как обстоятельство и как дополнение.

Обстоятельства цели могут быть выражены н е о п р е д е л ё н ­н о й ф о р м о й г л а г о-

л а. Неопределённая форма в этом слу­чае стоит обычно при глаголах, обозначающих движение, целью которого является совершение действия, обозначенного неопре­делённой формой, например: Братья его побежали прятать­ся. (М. Г) .

Обстоятельства очень часто выражаются с и н т а к с и ч е с к и н е р а з л о ж и м ы м и

с л о в о с о ч е т а н и я м и, т.е. такими, которые представляют собой один член предложения (см. об этом выше, § 21): Лет десять тому назад несколько тысяч деся­тин выгорело в Полесье и до сих пор не заросло. (Т.)

Обстоятельства образа действия могут выражаться с р а в н и ­т е л ь н ы м и о б о р о т а -

м и, т. е. словами с союзами как, словно, точно, которые, как правило, отделяются запятыми, на­пример: 1) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.)

2) Головы людей покачивались, точно колосья. (М. Г.) (См. § 108.)

Упражнение 60. Выпишите глагольные словосочетания с обстоятельства­ми. Определите, какие это обстоятельства и какими частями речи выраже­ны. Если обстоятельства выражены словосочетаниями, то выпишите всё словосочетание, подчеркнув в нём главное слово. Объясните правописание выделенных слов.

Образец. Лежащее (где?) в самой середине леса (обст. места, вы­ражено существительным в предложном падеже, с предлогом в; распространено определением самой и дополнением леса).

1) Мне хотелось засветло попасть в село Святое, лежащее в самой середине леса. 2) За зелёной полосой низкого ельника толстый столб сизого дыма медленно поднимался от земли.

3) Я любил бродить по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба. 4) С самого рожденья её все баловали, и это тотчас можно было заметить: люди, избало­ванные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жиз­ни. 5) Теперь уже скоро стемнеет, и вам лучше будет переез­жать Рейн при луне. 6) Иван Ильич хотел было по неизменной своей привычке промолчать, однако почёл за лучшее произне­сти одобрительный звук. 7) Владимир Сергеевич встал, покло­нился и от изумления не мог произнести ни слова. 8) Ипатов для предосторожности закрыл окно и запер дверь. 9) Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком. Лошади выступали дружным шагом, фыркая и отма­хиваясь головами от комаров и мошек. 10) Камнем на сердце опустилась грусть. Я сидел неподвижно и глядел, глядел с изум­лением и усилием. 11) Вёрст пятнадцать ехали мы шагом, из­редка рысцой. 12) Мы отправились и бродили долго, до вече­ра. 13) На этой "Гари" растут всякие ягоды в великом мно­жестве и водятся тетерева. 14) Природа действовала на меня чрезвычайно, но я не любил так называемых её красот". 15) Несмотря на слово, данное накануне Ипатову, Владимир Сергеевич решился обедать дома.

(Из произведений И. С. Ту р г е н е в а.)

61. Найдите глагольные словосочетания и укажите, чем являются по­яснительные слова, стоящие в этих словосочетаниях: дополнениями или обстоятельствами и какими именно обстоятельствами; определите падежи управляемых слов.

1) Я повернул коня назад и стал отыскивать дорогу. (Л.) 2) Вёрст пятнадцать ехали мы шагом. (Т.) 3) Я не спал всю ночь. (Л.) 4) Я приехал в деревню двадцать второго июня. 5) Мне не забыть двадцать второго июня. 6) Полем идёшь - всё цветы да цветы. (Н.) 7) Ни днём, ни тёмной ноченькой покоя не найдёшь. (Н.) 8) Мы шли медленно, наслаждаясь ти­хим осенним днём. 9) Трубный дым столбом восходит голубым. (П.) 10) Молодость не кипела в нём ключом: она светилась тихим светом. (Т.) 11) Соловьем залётным юность пролетела. (Кольц.)

62. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные слово­сочетания с обстоятельствами. Укажите, какие это обстоятельства по значению и чем выражены. Если обстоятельства выражены синтаксически неразложимы­ми словосочетаниями, то подчеркните всё словосочетание.

Лет пять тому назад, осенью, на дороге из Москвы в Тулу, пришлось мне прос...деть почти целый день в почтовом доме, за н...достатком лошадей. Я возвращался с охоты и имел н...-осторожность отправить свою тройку вперёд. Смотритель, чело­век уже старый, угрюмый, с засп...нными глазами, на все мои жалобы и про...ьбы отвечал отрывистым ворчаньем, в сердцах хлопал дверью, как будто сам прокл...нал свою должность, и, выходя на крыльцо, бранил ямщиков, которые медле...о брели по грязи с пудовыми дугами на руках или сидели на ла...ке, позёвывая и почёсываясь, и не обр...щали особе...ого внимания на гневные восклицания своего начальника. Я раза три уже при­нимался пить чай, несколько раз напрасно пытался заснуть, прочёл все надписи на окнах и на стенах; скука меня томила страшная. С холодным и безнадёжным отчаянием глядел я на пр...поднятые оглобли своего тарантаса, как вдруг колокольчик зазвенел, и небольшая телега, запр...жённая тройкой измучен­ных лошадей, остановилась перед крыльц...м.

(По И. С. Т у р г е н е в у, П ё т р П е т р о в и ч К а р а т а е в.)

63. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните обстоятельства и устно укажите, какие они.

1) (В) дали виднелись округлые сопки. (В. А.) 2) Приехать в Новинск старик (на) отрез отказался. (В. А.). 3) Улика (на) лицо, и запираться поздно. (Кр.) 4) (В) дали прозрачной озна­чались громады светло-снежных гор. (П.) 5) Я (на) силу до­ждался утра. (Л.) 6) Слев... наши, справ... наши, не отстать бы (на) ходу. (Тв.) 7) Дни ещё теплы и (по) осеннему ласко­вы. (Купр.) 8) Солнце жгло (по) вчерашнему. (Ч.) 9) Очки не действуют (ни) как. (Кр.) 10) Узкая дверь раскрыта настеж... . (Т.)

64. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные слово­сочетания с неопределённой формой; укажите, где неопределённая форма яв­ляется частью сказуемого, где - дополнением, где - обстоятельством цели.

1) Между тем солнце зак...тилось, з...ря начала гаснуть. 2) Я готов согласи...ся, что и другой на моём месте мог бы обману...ся. 3) Кирила Матвеевич побежал одева...ся. 4) Он про­сил меня представить его Олимпиаде Никитичне. 5) Ожогин продолжал распространя...ся насчет своего гостя. 6) Этот дом, с своими наглухо заколоченными окнами, представлялся мне слепым стариком, вышедш...м погре...ся.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

65. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложения по членам.

1) Большая круглая капля ночной росы бл...стела тёмным блеском на дне раскрытого цветка. 2) Перед каждой яблоней лежала на белеющей траве её слабая, пёстрая тень. 3) Мне почти всегда случалось проходить мимо усадьбы в самый раз­гар вечерней з...ри. 4) Скво...ь открытые окна в сад ве...ло осен­ней свежестью и зап...хом яблок. 5) Из-за шума падающего лив­ня н...чего н...было слышно.

(И. С. Т у р г е н е в.)


Навигация

« »

Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 - я убедился ; 2 - мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга .

  • Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча .

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащее - это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее - главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией.

Примеры :

  • Я сидел за столом. (В даном случае "я" - подлежащее, главное действующее лицо)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. ("Он" - подлежащее)

Если между подлежащим и сказуемым стоит "-", то подлежащим будет первая часть.

Примеры :

  • Четыре - четное число. ("Четыре" - подлежащее)
  • Четное число - четыре. (В данном случае "Четное число" - подлежащее)

Сказуемое

Сказуемое - это основная информация о подлежащем. Обычно сказуемое рассказывает о том, что делает подлежащее, каково оно. Подчеркивается двумя черточками.

Примеры :

  • Я сидел за столом. (В даном случае "сидел" - сказуемое, рассказывает о том, что делает подлежащее "я")
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. ("укрылся" - сказуемое)

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся определения, обстоятельства, дополнения.

Определение отвечает на вопросы (какой? чей?)

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как и т.д)

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кем?, чем?)

Определение

Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного.

Примеры :

  • Лошадь Княжны (Чья? "Княжны" - определение.)
  • Стол из дерева (Какой? "Из дерева" - определение)
  • Кофе по-мексикански (Какой? "по-мексикански" - определение)

Дополнение

Дополнение - предмет, связанный с действием (на который направлено действие, при помощи которого совершается действие). Вопрос дополнению задается от глагола ил наречия.

Примеры :

  • Убирать комбайном ("Комбайном" - дополнение.)
  • Заведовать складом ("складом" - дополнение)

Как отличить дополнение от определения?

Для сравнения - дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного. То есть, если к слову можно задать вопрос и определения, и дополнения, то нужно посмотреть на слово, от которого задается вопрос. Если это слово - существительное, то перед нами определение. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.

Обстоятельство

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и .

Как отличить обстоятельство от дополнения?

Следует помнить, что дополнение - это предмет, а обстоятельство же не предметно.

Примеры : В данных предложениях фейерверк, клин - не предметы, а образ действия.

  • Опилки летели фейерверками. (Как? Каким образом? "Фейерверками" - Обстоятельство)
  • Гуси летели клином (Как? Каким образом? "клином" - Обстоятельство)

Примеры : В данном случае существительные нож и руки обозначают предметы, связанные с действием.

  • Закрыла руками. (Как? Чем? "руками" - дополнение)
  • Обчистил ножиком (Как? Чем? "клином" - дополнение)

§1.Общие понятия

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу. Они распространяют главные и другие второстепенные члены, содержат компоненты смысла, нужные для более детальной передачи информации. Сравним:

Мальчик ест.

(информация представлена без детализации)

Маленький мальчик медленно ест суп.

(информация представлено более детально благодаря второстепенным членам)

Второстепенные члены:

  • дополнение,
  • определение,
  • обстоятельство.

§2. Дополнение

Дополнение - это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого (или других членов предложения) и отвечает на вопросы косвенных падежей. Например:

Я люблю (что?) мороженое.

(дополнение: мороженое)

Как выражается дополнение

1. Именем существительным в косвенных падежах без предлога или с предлогами:

Мы встретились с Анной на площади. Я подарил ей цветы.

2. Кроме собственно существительных распространено выражение дополнения словами в функции существительного: прилагательными и причастиями, образованными переходом в другую часть речи, например: больной, влюблённый, участвующие, встречающие и т.п.:

Старик смотрел на молодых с улыбкой.

3. Именем числительным:

Десять делится на два.

4. Как существительные, так и слова в функции существительных могут заменяться соответствующими местоимениями:

Старик смотрел на них с улыбкой.

5. Глаголом:

Доктор посоветовал ему много гулять.

6. В качестве дополнения могут выступать синтаксически неделимые словосочетания или устойчивые лексические сочетания (=фразеологизмы):

Мы прочитали несколько книг.

(несколько книг - синтаксически неделимое словосочетание, нельзя сказать: Мы прочитали книг . Или: Мы прочитали несколько )

Мы пуд соли вместе съели.

(пуд соли - фразеологизм)

Следует различать прямое и косвенное дополнение.

Прямое и косвенное дополнение

Прямое дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога. Оно относится к глаголу и употребляется после переходных глаголов:

Я мою руки.

Прямое дополнение может быть и в форме Р.п., если:

  • обозначается часть предмета, определённое количество, например, немного: выпить воды, поесть супа ;
  • при переходном глаголе есть отрицание не : не выстроили нового здания, не выполнил домашнего задания .

Все другие случаи дополнения называются косвенным дополнением.

§3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение

Определение - это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

Согласованное и несогласованное определение

Согласованное определение - это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами - согласование. Например:

Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой )

Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами - существительными в роде, числе и падеже.

Согласованные определения выражаются:

1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;

2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;

3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;

4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.

Но определение может быть и несогласованным . Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:

  • управлением
  • примыканием

Несогласованное определение на основе управления:

Книга мамы лежала на тумбочке.

Ср.: книга мамы - мамина книга
(мамина книга - это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы - несогласованное, тип связи - управление)

Несогласованное определение на основе примыкания:

Хочу купить ей подарок подороже.

Ср.: подарок подороже - подарок дорогой
(подарок подороже - несогласованное определение, тип связи - примыкание, а подарок дорогой

К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

Ср.: центр в пять этажей - пятиэтажный центр
(центр в пять этажей - несогласованное определение, тип связи - управление, а пятиэтажный центр - согласованное определение, тип связи - согласование)

В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

(девочка с голубыми волосами - несогласованное определение, тип связи - управление.)

В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:

1) существительное:

Остановка автобуса перенесена.

(автобуса - существительное)

2) наречие:

Бабушка приготовила мясо по-французски.

(по-французски - наречие)

3) глагол в неопределённой форме:

У неё было умение слушать.

(слушать - глагол в неопределённой форме)

4) сравнительная степень прилагательного:

Он всегда выбирает путь полегче, а она - задачи потруднее.

(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)

5) местоимение:

Её рассказ тронул меня.

(её - притяжательное местоимение)

6) синтаксически неделимое словосочетание

Приложениe

Особым видом определения является приложение. Приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:

Я люблю свою сестру - малышку.

В гостинице со мной жила группа туристов - японцев.

Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:

Я увидела набережную реки Сухоны.

(Сухоны - согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)

Сын прочитал сказку «Золушка».

(«Золушка» - несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах

§4. Обстоятельство

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.

Поскольку значения обстоятельств разнообразны, то обстоятельства классифицируют по значению. Каждому значению соответствуют свои вопросы.

Разряды обстоятельств по значению
Выделяются следующие разряды обстоятельств по значению.

  1. Образа действия - как? каким образом?: Дети громко смеялись.
  2. Меры и степени - как? в какой степени?: Мы устали до изнеможения.
  3. Места - где? куда? откуда?: Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.
  4. Времени - когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?: Мы ждали приёма врача около десяти минут.
  5. Условия - при каком условии?: При желании каждый может учиться лучше.
  6. Причины - почему? отчего?: Маша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.
  7. Цели - зачем? для чего?: Она приехала в Ялту на отдых.
  8. Уступки - несмотря на что? вопреки чему?: Несмотря на усталость, мать была весела.

Обстоятельства выражаются

1) наречиями: быстро, громко, весело ;
2) существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без предлога: в лесу, ко вторнику, неделю ;
3) местоимениями: в нём, над ним, под ним ;
4) деепричастиями и деепричастными оборотами: лёжа на печи, удачи не встретишь;
5) неопределённой формой глагола: я пришёл поговорить;
6) фразеологическим оборотом: он работал спустя рукава;
7) обстоятельства образа действия выражаются сравнительными оборотами: Кварцевый песок сверкал, как февральский снег на солнце.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Входят ли второстепенные члены предложения в грамматическую основу предложения?

  2. Верно ли, что второстепенные члены предложения распространяют главные и другие второстепенные члены?

  3. Какие второстепенные члены предложения есть в русском языке?

    • сказуемое и обстоятельство
    • обстоятельство, определение и подлежащее
    • дополнение, определение и обстоятельство
  4. Может ли дополнение быть выражено числительным?

  5. Верно ли, что косвенное дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога?

  6. Как называется определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словом - согласование?

    • согласованное определение
    • несогласованное определение
  7. Каким является определение в предложении: Это куртка папы.?

    • согласованное определение
    • несогласованное определение
  8. Какой вид синтаксической связи в словосочетании подарок подороже в предложении: Хочу купить подарок подороже. ?

    • согласование
    • управление
    • примыкание