Классный час

«Развиваем память и внимание»

Цель: развитие познавательной сферы младших школьников; развитие навыков коллективной работы; развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, развитие социально-психологических качеств личности; развитие рефлексии.

Этот классный час направлен на Что такое память? Зачем она нужна человеку?

Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал.
Как вы думаете у вас хорошая память и внимание? Давайте проверим.


  1. Плакат «Внимание» (100 знаков). Посчитайте знаки.
Ну как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени.

2. Зрительная память. Плакат с числами: 78, 92, 54, 83, 17, 21, 45, 72, 38, 67.

3. Зрительная память. Плакат со словами: сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш. Наша задача: запомнить эти слова. Как удобнее их запомнить? – одежда, продукты, школьные вещи.

Меньше 5 слов – нужно потренироваться.

6-8 слов – хорошая память.

9-10 слов – отлично.
4. Слуховая память. Перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.

5. Зрительная память. Плакат со словами: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь.

Можно запомнить слова, составляя мысленно из них предложения и рассказ. Мы включаем эмоциональную память.

6. Игра «Наоборот». Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например: я опускаю руки, а вы поднимаете и наоборот.

7. Игра «Пишущая машинка». На доске слова: дом, еда, сок, вес, гол, ком, гам, снег, лоск, вода, долина, внимание.

Представьте себе, что вы – буквы печатной машинки, нажимая на которые можно печатать слова. Я буду показывать слово, а вы будете «печатать» по буквам с помощью хлопков. Например, слово «он». Сначала хлопает тот, у кого буква «о», затем, тот, у кого буква «н». помните, печатать хлопком надо только свои буквы и в правильной очередности.

У детей буквы: д, о, е, а, с, к, в, г, л, м, и, н.

8. Игра «Путаница». Вам необходимо отгадать слово, в котором перепутались слоги и написать правильный ответ.

Лет- жи жилет

Пак – кол колпак

Ги- день деньги

Аз – ка – бу азбука

Тин – ки – бо ботинки

А теперь угадайте, какому сказочному герою принадлежат все эти вещи? (Буратино).

9. Игра «Снежный ком». Один ученик называет одно слово, следующий его повторяет и называет свое слово.

10. Игра «Числа». (на внимание). Дети считают по очереди, там где встречается цифра «3» нужно хлопнуть в ладоши.

11.Развиваем интеллект. Решите следующие задачи.

А) Бабушка внукам вязала носочки,

С полки взяла она ниток клубочки:

Красный один, синий, зеленый,

Два голубых и темно-лиловый.

Петля за петлей, еще завитушка.

Сколько клубочков истратит старушка?

Б) В зоопарке мы гуляли

Заодно зверей считали:

Лев, мартышка, дикобраз,

Мишка, зебра как матрас,

Два тигренка, леопард.

Счет окончен. Сколько их?

Зверей малых и больших?

1+1+1+1+1+2+1+1= 9.

В) Маме на праздник дарили цветы.

Сколько букетиков, ответишь ли ты?

Папа букет, его брат и подруга,

Алые розы от лучшего друга,

Бабушка с дедушкой общий букет,

А от соседей – коробка конфет.

12. Задание «Четвертый лишний». Какое слово лишнее, по смыслу не подходит?

Мак ромашка роза лук

Чашка блюдце суп тарелка

Яблоко персик огурец груша

Помидор баклажан перец слива

Коза курица корова овца

Чайник стул стол шкаф

Машина самолет автобус троллейбус

Карандаш портфель тетрадь шляпа.
13. «Логические задачки».

А) В лесу росла береза. На ней было 12 веток, на каждой из них висело по 1 яблоку. Сколько всего яблок было на дереве? (На березе не растут яблоки).

Б) Сколько половинок может быть у яблока? (Две).

В) Интересно, доплывет ли до берега корабль, если маяк то потухнет, то погаснет. (Доплывет).

Г) По чему ходят люди? (По земле)

Д) Что тяжелее 1кг ваты или 1кг железа? (Они равны).

14. Упражнение "Цифровая таблица".

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Постарайтесь как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25


1

10

11

18

7

1

16

20

3

14

22

16

2

25

9

13

24

2

12

5

21

4

17

12

19

23

15

6

8

19

15. Упражнение «Описание другого человека»

Педагог просит одного человека выйти к доске и повернуться лицом к классу. Затем предлагает ему, не поворачиваясь, описать названного педагогом ученика (во что одет, какая прическа и т.д.).

Результат может быть разным: от точного описания до тупиковой ситуации, когда человек не в состоянии назвать ни одной детали.

Данное упражнение дает возможность ребятам поупражняться в наблюдательности и внимании. Ведь зачастую бывает так, что сначала мы не обращаем внимания на то, как выглядит наш сосед по парте, а завтра мы не заметим, что у пего что-то случилось.

16. Упражнение «Быстрота реакции».

Ведущий зачитывает следующие слова, учащиеся должны, слушая, записывать вторую букву каждого слова.

Усы, спор, сани, ослик, лист, обруч, поле, узор, запас, протокол, забота, облик, дочка, утка, куртка. Что получилось?

Спасибо за работу!

Подведение итогов, рефлексия. Что понравилось? Что не понравилось? Было ли трудно? Было ли легко?

Человек сможет, если захочет.

1. Память человека способна вместить столько информации, сколько ее имеется в хранилищах самой крупной библиотеки.

2. Художник Н.Н. Ге, увидев один раз комнату в одном из Петербургских дворцов, точно воспроизвел ее на картине.

3. Композитор М.А. Балакирев точно воспроизвел мелодию П.И. Чайковского, услышанную два года назад.

4. Моцарт обладал феноменальной памятью. Отец взял маленького Моцарта в Ватикан, где исполнялось секретное духовное сочинение композитора Аллегри. Утром Моцарт сказал отцу: «Отец, этот подарок мы пошлем нашей Нинель. Она будет первым человеком после Папы, имеющим ноты Аллегри».

5. А. Македонский знал в лицо каждого из 30 тысяч своих солдат.

6. Ученый А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.

7. Лина По, потеряв зрение, на ощупь создала более 100 скульптур.

8. Генрих Шлиман за 6-8 недель мог освоить иностранный язык.

9. А. Алехин мог играть вслепую на 40 досках.

ЮЛ Зенгерский шахматист Янош Флеш в 1960 году установил рекорд, играя по памяти на 52 досках: 31 партию он выиграл, 18 - свел вничью, 3 проиграл.

Далеко не все известные люди смогли раскрыть свои способности в школе, и только благодаря упорному труду впоследствии смогли добиться успеха.

Говорят, что гений - это 1% вдохновения и 99% потения. Вышеперечисленные примеры доказывают нам, что это на самом деле так. /Для полного развития своих способностей человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях, должен захотеть реализовать эти возможности, должен обладать стойким характером.

Примечание: Учитель может предложить ребятам по своему выбору 4-5 заданий для выполнения на одном классном часе. Другие задания можно использовать на следующем занятии.


КЛАССНЫЙ ЧАС «ВНИМАНИЕ – ДЕТИ!»
Цель: Совершенствование знаний учащихся по правилам дорожного движения.
Задачи:
Систематизация знаний учащихся по правилам дорожного движения.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия, взаимопомощи, толерантности.
Воспитание чувства взаимоуважения.
Развитие творческого, логического мышления, коммуникативных навыков
Ход классного часа СЛАЙД «ВНИМАНИЕ-ДЕТИ!»
(Звук тормозов)
Что означает этот звук? Как часто вы слышите эти звуки? Я желаю, чтобы на дорогах вы таких звуков не слышали, пусть они встречаются только в кино.
СЛАЙД Что такое ДТП? (авария)
"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, которое возникает в результате столкновения машин и пешеходов, при котором погибли или ранены люди, повреждены машины или сооружения.
СЛАЙД
Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя в 1769 году. Это почти 250 лет назад. Паровой автомобиль выехал на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжелой и неуклюжей машиной, и она врезалась в каменный забор. Котел паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж». Водителя отправили в больницу.
Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и число дорожно-транспорных происшествий. Первое, официально зарегистрированное, дорожно-транспортное происшествие произошло 17 августа 1896 года в Великобритании. Автомобиль, двигавшийся со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на пешехода.
СЛАЙД
Ежегодно в Росси в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 35 000 человек (каждое третье происшествие - по вине пешеходов), 1500 из которых - дети. И еще около 20 000 детей получают травмы различной степени тяжести.
Каковы же причины детского травматизма? Как вы думаете?
-переход дороги перед близко идущим транспортомв неустановленном месте;
неожиданный выход на проезжую часть из-за машин, кустов...;
переход дороги на запрещающий сигнал светофора;
игры и хождение по проезжей части;
управление велосипедом, мопедом, машиной не имея достаточных навыков и знаний Правил дорожного движения.
- А вы, ребята, знаете ПДД? Сейчас мы это проверим.
СЛАЙД «ВИКТОРИНА»
Викторина ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1. Со скольки лет детям разрешено ездить на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет). (3-4 кл.)
2. С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования? (с 14 лет)
3. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).
4. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).
5. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).
6. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).
7. Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрестка? (желтый).
8. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).
9. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).
10. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).
11. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
12. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? (два: красный и зеленый).
13. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
Викторина ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
1. Как чаще всего называют водителя? (шофер).
2. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).
3. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).
4. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).
5. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).
6. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).
7. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).
8. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).
9. Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрестка? (желтый).
10. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).
11. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).
12. Со скольки лет детям разрешено ездить на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет).
13. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
14. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).
15. Почему на загородных дорогах пешеходы должны двигаться навстречу движению? (двигаясь по обочине навстречу движению, пешеходы всегда видят приближающийся транспорт).
16. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
17. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира девяти лет? (нет, только до 7 лет на специально оборудованном сиденье с подножками).
18. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).
СЛАЙД «ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
на каждую загадку слайд с отгадкой
1. Выходя на улицу
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность, А главное - …
(Внимание.)
2. Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку... (Движенья.)
3. Встало с краю улицы в длинном сапогеЧучело трехглазое на одной ноге.Где машины движутся, Где сошлись пути,Помогает людям дорогу перейти. (Светофор).
4. Легковушек столкновение
Перекрыло всё движение.
И припомнил я в момент,
Это что за инцидент.
(Авария, ДТП.)
5. Тихо ехать нас обяжет,Поворот вблизи покажетИ напомнит, что и как,Вам в пути…(Дорожный знак).
6 слайдов с дорожными знаками
- Ребята, а вы хорошо знаете дорожные знаки? Сейчас мы это проверим.
- пешеходный переход
- дети
- место остановки автобуса
- ж/д переезд без шлагбаума
- скользкая дорога
- движение на велосипедах запрещено
6. Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Регулировщик.)
7. Что за «зебра» на дороге?Все стоят, разинув рот.Ждут, когда мигнет зеленый,Значит это… (Переход).
8. Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет. (Дорога.)9. Я частенько утром рано
За рога беру барана.
Оседлав его верхом,
Состязаюсь с ветерком!
Мне баран не скажет "нет" –
Это же...
(Велосипед.)
10. Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой?
Не лопатой, не метлой,
А железною рукой?
(Снегоуборочная машина.)
11. Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги -
Берегите свои ноги!
("Дорожные работы".)
12. Ходит скалка по дороге
Грузная, огромная.
И теперь у нас дорога,
Как линейка, ровная.
(Каток.)
13. Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки?
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …?
(Тротуар.)
Последний слайд «Будьте осторожны на дорогах»
КРИЧАЛКА «Что хотите – говорите…»
Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)
Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (Да)
Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
Что хотите – говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход? (Да)
Что хотите – говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (Нет)
Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
- Я вижу, ребята, вы отлично знаете ПДД и хочу вам пожелать совершенствовать свои знания, предвидеть, распознавать опасность, и избегать ее.
- Я вам предлагаю посмотреть мультфильмы о ПДД.
Показ 3 мультфильмов (14 мин.)
- «Озорная семейка. Правила движения» - 04.55
- «Горка зимой» - 3.40
- «Правила безопасности в снежный день» - с 01.00….06.13
Выступление отряда ЮИД
- А сейчас для вас выступят ребята ЮИД-отряда нашей школы (т.е. юные инспектора движения). Недавно они ездили в Иркутск на слет ЮИД движения, где с успехом продемонстрировали свои знания ПДД. Давайте внимательно их послушаем.
Вручение классам грамот за активное участие в акции «ВНИМАНИЕ-ДЕТИ!»
ЗАДАЧКИ 3-4; 5-6 кл.
1. Представьте себе, что ты - водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей - поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)
2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? (1 – мальчик)
3. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед? (5 км)

Классный час «Мой помощник – внимание»

Классный час, посвященный развитию внимания, не требует от воспитателя проведения психологической диагностики и тренингов - пусть этим занимаются специалисты-психологи. Задача классного руководителя - обратить внимание детей на ресурсы их интеллекта, пробудить стремление к самопознанию, саморазвитию.

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности вызывают большой интерес у слабых учеников, дают возможность этим детям проявить себя.

Цели: подвести детей к осознанию необходимости развивать свое внимание; мотивировать на самостоятельную работу по разви­тию внимания; пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.

Подготовительная работа с детьми

Договориться с одной ученицей о том, что она в течение 3 минут изменит внешность, чтобы проверить наблюдательность однокласс­ников (сначала она предстанет перед ними в одном виде, затем, вый­дя в коридор, внесет семь изменений в свою внешность).

Оборудование

Подготовить большую картину (можно взять у учителя истории, русского языка : портрет, жанровая сценка, натюрморт), на которой легко можно выделить 7-9 ярких деталей (картинка должна быть не­знакома детям).

Оформление класса:

а) на перемене перед классным часом подготовить доску:

нарисовать 3-4 концентрические окружности с точкой в цен­тре (как мишень в тире);

написать 5 предложений (1 для примера, 4 - для упражнения).

б) на парту каждому ученику положить двойной тетрадный лист бумаги.

Музыкальное оформление


Желательно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента (без слов) для сопровождения игровых упражнений. Все упражнения должны выполняться в течение 1 минуты, и музыка позволяет детям сори­ентироваться во времени. Музыка для сопровождения игровых уп­ражнений должна быть спокойная, помогающая сосредоточиться. Для игровой паузы можно использовать ритмичную танцевальную музыку.

План классного часа

Вступление. Мотивация к занятию. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности». Игровой блок:

а) игровое упражнение на проверку объема внимания «Мгновенная фотография»;

б) игровое упражнение на распределение внимания «Треугольники и круги»;

в) игровое упражнение на распределение внимания «Цифры»;

г) игровое упражнение на концентрацию внимания «Спрятанные имена»;

д) игровое упражнение на наблюдательность «Смотреть и видеть».

Игровая пауза. «Кросс». Конкурс «Профессия - детектив». Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступление. Мотивация к занятию

Классный руководитель . Ребята, сегодня мы поговорим о внимании. У каждого из вас на партах лежит лист бумаги. Чтобы по­казать, что вы внимательно меня слушаете, возьмите этот лист бумаги в левую руку и поднимите вверх.

(Часть детей выполнила задание, часть осталась сидеть в недоумении.)

Ну вот мы и увидели, насколько вы внимательны. Кто-то со­средоточился и все понял с первого раза, а кому-то нужно было повторять задание дважды. Примерно то же самое происходит на уроках. Если бы все ученики умели управлять своим вниманием, в нашем классе учились бы одни отличники. Так что же такое вни­мание?

II. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности»

Классный руководитель (показывает на доску, на кото­рой нарисованы концентрические окружности.) Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано?

Дети. Мишень.

Классный руководитель. Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, скон­центрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то.

Внимание - это умение собирать, концентрировать свои мысли. Но, как видим, не всегда это у нас получается. Что же мешает нам сосре­доточиться?

Примерные ответы детей:

    Думаю о посторонних предметах. Рисую на уроках. Иногда настроение плохое мешает. Отвлекает шум на улице или в коридоре. Что-то постоянно хочется вертеть в руках.

Классный руководитель. Мы видим, что удерживать вни­мание иногда очень нелегко. Как же можно бороться с этими врагами на уроках?

Примерные ответы детей:

    Выбросить весь мусор из головы и слушать только учителя. Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать. Не смотреть по сторонам. Не прислушиваться к шуму за окном. Не мечтать о том, что ты будешь делать после школы. Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя это очень трудно.

Классный руководитель. Ребята, внимание - это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Сего­дня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.

III. Игровой блок

Игровое упражнение «Мгновенная фотография»

Классный руководитель. И первая игра называется «Мгновенная фотография».


За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.

Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает лю­бую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память.

(Дети пишут в течение 1-2 минут.)

Посчитайте количество деталей, которые вы заметили. Это объем вашего внимания.

Есть такие, которые заметили больше 7 деталей? Это отличный результат!

Кто запомнил 5-6 деталей? Это хороший результат.

Тем, у кого цифра меньше 5, нужно работать над своим внима­нием.

Игровое упражнение «Треугольники и круги»

Классный руководитель. А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет делать несколько дел одновременно.

(Если в классе широкая доска, можно вызвать 2-3 учеников.)

(Обращается к ученику.) Попробуй нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой - 5 кругов. А вы, ребята (обращается к классу) , попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута.

(Ученик рисует фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги.)

Это упражнение учит нас распределять внимание и концентриро­вать его на 2 объектах. Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. А кто нарисовал больше?

(Учитель предлагает детям оценить рисунки товарищей (много, но не­брежно; мало, но аккуратно).

Игровое упражнение «Цифры»

Классный руководитель . А теперь упражнение послож­нее. Нужно 2 руками одновременно рисовать разные цифры. Вызы­ваю представителей от каждого ряда.

(Учитель выбирает от каждого ряда по 1 ученику и предлагает им разные задания: один пишет цифры /, 2, другой - 2, 3, третий - 3,4)

Ну а вы, ребята, попробуйте сделать это на бумаге. Каждый ряд рисует свои цифры. На это отводится 1 минута.

(Ученики рисуют цифры.)

Лучше всех справился с этим заданием (имя ученика ). Кто хочет, поднимите свои листочки, чтобы я посмотрела, у кого из вас самый лучший результат.

(Дети показывают листочки, учитель оценивает результат (по ка­честву - не по количеству.)

Игровое упражнение «Спрятанные имена»

Классный руководитель. А теперь упражнение на кон­центрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек.

Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.

Пример: «...принес кофе дяде». (Федя.)

«В густой листве раздается свист соловья», - сказалапела песни на сцене. ...купил тетради малышам. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», - сказал...

(В течение 1 минуты дети анализируют предложения.)

Классный руководитель . А теперь ответьте на мои во­просы к этим предложениям.

    Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.) Кто пел песни на сцене? (Нина.) Кто купил тетради малышам? (Дима.) Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)

Игровое упражнение «Смотреть и видеть»

Классный руководитель . И еще одно задание на вни­мательность. Оно называется «Смотреть и видеть». Ребята, вы уже 5 лет учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим.

Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более вни­мательный? (Выбирает ученика.) Ему мы завяжем глаза. (Завязывает ученику глаза платком.) Он будет отвечать на вопросы. А его сосед останется стоять у доски, чтобы мы смогли оценить, правильно ли отвечает его сосед.

Итак, вопросы:

    Какого цвета глаза у твоего соседа? Какого цвета волосы? Есть ли на лице у него родинки? Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брю­ках)? Есть ли у него сегодня на руках часы? В какой обуви он пришел сегодня в класс (туфли, сапоги, бо­тинки, кеды, кроссовки)? Есть ли карманы на одежде, сколько их? Какого цвета блузка (рубашка, брюки , кофта)? Какая прическа сегодня (открытый лоб или челка на лбу, ко­сички, бантики, локоны).

(Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте.)

Классный руководитель . На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и на­блюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга.

IV. Игровая пауза. «Кросс»

Классный руководитель. Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. Мы переключимся на игру «Кросс».

Кросс - это бег по пересеченной местности. У нас препятствия будут такие: горы – поднимаем руки вверх (показывает); ямы - опус­каем руки вниз (показывает); вода - плывем (показывает); лесная чаща - наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо (по­казывает).

Встаньте, выйдите из-за парт. Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать.

(Учитель вразброс называет препятствия, дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.)

После игры учитель предлагает всем вновь занять свои места.

V. Конкурс «Профессия - детектив»

Классный руководитель. Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть такие профессии, в которых внимательность и наблюдательность - это самые необходимые профессиональные качества. Какие же это профессии?

Дети. Врач, учитель, шофер, милиционер.

Классный руководитель. Да, милиционер, следователь, детектив должны обладать обостренным вниманием. Буквально по одному взгляду на человека детектив может рассказать о нем очень много. Недаром Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность - это его вторая натура. А теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие детективы? Начинаем конкурс «Профессия - детектив».

Сейчас к доске выйдет (имя девочки). Вы посмотрите на нее внима­тельно в течение 1 минуты. Потом девочка выйдет в коридор и внесет семь изменений в свою внешность. После этого она вернется в класс, и вы вновь на нее посмотрите в течение 3 минут. Вы должны будете найти эти изменения в ее внешности и записать все, что вы заметили, на листочке бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания не обращаем.

(Учитель приглашает девочку, с которой была предварительная догово­ренность, к доске. Затем девочка выходит в коридор и вносит незаметные изменения в свой костюм (расстегивает пуговицы, меняет ленты, прячет воротничок блузки, надевает или убирает ремешок, берет в руку платок и т. п.). Дети смотрят на девочку, вернувшуюся в класс, записывают изме­нившиеся детали.)

Ну, что ж, даю слово тем, кто обнаружил все 7 изменившихся де­талей внешности (имя девочки).

(Учитель дает слово детям, поднявшим руки. Они читают свои записи, девочка оценивает их ответы.)

Ну вот, оказывается, детективов у нас в классе много. Это (фами­лии учеников).

VI. Домашнее задание

Классный руководитель . Наш классный час подходит к концу. Но развивать свое внимание вы можете каждый день: на уроках и переменах, на улице и дома. Вообще, развивать себя - это очень увлекательное занятие. Награда за него - это успех и уверен­ность в себе.

А домашнее задание у вас будет такое: попробуйте по памяти на­писать портрет своей мамы. А потом прочитайте ей ваше описание и проверьте, насколько вы внимательны.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, будет ли какая-нибудь польза от нашего классного часа? Что вы почувство­вали, выполняя упражнения на развитие внимания?

Примерные ответы детей:

    Считал себя наблюдательным, а оказалось, что я рассеянный. Очень интересно было рисовать двумя руками - и смешно, и трудно. Обязательно задам маме такие упражнения. Проверю ее вни­мание. Было очень легко и интересно выполнять упражнения на вни­мание, на уроках трудно сосредоточиться. У нас есть ребята, которые постоянно отвлекают всех на уроках. Им нужно развивать свое внимание. Буду следить за своим вниманием, постоянно проверять его.

Классный час на тему «Мой помощник - внимание», 5 класс

Классный час, посвященный развитию внимания, не требует от воспитателя проведения психологической диагностики и тренингов - пусть этим занимаются специалисты-психологи. Задача классного руководителя - обратить внимание детей на ресурсы их интеллекта, пробудить стремление к самопознанию, саморазвитию.

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности вызывают большой интерес у слабых учеников, дают возможность этим детям проявить себя.

Цели: подвести детей к осознанию необходимости развивать свое внимание; мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания; пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.

Подготовительная работа с детьми

Договориться с одной ученицей о том, что она в течение 3 минут изменит внешность, чтобы проверить наблюдательность одноклассников (сначала она предстанет перед ними в одном виде, затем, выйдя в коридор, внесет семь изменений в свою внешность).

Оборудование

Подготовить большую картину (можно взять у учителя истории, русского языка; портрет, жанровая сценка, натюрморт), на которой легко можно выделить 7-9 ярких деталей (картинка должна быть незнакома детям).

Оформление класса:

а) на перемене перед классным часом подготовить доску:

Нарисовать 3-4 концентрические окружности с точкой в центре (как мишень в тире);

Написать 5 предложений (1 для примера, 4 - для упражнения).

б) на парту каждому ученику положить двойной тетрадный лист бумаги.

Музыкальное оформление

Желательно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента (без слов) для сопровождения игровых упражнений. Все упражнения должны выполняться в течение 1 минуты, и музыка позволяет детям сориентироваться во времени. Музыка для сопровождения игровых упражнений должна быть спокойная, помогающая сосредоточиться. Для игровой паузы можно использовать ритмичную танцевальную музыку.

План классного часа

1. Вступление. Мотивация к занятию.

2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности».

3. Игровой блок:

а) игровое упражнение на проверку объема внимания «Мгновенная фотография»;

б) игровое упражнение на распределение внимания «Треугольники и круги»;

в) игровое упражнение на распределение внимания «Цифры»;

г) игровое упражнение на концентрацию внимания «Спрятанные имена»;

д) игровое упражнение на наблюдательность «Смотреть и видеть».

4. Игровая пауза. «Кросс».

5. Конкурс «Профессия - детектив».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступление. Мотивация к занятию

Классный руководитель. Ребята, сегодня мы поговорим о внимании. У каждого из вас на партах лежит лист бумаги. Чтобы показать, что вы внимательно меня слушаете, возьмите этот лист бумаги

в левую руку и поднимите вверх.

Часть детей выполнила задание, часть осталась сидеть в недоумении. Ну вот мы и увидели, насколько вы внимательны. Кто-то сосредоточился и все понял с первого раза, а кому-то нужно было повторять задание дважды. Примерно то же самое происходит на уроках. Если бы все ученики умели управлять своим вниманием, в нашем классе учились бы одни отличники. Так что же такое внимание?

II. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности»

Классный руководитель (показывает на доску, на которой нарисованы концентрические окружности.) Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано? Дети. Мишень.

Классный руководитель. Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. Внимание - это умение собирать, концентрировать свои мысли. Но, как видим не всегда это у нас получается. Что же мешает нам сосредоточиться?

Примерные ответы детей:

Думаю о посторонних предметах.

Рисую на уроках.

Иногда настроение плохое мешает.

Отвлекает шум на улице или в коридоре.

Что-то постоянно хочется вертеть в руках.

Классный руководитель. Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко. Как же можно бороться с этими врагами на уроках?

Примерные ответы детей:

Выбросить весь мусор из головы и слушать только учителя.

Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать.

Не смотреть по сторонам.

Не прислушиваться к шуму за окном.

Не мечтать о том, что ты будешь делать после школы.

Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя это очень трудно.

Классный руководитель. Ребята, внимание - это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.

III. Игровой блок

Игровое упражнение «Мгновенная фотография»

Классный руководитель. И первая игра называется «Мгновенная фотография».

За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.

Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память.

Дети пишут в течение 1-2 минут.

Посчитайте количество деталей, которые вы заметили. Это объем вашего внимания.

Есть такие, которые заметили больше 7 деталей? Это отличный результат!

Кто запомнил 5-6 деталей? Это хороший результат.

Тем, у кого цифра меньше 5, нужно работать над своим вниманием.

Игровое упражнение «Треугольники и круги»

Классный руководитель. А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет делать несколько дел одновременно.

Если в классе широкая доска, можно вызвать 2-3 учеников.

(Обращается к ученику.) Попробуй нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой - 5 кругов. А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута.

Ученик рисует фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги.

Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. А кто нарисовал больше?

Учитель предлагает детям оценить рисунки товарищей (много, но небрежно; мало, но аккуратно).

Игровое упражнение «Цифры»

Классный руководитель. А теперь упражнение посложнее. Нужно 2 руками одновременно рисовать разные цифры. Вызываю представителей от каждого ряда.

Учитель выбирает от каждого ряда по 7 ученику и предлагает им разные задания: один пишет цифры 1,2, другой - 2,3, третий - 3,4.

Ну а вы, ребята, попробуйте сделать это на бумаге. Каждый ряд рисует свои цифры. На это отводится 1 минута.

Ученики рисуют цифры.

Лучше всех справился с этим заданием (имя ученика). Кто хочет, поднимите свои листочки, чтобы я посмотрела, у кого из вас самый лучший результат.

Дети показывают листочки, учитель оценивает результат (по качеству - не по количеству.)

Игровое упражнение «Спрятанные имена»

Классный руководитель. А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек.

Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.

Пример: «...принес кофе дяде». (Федя.)

1. «В густой листве раздается свист соловья», - сказала...

2. ...пела песни на сцене.

3. ...купил тетради малышам.

4. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», - сказал...

В течение 7 минуты дети анализируют предложения.

Классный руководитель. А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям.

Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.)

Кто пел песни на сцене? (Нина.)

Кто купил тетради малышам? (Дима.)

Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)

Игровое упражнение «Смотреть и видеть»

Классный руководитель. И еще одно задание на внимательность. Оно называется «Смотреть и видеть». Ребята, вы уже 5 лет учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим.

Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? (Выбирает ученика.) Ему мы завяжем глаза. (Завязывает ученику глаза платком.) Он будет отвечать на вопросы. А его сосед останется стоять у доски, чтобы мы смогли оценить, правильно ли отвечает его сосед.

Итак, вопросы:

Какого цвета глаза у твоего соседа?

Какого цвета волосы?

Есть ли на лице у него родинки?

Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)?

Есть ли у него сегодня на руках часы?

В какой обуви он пришел сегодня в класс (туфли, сапоги, ботинки, кеды, кроссовки)?

Есть ли карманы на одежде, сколько их?

Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)?

Какая прическа сегодня (открытый лоб или челка на лбу, косички, бантики, локоны).

Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте.

Классный руководитель. На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга.

IV. Игровая пауза. «Кросс»

Классный руководитель. Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. Мы переключимся на игру «Кросс».

Кросс - это бег по пересеченной местности. У нас препятствия будут такие: горы - поднимаем руки вверх (показывает); ямы - опускаем руки вниз (показывает); вода - плывем (показывает); лесная чаща - наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо (показывает).

Встаньте, выйдите из-за парт. Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать.

Учитель вразброс называет препятствия, дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.

После игры учитель предлагает всем вновь занять свои места.

V. Конкурс «Профессия - детектив»

Классный руководитель. Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть такие профессии, в которых внимательность и наблюдательность - это самые необходимые профессиональные качества. Какие же это профессии?

Дети. Врач, учитель, шофер, милиционер.

Классный руководитель. Да, милиционер, следователь, детектив должны обладать обостренным вниманием. Буквально по одному взгляду на человека детектив может рассказать о нем очень много. Недаром Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность - это его вторая натура. А теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие детективы? Начинаем конкурс «Профессия - детектив».

Сейчас к доске выйдет (имя девочки). Вы посмотрите на нее внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка выйдет в коридор и внесет семь изменений в свою внешность. После этого она вернется в класс, и вы вновь на нее посмотрите в течение 3 минут. Вы должны будете найти эти изменения в ее внешности и записать все, что вы заметили, на листочке бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания не обращаем.

Учитель приглашает девочку, с которой была предварительная договоренность, к доске. Затем девочка выходит в коридор и вносит незаметные изменения в свой костюм (расстегивает пуговицы, меняет ленты, прячет воротничок блузки, надевает или убирает ремешок, берет в руку платок и т. п.). Дети смотрят на девочку, вернувшуюся в класс, записывают изменившиеся детали.

Ну, что ж, даю слово тем, кто обнаружил все 7 изменившихся деталей внешности (имя девочки).

Учитель дает слово детям, поднявшим руки. Они читают свои записи, девочка оценивает их ответы.

Ну вот, оказывается, детективов у нас в классе много. Это (фамилии учеников).

VI. Домашнее задание

Классный руководитель. Наш классный час подходит к концу. Но развивать свое внимание вы можете каждый день: на Уроках и переменах, на улице и дома. Вообще, развивать себя - это очень увлекательное занятие. Награда за него - это успех и уверенность в себе.

А домашнее задание у вас будет такое: попробуйте по памяти написать портрет своей мамы. А потом прочитайте ей ваше описание и проверьте, насколько вы внимательны.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, будет ли какая-нибудь польза от нашего классного часа? Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания?

Примерные ответы детей:

Считал себя наблюдательным, а оказалось, что я рассеянный.

Очень интересно было рисовать двумя руками - и смешно, и трудно.

Обязательно задам маме такие упражнения. Проверю ее внимание.

Было очень легко и интересно выполнять упражнения на внимание, на уроках трудно сосредоточиться.

У нас есть ребята, которые постоянно отвлекают всех на уроках. Им нужно развивать свое внимание.

Буду следить за своим вниманием, постоянно проверять его.

Классный час на тему» Поведение учащихся на дороге, во дворе, в транспорте»

Цели:

1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;

2) повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;

3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы;

4) воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.

Оборудование: карточки с правилами, «светофор», рисунки детей, кроссворд.

^ Ход классного часа

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок –
Это начался урок.
А урок расскажет всем
Как без бед и без проблем,
Рано утром, не спеша,
Прийти в школу малышам.

^ II. Сообщение темы и целей

Почти каждое утро вы выходите из дома и идёте в школу. Сегодня на уроке мы с вами повторим правила движения школьников по улице и дороге, выясним, какой путь от дома до школы наиболее безопасный.

Работа по теме

^ 1. Повторение правил дорожного движения

Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, и шофёры относятся к нему с уважением. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.

1-й ученик.

Движенья полон город!
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно
За улицей следи.
И только там, где можно,
Её переходи!

2-й ученик.

Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители.

3-й ученик.

Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основные из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.

Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте повторим эти правила.

- Правило 1: пешеходы должны ходить только по … тротуару. И идти по нему нужно, придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.

- Правило 2: если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут … навстречу транспорту.

- Правило 3: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала … налево, а потом направо.

- Правило 4: где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переходить улицу?... по пешеходным переходам.

- Правило 5: правильно переходить дорогу на перекрёстке помогает «трёхглазый командир улицы» … светофор.

4-й ученик.

Пешеход, пешеход!
Помни ты про ПЕРЕХОД!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только ПЕРЕХОД
От машин тебя спасёт!

5-й ученик.

Красный, жёлтый и зелёный,
Он на всех глядит в упор.
Перекрёсток оживлённый,
Неспокоен светофор.
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.

6-й ученик.

По сигналу светофора
Через улицу идём.
И кивают нам шофёры:
«Проходите, подождём».

7-й ученик.

На красный свет – дороги нет,
На жёлтый – подожди
Когда горит зелёный свет,
Счастливого пути!

^ IV. Физкультминутка

Мы повторили основные правила дорожного движения, а теперь отдохнём. Я буду вам показывать разные сигналы светофора, а вы должны выполнять следующее:

    красный – стоять на месте

    жёлтый – хлопать в ладоши

    зелёный – шагать на месте.


^ 2. Безопасный путь от дома до школы.

Расскажите об особенностях месторасположения нашей школы.

Дома вы выполняли рисунки «Мой безопасный путь до школы», расскажите нам о самом безопасном маршруте.

(рассказы детей о безопасном пути до школы)

А сейчас выполните следующее задание – проведите по карте микрорайона наиболее безопасные пути до нашей школы.

Физкультминутка.

Ты налево повернись –
Что нет автомобиля - убедись.
А теперь направо поворот –
Будь внимательней пешеход!
Переходим дорогу скоро,
Соблюдая знаки или сигнал светофора.

^ V. Закрепление изученного

Разгадаем кроссворд и вспомним основные понятия дорожной азбуки:

1) Полосатая лошадка,
Её зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке –
По ней люди все идут. (ПЕРЕХОД)

2) По дорожке во дворе
Мчится Коля на коне.
Не машина, не мопед,
А простой. ( ВЕЛОСИПЕД )

3) Из края города в другой
Ходит домик под дугой. (ТРАМВАЙ)

4) Неживая, а идёт.
Неподвижна, а ведёт. (ДОРОГА )

5) В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор,
Мы три родные брата
Наш домик - (СВЕТОФОР)

6) Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (АВТОБУС )

7) Чтоб дорогу перешёл ты
на зелёный свет,
Слушай наш совет:
- Жди! И увидишь перед ним ты
…............свет. (ЖЁЛТЫЙ)

8) По обочине дороги
Как солдатики, стоят.
Все мы с вами выполняем
Всё, что они нам велят. ( ЗНАКИ )

9) Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход,
Там хозяин… ( ПЕШЕХОД )

10) Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит день и ночь
Зелёный, жёлтый, … (КРАСНЫЙ )

11)Ожидаешь ты посадки
На отведённой площадке,
Не нужна тебе сноровка,
Это место … (ОСТАНОВКА)

12)Не летает, не жужжит -
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Это дал завод ему:
И огни глядеть во тьму,
И колёса, и мотор,
Мчаться чтоб во весь опор. (АВТОМОБИЛЬ)

VI. Подведение итогов

Какое ключевое слово разгадали? ОСТОРОЖНОСТЬ

Как это слово связано с темой урока?

Какой должен быть ваш путь от дома к школе?