В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория и методика обучения и воспитания

(по областям и уровням образования)

Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.

Interaction of school, library and family in education of Reader.

Дорофеева С. В. Петрова О.А.

Россия. Республика Саха (Якутия). МБОУ « Мар-Кюельская СОШ»

Dorofeeva S.V., Petrova O.A.

Russia, Republic of Sakha (Yakutia), MBOU “Mar-Kuel high school”

Аннотация: В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Annotation : In this article reading is considered as one of the methods of work with information and the method of education and development of pupil.

Ключевые слова: взаимодействие, детское чтение, формы внеурочной деятельности

Key words : interaction, childhood reading, forms of extracurricular activity

В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места.Его вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.

Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих - школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д.

Тема детского чтения на современном этапе наиболее глубоко изучается социологами и психологами Чудиновой В.П., Голубевой Е.И., Малаховой Н.Г.Для анализа данной проблематики важны работы Сметанниковой Н.Н., Самохиной М.М., Харитоновой О.И., в которых исследовались социально-психологические основы интереса, мотивов чтения в детском возрасте. Интересен опыт проектной работы Тихомировой И.И.обосновавшей основы подготовки родителей как активных помощников и библиотекаря, и учителя в деле приобщения детей к книге и чтению.

М. М. Безруких считает, что фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения . Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе - научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:

  • плохое обучение ребёнка чтению;
  • не поддержание интереса ребёнка к чтению;
  • необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По утверждению М. М. Безруких, нужно объяснить ребёнку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но как утверждает М. М. Безруких, в России, на современном этапе, это не делается [ 3, с.21] .

Одним из факторов проблемы детского чтения в России, как отмечает С.А.Денисова - воспитание в семье. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье .

Таким образом, можно сделать вывод, что многие исследования в области детского чтения, до сих пор актуальны для педагогического и библиотечного сообщества.

На протяжении многих лет методические объединения учителей начальных классов, гуманитарного цикла МБОУ «Мар-Кюельская СОШ», библиотекарь сельского филиала ведут совместную деятельность для развития интереса к чтению обучающихся.

Мы представляем вашему вниманию некоторый накопленный опыт в организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи. Определили следующие направления работы взаимодействия библиотеки и школы:

Формирование читательской потребности;

Развитие читательской и информационной культуры;

Обучение основам ББЗ, умению работать с информацией.

Формы работы:

Осуществление совместных проектов, программ элективных курсов, внеаудиторных занятий;

Разработка перечня литературы внеклассных чтений;

Совместные мероприятия, акции, конкурсы,привлекающие внимание к чтению;

Внеклассная работа;

Организация и проведение НПК.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях библиотек, в учреждениях дополнительного образования, ведется работа с семьями учащихся.

Формы работы:

Совместные проекты, акции;

Родительские собрания;

Семинар-практикум;

Конкурсы «Самая читающая семья»;

Участие семьи на заочных, дистанционных викторинах.

Благодаря совместной деятельности школы, семьи, библиотеки приняли участие на конкурсе творческих проектов по целевой программе РС(Я) «Создание условий для духовно- культурного развития народов Республики Саха (Якутия)» с проектом «Волонтеры книжной культуры» .

Целью проекта было привлечение новых читателей и формирование у них положительного имиджа чтения посредством достижения максимально комфортной среды в библиотеке, продвижение именно качественной литературы, которая воспитывает нравственность, гражданственность, патриотизм и любовь к родному краю; развитие семейного чтения. Главной целью проекта явилось - внести вклад в воспитании поколения духовно и нравственно активных граждан – волонтеров книжной культуры.

В рамках проекта планировалось проведение цикла мероприятий, направленных на выполнение вышеназванной цели:

1. Проведение научно-практической конференции «Маар-Куелум – мин дойдум» для дальнейшего изучения истории наслега.

2. Выпуск информационного бюллетеня «Панорама+».

3. Ведение при библиотеке элективного курса «Библиокалейдоскоп» для школьников.

4. Создание благоприятных условий для проведения досуга в библиотеке с целью просмотра, чтения как традиционных, так и электронных носителей информации, особенно по правовым вопросам.

Целью педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становлению личности школьника . Был реализован проект «Моя семья в годы войны», авторами которого явились учащиеся 7-8 классов. Целью проекта было не только изучение истории родного села во время Великой Отечественной войны с изучением истории своей семьи, но и создание книги о родных, написанной самими учениками

Проект реализовывался по следующему плану:

Участники проекта разделились на следующие группы:

  • 1 группа - сбор и обработка материалов
  • 2 группа - разработка маршрута марш-броска «Мар-Кюель - Бордуолах», по местам, где установлены памятники
  • 3 группа - компьютерная верстка материалов.
  • Тематические классные часы, посвященные 65-летию Победы:
  • «Наши земляки – ветераны войны и труда», «Памятники в нашем селе»,
  • «Война в судьбе моей семьи».
  • Публикация сочинений на школьной газете . Сочинение учащихся « Моя семья в борьбе за Победу».
  • Акция добрых дел . Тимуровские выходы.
  • Марш – бросок по местам, где установлены памятники землякам-воинам.
  • Школьный фестиваль «Салют, Победа! » . Литературно-художественный монтаж «Моя семья - частичка Победы».
  • День Победы. Встреча с бабушками, дедушками - ветеранами тыла на торжественном митинге. Участие на военном параде.
  • Вахта памяти. Факельное шествие 9 мая
  • Военно-спортивная игра «Зарница »

Итогом проекта явился выпуск книг «Моя семья в годы войны», «Никто не забыт, ничто не забыто». Состоялась презентация новых книг, где были приглашены ветераны тыла и труда. Живое общение с «героями» книги стало незабываемым моментом мероприятия.

Учитель - это человек, призванный стимулировать школьника к самообразованию через удовлетворение его читательских потребностей. Виды внеклассной работы по привлечению интереса к чтению учащихся необычайно многообразны. Они делятся на три большие группы:

  • постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, элективные курсы, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
  • эпизодические (викторины, конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологическим оборотам, басням;
  • комбинированные формы внеурочной работы – неделя русского языка и литературы, декада славянской письменности. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера, защита презентаций и много другого.

Ежегодно проводятся Неделя русского языка и литературы, Неделя детской книги, декада, посвященная Дню славянской культуры и письменности и Всероссийскому дню библиотек. Итогом этих мероприятий является выявление самого читающего класса, самого читающего ученика класса и школы, которым вручаются грамоты с присвоением соответствующих номинаций.

Комбинированные формы внеурочной работы активно используются в проведении Недели детской книги. Каждый год организаторы недели стараются разнообразить формы проведения мероприятий, чтобы у детей не ослабел устойчивый интерес к книге и библиотеке. Неделя детской книги для учащихся начальных классов прошла под названием «Корнею Чуковскому - 125».

Программа недели:

1-й день. Ознакомление с программой недели.

2-й день. Классные часы: беседа о жизни и творчестве писателя, громкое чтение сказки «Телефон» и отрывка из сказки «Доктор Айболит».

3-й день. Выставка рисунков по сказкам писателя.

4-й день. Викторина «Сказки Чуковского»

5-й день. Литературный утренник «Путаница дедушки Корнея»

6-й день. Подведение итогов, вручение призов.

В проведении утренника приняли участие учащиеся 5-6 классов, им помогали активисты из 11 класса (члены редколлегии школьной газеты «Вестник школы»). Они представили две сказки Корнея Чуковского - «Путаница» и «Федорино горе».

Таким образом, такие мероприятия не только пробуждают интерес учащихся к чтению, но и продолжается преемственность поколений – старшеклассники были ведущими, учащиеся среднего звена представляли героев сказки, младшие школьники были одновременно и зрителями, и участниками.

Для первоклассников организуется ежегодная традиционная церемония посвящения в читатели с экскурсией по библиотеке, с проведением библиотечного урока «Запись в библиотеку»и театрального представления «Книжкино царство – мудрое царство», в ходе которого литературные герои наглядно показывают правила обращения с книгой, проводят игру-викторину«Угадай, кому принадлежит эта вещь?» и в конце вручают юным читателям книги с закладками. В роли литературных героев выступали юные кружковцы.

К эпизодическим видам внеклассной работы относятся викторины , конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологические обороты, басни.

Был проведен тематический вечер «Крылатые слова», посвященный инсценировкам по фразеологическим оборотам русского языка. На вечере принимали участие школьники с 5 по 11 классы. Каждый класс заранее получил задание раскрыть содержание трех фразеологических оборотов посредством их воплощения на сцене, при оценке учитывалась доходчивость восприятия зрителями показанного фразеологического оборота. Ребята с заданием справились, некоторые фразеологизмы зрители угадывали сразу, но иногда не могли точно воспроизвести фразеологический оборот, в некоторых случаях показанные номера не угадывались, но запоминались.

Таким образом, есть надежда, что цель тематического вечера если не полностью, то частично была достигнута – демонстрированное лучше запоминается, чем услышанное.

В год семьи совместно со школьной библиотекой был организован конкурс «Самая читающая семья» для учащихся начальных классов и их родителей и для учащихся среднего звена и их родителей.

Программа конкурса:

  1. Беседа «Роль книги в воспитании детей».
  2. Обзор «Моя домашняя библиотека».
  3. Этапы конкурса для учащихся начальных классов и их родителей:

Сказки Шарля Перро;

Почти буриме (по стихам классиков литературы детских писателей Корнея Чуковского и Самуила Маршака);

Из истории родного наслега;

Классики якутской литературы (по книге К.Туйаарского «Таабырынна таайыц»);

Блиц-турнир.

4. Этапы конкурса для учащихся среднего звена и их родителей: - Сказки и жанр фантастики;

Якутская и русская литература;

История родного края;

Искусство. Культура.

Блиц-турнир.

Участники в начале конкурса рассказывали о досуге в семье, о своей домашней библиотеке и делали обзор из своей домашней библиотеки «Моя самая первая книга» и «Моя самая любимая книга». Приняли участие 8 семей. Каждая семья получила памятные книги об участии на конкурсе.

В рамках ФГОС учителя начальных классов разработали и проводят внеаудиторные занятия «Учимся успешному чтению», «Что за прелесть, эти сказки». В библиотеке вели элективный курс «Руководство чтением» для учащихся 5-6 классов.

Ребята приобщаются к культуре чтения, основам ББЗ, узнают о творчестве писателей и поэтов, также активно принимают участие в организуемых библиотекой мероприятиях.На занятиях элективного курса детям дается толкование фразеологизмов, проводятся игры-пятиминутки «Литературное лото», «Чей портфель тяжелее», на которых ребятам даются различные задания. Например: на отдельных карточках пишутся имена писателей и их произведения, ребята должны правильно подобрать их. Такие задания прививают детям навык обращать внимание на авторов произведения. В ходе игры «Чей портфель тяжелее» дается задание, например, написать в течение минуты существительные на букву Э. Побеждает тот, кто не только много слов подобрал, но и грамотно их написал. Так на занятиях в форме игры ребятам прививаются навыки овладения русским языком.

С целью изучения истории наслега была проведена научно-практическая конференция «Маар-Куелум – мин дойдум». Организаторами конференции стали школа и библиотека. На конференции выступали учащиеся, учителя, родители школы. Конференция работала по 7 секциям:

  • Предприятия села
  • Ими гордятся жители села
  • Земляки-писатели
  • Топонимика
  • Династии
  • Демография

Было представлено 28 докладов. Участие на конференции ветерана труда и тыла Петрова Е.Н., ветерана педагогического труда Максимовой М.Н. повысило интерес к мероприятию. Выступление Марии Николаевны о местном писателе Рудольфе Дорофееве вызвало внимание жюри.

Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Совместная плодотворная работа школы, семьи и детской библиотеки в данном направлении показала следующие результаты:

  • увеличилось число читателей в библиотеках;
  • значительно повысился уровень мотивации и культуры чтения;
  • благодаря внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам читатели-школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей;
  • ученики принимают активное участие в школьных и улусных, региональных, республиканских НПК, конкурсах сочинений, викторинах занимают призовые места.

Получение стабильного успеха с перспективой на будущее возможно при условии тесного взаимодействия семьи, библиотеки, школы и при поддержке на местном, региональном уровнях.

Современные аспекты взаимодействия детских библиотек и общеобразовательных учреждений г. Орла

21 век - информационный век, когда знания приобретают особую ценность. Сегодняшнего ученика невозможно представить без постоянного пополнения своего багажа знаний, а значит, постоянного взаимодействия с потоком различной информации. Кто же поможет разобраться и научит ориентироваться в сложных лабиринтах информационного пространства? Ответ очевиден - это библиотека.

Во все времена ученики отправлялись за нужной информацией в библиотеку, а библиотеки всегда оперативно откликались на меняющиеся интересы и запросы детей и подростков. И сегодня, становясь авторитетными центрами просвещения и поддержки образования, обеспечивая преподавателей и учащихся информацией, библиотеки играют важную роль в развитии образования.

Не секрет, что в настоящее время мотивация обращения подростков в библиотеки обусловлена, как правило, учебными запросами. Можно выделить несколько типов - это потребность в тексте для подготовки к уроку, потребность в документах, содержащих информацию по какой-либо теме для выполнения задания по разным предметам (сочинения, доклады, сообщения и т. д.). Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности , т. к. возрастает значимость делового чтения, а чтение как способ отдыха активно вытесняется телевидением, компьютерными играми. Но особую роль в становлении и развитии человека продолжает играть книга. Поэтому, сегодня необходимо больше внимания уделять активации читательской деятельности школьников. По мнению врачей, чтение традиционных книг на бумажных носителях является более физиологичным процессом для детского и подросткового организма.

Библиотекари же, развивая интерес школьников к обучению и оказывая помощь учителям и родителям, предлагают широкий выбор информационных источников. В Центральной детской библиотеке им. и в библиотеках-филиалах МУК «ЦБС г. Орла» учащиеся общеобразовательных учреждений получают не только книги и периодические издания по какой-либо теме, но и возможность самостоятельно позаниматься с помощью компьютера. Часто в качестве основного источника информации используется Интернет. Популярным его сделала доступность и возможность получения сведений практически по любым вопросам. Ориентируясь на новейшие электронные технологии, сотрудники библиотеки обращают прежде всего внимание на качество и этическое содержание информационных продуктов, побуждают учеников искать, оценивать, использовать информацию из различных источников, чтобы сравнивать и думать, иметь собственное мнение. Но в библиотеке на первом месте все же книга.

2010 год объявлен Годом учителя. Одной из основных задач для Центральной детской библиотеки им. и детских библиотек - филиалов на этот период является укрепление сотрудничества с образовательными учреждениями, оказание помощи учебно-воспитательному процессу, способствование укреплению престижа профессии педагога. Одно из важных направлений работы библиотек - информационная поддержка и оказание консультативной помощи педагогам по вопросам детской литературы и детского чтения. В ЦДБ им. ведётся картотека групповой и массовой информации, выпускаются методические пособия: «Играем в математику», «Путешествие в Пушкинское государство», «Уроки милосердия и доброты», «С детьми играть - ум-разум развивать». Для школьников разных возрастных групп составляются рекомендательные списки летних чтений. Запланирован выпуск буклета «Мудрые заповеди народной педагогики».

Не остаются без внимания и наши коллеги - библиотекари школьных библиотек города. Для них проводятся обучающие семинары. В прошедшем учебном году на базе библиотеки им. состоялся семинар «Детская библиотека - информационный центр по проблемам детства» и совместно с библиотекой им. День специалиста «Проблемы и перспективы организации патриотического воспитания в системе взаимодействия муниципальных учреждений». На следующий учебный год запланирован семинар «Детская библиотека, как важнейший сегмент учебно - воспитательного процесса». В соответствии с профилем семинара готовятся и раздаются методические пособия, дайджесты, рекомендательные списки и т. д..

Для того, чтобы совместная деятельность библиотек и учебных учреждений носила системный характер, заключаются договоры о сотрудничестве, разрабатываются планы, которые согласовываются с учебными заведениями, составляются специальные программы. Как известно, в библиотеке им. с 2007 года действует «Центр развивающего чтения», работа которого планируется на основе комплексной программы «Растём вместе с книгой». Программа предполагает взаимодействие библиотекарей, педагогов, детей, родителей, психологов.

Организация совместной деятельности педагогов и библиотекарей происходит через различные методы и разнообразные формы, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Так, в рамках программы проводятся уроки внеклассного чтения с учащимися младших классов школ № 2 и № 23 под названием «Классное внеклассное». Такие уроки давно практикуются в библиотеке, цель их не только в том, чтобы ознакомить учащихся с лучшими образцами детской литературы, но и постараться научить работать с текстом, т. е. воспитать вдумчивого читателя. Тематика согласовывается с преподавателем.

Формы уроков разнообразны. Это беседы, посвященные знаменательным датам и творчеству писателей, литературные ринги, игры-путешествия, КВНы. Например, в этом учебном году были проведены: литературный ринг по сказкам Ш. Перро и игра-путешествие по произведениям Андерсена, прошли Часы писателя, посвященные творчеству Николая Носова, Евгения Чарушина, Бориса Житкова. Школьники приняли участие в KBНе по сказкам братьев Гримм. Первоочередная задача таких уроков, как впрочем и любого мероприятия - дать детям новые знания, расширить круг их чтения, способствовать развитию речи и форм общения.

В библиотеке им. практикуется проведение совместных
праздников, организаторами и участниками которых наряду с библиотекарями выступают педагоги и родители. Например, в подготовке новогоднего праздника «Весёлых масок карнавал» приняли участие преподаватель и родители второклассников школы №2, а утренник «Мамы разные нужны, мамы разные важны», посвященный Дню 8 Марта, проведён с участием педагога и родителей 1 «А» класса шк. № 29.

Филиал № 13 им. A. M. Горького на протяжении многих лет работает в тесном контакте со школой-лицеем № 4 и школой № 27. По просьбе педагогов для них разрабатываются мероприятия на различные темы, проводятся Уроки мужества, Поучительные классные часы , деловые игры и т. д. Они - завсегдатаи литературно-краеведческой гостиной библиотеки, школьники постоянно встречаются с интересными людьми города.

У филиала № 14 им. сложилось давнее сотрудничество с лицеями № 1 и № 22. учащиеся этих школ - постоянные участники мероприятий, проводимых библиотекой. Надо отметить, что в последнее время дети сами подают идеи о форме и тематике следующих встреч. В библиотеке ведётся и интересная исследовательская работа. Был выбран один класс и для него разработана специальная программа «Учение с увлечением». И вот уже на протяжении четырёх лет библиотекари наблюдают, как меняются дети, какие эмоциональные чувства вызывает у них та или иная книга, то или иное мероприятие.

Развивая интерес школьников к обучению, библиотекари предлагают широкий выбор информационных источников, на практике воплощая смелые и своевременные идеи: организацию новых видов обслуживания, разработку и реализацию проектов, внедрение инновационных моделей работы.

Филиал №15 многие годы активно сотрудничает со школой №20 им. Гуртьева. В минувшем учебном году 6 «Б» класс стал участником областной детской патриотической акции «От Орла до Берлина», посвященной 65-летию Великой Победы, по итогам которой занял 3 место. В рамках акции было проведено несколько мероприятий, организованных библиотекой совместно с классным руководителем , которые были необходимы для работы над заданиями.

В практике ЦДБ им. имеется опыт проведения занятий духовно-нравственной тематики. Цикл занятий был специально разработан для 7 класса школы № 26, проводила их член Союза писателей России.

В детских библиотеках города ведётся работа по профориентации выпускников школ. В течение учебного года оформляются книжные выставки, проводятся просмотры и обзоры литературы, встречи с представителями различных профессий и учебных заведений города. Совместно с педагогом определяется круг интересов школьников и разрабатывается цикл занятий по профориентации.

В библиотеке им. Крылова издаётся экспресс-информация для тех, кто учится, собирается сдавать экзамены и стоит перед выбором: какое учебное заведение выбрать, каковы условия поступления и обучения. Состоялся просмотр «Выбрать профессию поможет журнал», проводятся презентации профессий («Экономическое чудо» - о профессиях менеджера, маркетолога, бухгалтера). Девятиклассники шк. № 29 посетили Центр профессионального самоопределения «Абитуриент», действующий на базе филиала №1 им. Тургенева. Они же стали участниками вечера-встречи «Хитрости профессии». Перед школьниками выступили представители медицинских профессий, а также преподаватели медицинского колледжа. С успехом прошёл Урок - дискуссия «Профессия для человека или человек для профессии», в котором приняли участие десятиклассники шк. № 26. На следующий учебный год запланирован Познавательный час «Запрограммированные люди», на котором будет говориться о профессии программиста.

Помочь подросткам в изучении и познании себя как личности, научить ладить между собой, познать законы коллектива и общества - таковы цели занятий с психологом. Они были организованы для 7 класса школы № 29 и проводились в течение учебного года. Темы занятий, согласованные с классным руководителем, разнообразны: «Современный мальчишка, какой он?», «С волками жить, по-волчьи выть?». На следующий учебный год запланированы не менее интересные темы: «Резкий тон - это признак силы и прямодушия?», «Трудности подросткового возраста, или Над кем смеётесь?». Не секрет, что развитие детского чтения напрямую зависит от чтения родителей. Поэтому свою педагогическую функцию библиотека проявляет и в сфере индивидуального общения с родителями, их консультирования. В ЦДБ им. продолжает действовать «Лекторий для родителей». Темы занятий разнообразны: «Прочитайте сами - прочитайте детям», «У истоков творческой личности», «Мудрости воспитания». Поддержка ценности чтения - такова цель выступлений библиографа на родительских собраний в школах. Вниманию родителей предлагается обзор новейшей детской литературы, литературы о совместном проведении досуга, литературы психолого-педагогического содержания, а также информационно-библиографических пособий, выпускаемых библиотекой.

С беседами «Чтение в семье» и обзорами, посвященными творчеству современных детских писателей, приходят на родительские собрания в школы №№ 12, 17, 34 библиотекари филиала № 16.

Всё это помогает родителям определиться в формировании круга чтения ребенка, а также найти ответы на волнующие вопросы в сфере воспитания. Не остаются без внимания и дети с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники вспомогательной школы № 14 стали участниками проекта «Красота, спасающая мир», все мероприятия которого были скоординированы с педагогами. В рамках проекта прошёл месячник «В прекрасное далёко я начинаю путь». Школьники стали участниками развивающего занятия, которое провела преподаватель художественной школы, состоялись встречи с детским поэтом и художником Орловского театра кукол, а воспитанники музыкальной школы им. B. C. Калинникова подготовили музыкальный подарок. Завершился месячник благотворительной акцией «Душа по капле собирает свет». Сотрудникам библиотеки удалось создать доброжелательную, непринуждённую атмосферу - в результате дети с удовольствием участвовали в разнообразных литературных конкурсах, мультвикторине, а в заключение все получили подарки.


«Школа - это прежде всего книга,

Воспитание - прежде всего слово.

Книга - живые человеческие отношения ».

(В.М. Сухомлинский)

Интернет-проект

«Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.»

Содействие работы библиотеки с учителями, учениками, родителями

У публичных библиотек и школ единые задачи - воспитание активной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной адаптироваться в любой социально-экономической обстановке. Наша общая цель - создание условий для качественной информационной поддержки учащихся, формирование у детей устойчивого интереса к книге, к чтению. В условиях развития информационного общества библиотека становится центром образовательного процесса. Деятельность по сотрудничеству с образовательными учреждениями МКУК «ЦБС ИГО СК»г.изобильный осуществялет в рамках договоров с общеобразовельными учреждениями Изобильненского округа.

Данный проект направлен на активизацию работы библиотеки по взаимодействию с образовательными учреждениями округа. Реализация проекта открывает новые перспективы повышения эффективности образовательного процесса Изобильненского городского округа. В рамках реализации проекта за основу взяты направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения.

Цели и задачи Интернет -проекта:

  • Привлечение внимания общественности к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;
  • Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;
  • Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;
  • Обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
  • Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
  • Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информаци
  • Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды;

В рамках Интернет-проекта сотрудничество библиотеки со школой осуществляется как традиционными, так и инновационными методами:

  • организация массовых мероприятий на базе библиотеки;
  • совместная работа по определенным направлениям деятельности;
  • организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;
  • коллективное и индивидуальное информирование;
  • реализация совместных проектов.
  • интеграция читателей в библиотечное и информационное пространство.
  • создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.
  • развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.
  • развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.
  • создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.
  • изучение информационных потребностей учащихся, учителей, родителей по конкретным образовательным вопросам.
  • развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018г.

Библиографическая и информационная деятельность:

Формирование информационного банка данных;

Создание фонда справочных и библиографических пособий по образованию, архивы выполненных справок;

Составление и издание информационно-библиографической продукции по в помощь образованию;

Ожидаемые результаты:

  • Совершенствование работы в помощь образованию;
  • Формирование и предоставление пользователям новых информационных услуг;
  • Формирование информационной культуры;
  • Положительная динамика спроса изданий в помощь образованию;
  • Формирование положительного имиджа библиотек округа;
  • Демонстрация возможностей и информационные ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный;
  • Активизация сотрудничества и объединение усилий школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

Календарно-тематический план работы по проекту:

Название мероприятия

Сроки

ответственный

Час информации «Эти книги для науки

Центральная библиотека

Урок безопасности Интернета «По страницам Интернета» Все за и против» Всемирный День Интернета

Занимательный урок «Математика - простая и сложная»

Выставка-информация «Чтение - вот лучшее учение»

Городская библиотека №1

Обзор «Школьные приключения книжных героев»

Праздник «Путешествие в страну Знаний»

День знаний «Здравствуй, к знаниям дорога»

Городская библиотека №2

Библиографическая игра «Познавая тайны книжного мира»

Презентация книги А.В.Шишова«100 великих героев 1812 года»

Литературный вечер к 190-летию Л.Н.Толстого «Летописец великих событий»

литературное досье Крым в творчестве Л. Толстого

библиотека № 4 ст. Новотроицкой

урок — информация Математика - царица наук

библиографическое ревю Я познаю мир обозрение энциклопедий из серии «Я познаю мир»

Листая истории славной страницы (война 1812 года)

День открытых дверей «Открываешь книгу — открываешь мир»

Библиотека №5 села Тищенского

информационный буклет "В стране занимательных уроков"

Библиотека №11 с.Подлужное

эколого-информационный час "Природа в стихах С.Есенина"

час история " Россия вчера, сегодня,завтра"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

день открытых дверей "Экология- веление времени"

день открытых дверей "Здоровое поколение- богатство России"

Книжная выставка. «Здравствуй, школа!»

библиотека №15 х. Спорного

Часы информации.

  1. Учение с увлечением.
  2. День знаний - праздник долгожданный.

громкие чтения с обсуждением

«Читаем вместе, читаем вслух» - рассказы Л.Толстого (к 190 летию со дня рождения).

Час новой книги «Книга тайна, книга - клад, книга - лучший друг ребят».

Библиотечный урок «Компас в книжном море»

Посвящение в читатели «Девчонки и мальчишки, читаем вместе книжки!»

беседа по книге Л.Н. Толстого "Детство» "Счастливая, невозвратимая пора

литературный перекресток «Сложеницын и вся Россия» (100 лет со дня рождения)

библиотека №22 п.Солнечнодольск

этикет-игра «Учимся общению»

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» «Путешествие в страну знаний»

Социологическое исследование «Читающая молодежь»

Библиотечный урок «Библиотека для поколения NEXT» (о проблемах чтения молодежи, о будущем книг и библиотек)

Выставка-путешествие «Мир знаний открывает книга»

Беседа по культуре чтения «Хорошие книги - друзья навсегда!

Библиотечный урок, выставка «Русской речи государь по прозванию «словарь.»

Библиотека №24 ст.Филимоновской

Беседа викторина «Путешествие в страну знаний»

Обзор книжной выставки «Как хорошо уметь читать.»

Региональный компонент

Час информации «Край ты мой единственный»

Городская библиотека №1

Викторина «Люби и знай свой край»

Час информации «На благо мира на Кавказе»

Городская библиотека №2

информационный обзор литературы "Родное Ставрополье"

Библиотека №11 с.Подлужное

день памяти "Мы за мир, мы против террора"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

чтение стихотворений поэтов - земляков "Привет тебе, мой край родной"

Библиотека №21 ст.Новотроицкой

часы краеведения «Без краеведения нет памяти, без памяти- нет будущего

Библиотека №23 ст.Каменнобродская

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» « Три страницы о Ставропольской столицы »-

Видео-презентация «Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.» (подведение итогов Интернет-проекта)

Центральная библиотека

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание

На Земле есть три главные ценности – это хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, и книга, чтобы не заканчивалась связь времен.
Во все времена книга была и остаётся одним из лучших средств воспитания человека. Сегодняшний мир иной. В современной России меняется способ приобщения людей к культуре: идёт вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации.

Начну с факта, которым поделилась со мной знакомый библиотекарь. По случаю столетия со дня рождения Агнии Барто библиотекарь пришла в первый класс, чтобы рассказать детям об этом поэте. Предварить свой рассказ она решила игрой «Начинаю – продолжайте». С полной уверенностью, что школьники хорошо знают стихи Барто и будут отвечать хором, она начала: «Наша Таня громко плачет…». Но вопреки ожиданиям, хора не последовало. Недоумевая, библиотекарь произнесла строчку другого стихотворения: «Уронили Мишку на пол…». Класс продолжал молчать. «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу…». Никто не подхватил и эти строки.

Ведь беда не в том, что ребёнок, доживший до семи лет, не знает строк Барто, а в том, что он не пережил вместе с этими четверостишиями жалости к упавшему Мишке, у него не возникло нравственного импульса вылечить его, прижать к себе, утешить. Он не испытал того, что испытала я, вспоминая свои первые читательские впечатления, связанные со стихами Агнии Барто. Сейчас я поражаюсь, какое богатое содержание я вкладывала тогда в эти простенькие стишки.

Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Своё участие в этом процессе я, как учитель, вижу в создании благоприятных условий для духовного становления юного читателя, приобщения его к чтению. Это создание единого читательского пространства при продуктивном взаимодействии школы, библиотеки, семьи. Мои нынешние ученики – выпускники начальной школы. По итогам прошлого учебного года мой класс признан победителем в номинации «Самый читающий класс» лицея. Предыдущий выпуск занял первое место в городском конкурсе «Самый читающий класс» среди 6 – х классов.

С чего же я начинаю работу с каждым новым составом учащихся по формированию читательской активности? С исследования воспитательного потенциала семьи, в которой воспитываются дети. На родительском собрании я провожу анкетирование родителей, которое позволяет выявить, какое место занимает чтение в семье, имеются ли домашние библиотеки, существуют ли традиции семейных чтений, читательские предпочтения родителей для детского чтения.

Основная масса родителей моего класса делала выбор в пользу классической литературы. Это очень важно: чем выше уровень читаемого произведения, тем выше и значение чтения. Всё самое светлое, чистое, высокое и человечное в человеке зарождается первоначально с голоса читающей матери, а позже – в самостоятельном чтении.

Таким образом, во многих семьях моего класса изначально были созданы условия для успешного формирования ребёнка – читателя. В.А.Сухомлинский утверждал: "Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».

Первым помощником в приобщении моих учеников к чтению стала центральная детская библиотека. С этой целью была разработан проект «Талантливые читатели», который реализуется в тесном контакте с библиотекарями ЦДБ, с родителями. Проанализировав возможности школьных программ, изучив современные технологии, мы выстроили систему работы по формированию активного читателя.

Проект «Талантливые читатели» включает:

  • Часы общения с книгой.
  • Разнообразные формы занятий по внеклассному чтению: занятие – праздник, читательская конференция, устный журнал, литературная гостиная, литературный ринг.
  • Библиотечно-библиографические часы с использованием мультимедийных технологий.
  • Экскурсии и посещение книжных выставок.
  • Конкурсы сочинений и рисунков.
  • Конкурсы «Лучших читателей года».
  • «Школа дедушки Краеведушки».
  • Конкурс читательской симпатии «Моя любимая книга».
  • Курс «Закон изучают малыши». «Я и мои права».
  • Кружок «Юные помощники библиотеки».

Талант читателя начинается с таланта библиотекаря. Библиотекари ЦДБ Бань О.Н., Кондратьева Л.Г., Лыкова И.А., Рихтер Т.Г. и Солдатова Н.А. виртуозно владея методикой воспитания читательского таланта, находят новые пути к читателю, думают о завтрашнем дне России, её духовном богатстве и интеллектуальном потенциале. Их занятия в рамках проекта «Талантливые читатели» отличались неординарностью подходов и решений, были направлены на рекомендацию лучших книг без назидания и на пробуждение желания у ребёнка читать хорошее, а не плохое. В лице библиотекарей я обрела единомышленников по формированию души ребёнка, предоставлению пищи для ума и сердца.

Эта кропотливая работа обеспечила положительные результаты. Наш бесспорный приоритет в продвижении чтения – оригинальные книжные выставки. Красиво, ярко оформленная выставка всегда привлекает внимание детей. Дети посетили очень много обзорных выставок. Это выставки к 80-летию В.Бианки, к 100-летию А.Линдгрен («Волшебница из Стокгольма»), «Моя Хохотания» (к 55-летию Н.Носова), «Что лежит в портфеле?», «Чудеса со всего света», «Из глубины веков», «Лесная азбука», «В гостях у сказки», «Королевство приключений», «Нет книги популярнее на свете», «Листая книжные страницы – мы путешествуем по краю», «Я выбираю здоровье», «В начале жизни школу помню я», Книжные выставки-диалоги сопровождаются рекомендациями и обзорами новых периодических изданий. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Дети познакомились с творчеством Б. Житкова, В. Чаплиной, Е. Пермяка, А. Линдгрен, С. Маршака, Э. Успенского А. Толстого, М. Пришвина, С. Михалкова. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве». Дети с удовольствием принимают участие в выставках, которые создают сами. Это выставки – настроение. Мы предлагаем поставить на неё книги, которые соответствуют заданным вопросам.

Эту книгу…

  • Я перечитываю часто…
  • Открыла для меня мама (папа, бабушка)…
  • Читаю, когда мне грустно, весело, одиноко, хочу поразмышлять…
  • Всегда смеюсь, когда читаю…
  • В этой книге узнаю себя и своих друзей…
  • Читаю, чтобы лучше понять родителей…

В рамках этой выставки «Такие разные детские книги» состоялся конкурс «Реклама книги», где детям нужно было, как можно интереснее рассказать о любимой книге.

Не всякий читатель удостоится персональной выставки! Поэтому выставка – бенефис стала наградой и поощрением для активных детей, которых отличают разносторонние читательские интересы и широта кругозора. Такие выставки – хорошая реклама для всех остальных – ведь дети скорее прислушаются к рекомендации сверстников.

Познавательный час «Саамы – олений народ», викторины «Краеведческий калейдоскоп» и «Чахкли на поле чудес», час фольклора «Игры и игрушки северных народов», литературный час «Сказ об Октябрине Вороновой», час информации «Пешеходные прогулки по Мончегорску, поездка на родину саамов – село Ловозеро, посещение Лапландского заповедника в рамках программы «Школа дедушки Краеведушки», способствовали введению растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его жизнь. Свои впечатления дети оформили в виде сочинений «История моей улицы», «Родина саамов», «По заповедным тропам».

Участие в программе «Закон изучают малыши» позволило детям прочитать много произведений различных жанров, где нарушались права литературных героев. Занятия способствовали развитию личности, проводились в групповой форме, дети объединялись по интересам, готовили творческие задания, инсценировки.

Мои дети – активные участники литературных праздников «Весёлый день с Сергеем Михалковым», «Мы все из Лённеберга» (к 100-летию А.Линдгрен), «Как-то раз под Новый год», «О братьях наших меньших», «В гостях у домовёнка Кузи».

Очень интересно прошёл конкурс «Новые приключения барона Мюнхгаузена». Прочитав истории Р. Э. Распэ о самом честном человеке на свете – Бароне Мюнхгаузене, мальчики решили посоревноваться с ним в честности, и рассказали свои, совершенно правдивые истории.

Помощником в развитии творческой активности моих четвероклассников выступил Кир Булычёв, любимый детьми писатель, известный им по серии книг об Алисе, гостье из будущего. Детям понравился парад планет, созданных ими и представленных в проекте «Тайны новых планет».

Читательская конференция в форме турнира литературных героев по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (по произведениям Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» и И.Пивоваровой «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 «А» класса») способствовала развитию самостоятельности, кругозора, предоставила возможность ребёнку самореализоваться как грамотному читателю.

Праздник «Восьмое чудо света», посвящённый Дню Матери, подарил радостное настроение, заряд бодрости всем, кто принял участие в его проведении. В этот прекрасный день добрые слова самому близкому человеку посвятили постоянные читатели библиотеки, четвероклассники, пришедшие на праздник вместе со своими мамами. Дети и их мамы узнали об истории проведения праздника в России и других странах, о традициях празднования Дня Матери. А с каким трепетом, с каким волнением, с какой любовью детьми, участниками городского конкурса компьютерного творчества «Весёлая семейка», выполнены презентации, посвящённые самым близким им людям.

В третьем классе был создан кружок «Юные помощники библиотеки». Лидеры чтения выступают с сообщениями о прочитанном, проводят обсуждения книг, знакомят с новинками художественной литературы.

В конце учебного года в библиотеке проходит награждение самых активных читателей в разных номинациях: «Самый активный читатель», «Самый внимательный читатель», «Самый вдумчивый читатель». Число таких читателей с каждым годом становится всё больше.

Несомненно, формирование человека читающего невозможно, если таковой не является его семья. Именно в лице родителей я обрела надёжных помощников, углубляющих любовь к книгам и самостоятельному чтению. Я познакомила родителей с основными идеями проекта «Талантливые читатели». Каждому родителю был вручен красочный буклет о детской библиотеке, были даны советы и рекомендации в выборе литературы для домашнего чтения. Родительским активом класса создана книга «Как приучить ребёнка к чтению» (советы для родителей). Каждой семье вручена специальная памятка «Научите ребёнка любить книгу». С участием родителей в классе создан уголок внеклассного чтения, в котором оформляются книжные выставки, дан рекомендательный список, советы читателю.

Сейчас я с уверенностью могу сказать, что результат трёхлетней работы не прошёл даром, мои ученики читают, читают с удовольствием. Подтверждением моих слов являются результаты микроисследования, проведённого членами научного общества «Юный эрудит». По результатам анкетирования книга занимает достойное место в перечне ежедневных досуговых занятий учащихся моего класса. В их духовной жизни не преобладают мультики и комиксы. Нравственные ориентиры, изложенные в художественной литературе, являются основой духовного роста моих учеников. Такая форма совместной работы библиотеки, школы, семьи оказалась эффективной и продуктивной, велась работа планомерно, организованно и целенаправленно в течение четырёх лет обучения детей в начальной школе и способствовала развитию личности ребёнка, обеспечивала поддержку духовной жизни ребёнка. В наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Использованная литература :

  1. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006
  2. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения.//Модылевская Г.И. – Начальная школа. – 1997. – № 5
  3. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.