Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на Согласовано Утверждаю

Заседании МО «___»___________2016г «___»_________2016г

Протокол №______от Зам.директора по УВР Директор школы

«___»___________2016г ________/Холодова И.Н./ _________ Юрганова Е.Е.

_______/____________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Специального курса

«Школа выживания»

Уровень обучения: среднее общее образование

Классы: 10-11

Количество часов: 34

Учитель: Руденко Елена Владимировна

Могоенок, 2016г

Пояснительная записка

Программа специального курса по основам безопасности жизнедеятельности «Школа выживания» составлена на основе комплексной программы ОБЖ для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

Реализация рабочей программы обеспечивается нормативными документами: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования по ОБЖ, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089. - Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» комплексная программа 10 – 11 классы, под ред. А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2012 г.

Основная образовательная программа среднего общего образования, (Учебный план МБОУ Могоеновская СОШ на 2016 – 2017 учебный год.)

Учебники включенные в федеральный перечень, рекомендованные к использованию при реализации программы среднего общего образования, утвержденный приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004г.

10. 11 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

«Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2012 г.

Место курса в учебном плане

Согласно ООП СОО, учебному плану на 2016-2017 учебный год, данная рабочая программа предполагает обучение в 10 - 11 классах в объеме 34 часов в год (1 час в неделю). Специальный курс «Школа выживания » расположен в учебном плане в части школьного компонента в образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» и преподается исходя из запросов и потребностей учащихся и их родителей (законных представителей). В связи с малой накопляемостью специальный курс ведется в объеденении 10 и 11 класса.

Курс является межпредметным: наряду со сведениями по правилам поведения в ЧС в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов естественного цикла. Направление курса – развивающее. Прежде всего, он ориентирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, а также на приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации.

Программа «Школа выживания» ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.

Новизна программы заключается в том, что курс ОБЖ в общеобразовательной школе практически не дает представления, как вести себя человеку в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или антропогенного характера. Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.

Задачи:

1. Обучающие:

Формирование у учащихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;

Обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;

Обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии, России и мира;

2. Воспитательные:

Воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных
на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

Формирование организаторских навыков работы в коллективе.

3. Развивающие:

Развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации.

Методы и формы работы.

Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).

Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),

Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).

Ожидаемый результат.

В результате прохождения программного материала учащиеся должны

Знать:

Что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);

Типичные растения и животные в природе, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

Свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;

Понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.

Уметь:

Подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

Определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;

Выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

Правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном
природном окружении.

Способы проверки результатов усвоения программы:

Практические работы

Участие в соревнованиях (поисково-спасательные работы).

Проведение конкурсов и викторин по изученному материалу.

Количество часов

практика

Автономное существование

Пожарная безопасность

Чрезвычайные ситуации природного характера, действия в этих ситуациях

Итого

Календарно – тематическое планирование

Дата проведения

1. Автономное существование

Понятие об автономном существовании человека

Понятия, факторы выживания, обеспечение выживания в условиях автономии

План действия

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия

Ориентирование на местности с помощью компаса

Определение азимута

Ориентирование на местности с помощью компаса (практика)

Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута.

Работа с топографической картой

Ориентирование по природным явлениям

Ориентирование по природным явлениям, местным признакам, звездам

Ориентирование на местности (практика)

Определение времени суток.

Сигналы бедствия

Подача сигналов бедствия, международный код (схема, подручные средства)

Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года

(практика) устройство жилища

Возведение временного устройства жилища из подручных средств

Добывание огня

Способы добывания огня

Добывание огня (практика)

Добывание огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Трение», «Лук и бурав»

Добывание воды

Водообеспечение. Питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах.

Правила добывания пищи в условиях автономного существования

Добывание пищи

Охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения.

Добывание еды в лесу, тундре

Приготовление пищи в условиях вынужденной автономии

Лечение заболеваний

Лекарственные растения и способы их применения

Первая помощь при заболеваниях

Оказание первой помощи и самопомощи

Практическое занятие «Вынужденная автономия»

Решение задач по выживанию в природной среде

2. Пожарная безопасность

Пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара

Первичные средства пожаротушения

Тушение водой, песком, огнетушителем

Огнетушитель

Устройство, правила пользования огнетушителем.

Технические характеристики.

Природные пожары

Причины, правила действия в случае пожара.

3 . ЧС природного характера

ЧС геологического происхождения

Правила действия при землетрясении, извержении вулкана

ЧС Метеороло-гического происхождении я

Правила действия при резких изменениях погоды, гроза, ливень, буря…

Гидрологические ЧС

Правила действия при наводнениях, затоплениях, цунами

Практическое занятия «Отработка действий в случае ЧС

Занятие по группам 1. Наводнение 2. Землетрясение 3. Гроза застала в лесу

4. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

Психика человека

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека

Стрессовые состояния

Стресс. Условия возникновения стрессового состояния. Пути повышения психологической устойчивости человека.

Саморегуляция

Психофизические основы саморегуляции, основные приемы.

Волевое самовнушение

5. Начальная туристская подготовка

Снаряжение туриста

Снаряжение индивидуальное и групповое

Палатка туриста

Устройство палатки, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство места

Туристские узлы

Вязание узлов, название, применение

Земля – наш дом

Правила "захоронения" бытовых отходов - после нас - чище, чем до нас. Правила общения с дикими животными

Материально-техническое обеспечение:

Литература для учителя

Литература для учащихся

Интернет-ресурсы

1.Учебники 10.11класс «Основы безопасности жизнедеятельности:

А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.- М: Просвещение, 2013.

1 Комплексная программа ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы: кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов; Б.О.Хренников 2012год.

2. сборник элективных курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Н. Каунов «Учитель» 2009г

3.10-11 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2011. .

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во: «Просвещение», 2007

1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.


Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

РЕКОМЕНДОВАНО решением Педагогического Совета

МБОУ «СОШ № 90»

Протокол № _____

от «____» ___________2015г .

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 90»

И.Э.Харламова

«____»________________2015г.

«____» _____________________ _____________________ М.В.Томилова «____» ____________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Школа выживания»

(1год обучения)

(возраст детей 11-16 лет)

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ № 90»

Гузняев Д.Ю.

Северск

2015

1.Пояснительная записка

Программа «Школа выживания в экстремальных условиях» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить обучающихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.

Программа предусматривает широкий подход в изучении природы Томской области, России и мира, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.

Одной из основных форм является туризм и краеведческая работа на местности. Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы как средств выживания.

Новизна программы заключается в том, что курс ОБЖ в общеобразовательной школе в основном рассчитан на изучение теории, без применения полученных знаний на практике, что не дает достаточного представления, как вести себя человеку в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или антропогенного характера. Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.

Программа включает в себя несколько блоков:

1. Туризм, как средство познания окружающего мира.

    Знания о природных факторах и ресурсах.

    Медицинская, психологическая и физическая подготовка.

4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах.

Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские походы, экспедиции.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений, знаний и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.

Задачи:

1. Обучающие :

Формирование у обучающихся системы знаний о законах и закономернос-тях, действующих в живой и неживой природе;

- обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных
условиях;

Обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии Томской области, России и мира;

- закрепление знаний по картографии, экологии.

2. Воспитательные :

- воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных
на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

- формирование организаторских навыков работы в коллективе.

3 . Развивающие :

- развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и
вероятный анализ, который обучающиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам с раннего возраста обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации. Программа объединяет в себе материал по различным школьным предметам: биологии, химии, физике, географии, ОБЖ и физической культуре, а это вызывает интерес более углубленного изучения вышеперечисленных предметов.

Программа рассчитана на обучающихся 9 -15 лет.

Сроки реализации 1 год, с перспективой расширения знаний по изученным темам и накопленному опыту работы в полевых условиях.

Методы и формы работы.

Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).

Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),

Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество учебных часов: 144 .

Ожидаемый результат.

В результате прохождения программного материала обучающиеся объединения «Школа выживания» должны,

Знать:

- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская);

Типичные растения и животных природной зоны области, факторы укрепляющие и ослабляющие здоровье человека;

Свой организм: как он устроен; о гигиене туриста; правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе; заболевания, характерные для природных условий своей местности;

Понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в з акономерности природы различных областей.

Уметь:

Подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

Определять типичные виды растений и животных области по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;

- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи
при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно
брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь
утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные,
плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном
природном окружении.

Способы проверки результатов усвоения программы:

Участие в соревнованиях туристов (поисково-спасательные работы).

Проведение конкурсов и викторин по изученному материалу.

Проведение родительских собраний.

Подготовка отчетов о проведении походов, экспедиций.

Контроль администрации учебного учреждения.

2.Учебно-тематический план.

п/п

Всего

Теория

Практика

Начальная туристская подготовка

72

18

54

Турист - друг природы

Техника передвижения

Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях

Способы поиска воды и пищи

Физическая, медицинская и психологическая подготовка

Специальная туристская подготовка

Автономное выживание в экстремальных ситуациях

72

20

52

Что такое «выживание»?

Выживание в полярных условиях

Выживание в горах

Выживание в тропиках

Выживание в условиях умеренного климата

Выживание в пустыне

Выживание в море

природного характера

Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера

2.10

Безопасность в городе и домашней среде

3.Содержание изучаемого курса

1-й раздел: Начальная туристская подготовка (72 часа).

Цель:

Формирование знаний о природе как взаимосвязанной системе, формирование туристских знаний и умений природопользования (туристского, рекреационного природопользования), заинтересовать детей поисково-познавательной деятельностью и развивать у них творческую активность.

Задачи:

1. Развивать знания о человеке и его месте в природе как особого объекта.

2. Формировать навыки и умения автономной работы в природе. Сформировать понимание зависимости степени воздействия на окружающую среду от видов туризма и типа туристского природопользования, привитие эколого- туристских навыков и умений, поведенческих навыков (жизнеобеспечивающих, рекультивационных и побочного природопользования).

3. Формирование навыков и умений работы с планом и картой, ориентирования на
местности.

4. Физическую, медицинскую и психологическую подготовку и подготовку туристкой
технике проводить с учетом программных требований по физическому воспитанию и в оз-растных особенностей.

Методы и формы проведения занятий:

Теоретические : беседа с демонстрацией иллюстративного материала и моделей.

Практические занятия в помещении и на местности : наблюдения, работа с измерительными приборами, экскурсии-практикумы по описанию объектов природы. Игровые формы (игры с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы и сюжетно-ролевые игры).

Краткое описание тем и теоретических и практических занятий

    1. Турист - друг природы

Туризм - массовая форма активного отдыха и оздоровления, как вид спорта. Виды туризма. Влияние пешеходного туризма на окружающую среду. Как туристы познают окружающий мир. Какие туристские и краеведческие должности и поручения бывают.

Что такое "экология"? Что такое окружающая среда. Зачем туристу изучать экологию. Как разные виды туризма влияют на окружающую среду. Участие туристов в деле охраны природы.

Практическая работа: подбор иллюстративного материала о растениях и животных области (для альбома, реферата), организация выставки книг, распределение туристских и краеведческих должностей и поручений. Организация наблюдений за природой.

    1. Техника передвижения

Выработка техники передвижения в различных условиях местности, движение в одиночку и групповое.

Понятия: темп, ритм, специальные команды при групповом движении.

Практическая работа: поход с преодолением различных препятствий.

Наблюдение за природой и оформление материала по наблюдению. Оформление альбома "Туристу на заметку" (страница "Растения и животные из "Красной книги" Томской области"). Экскурсия-практикум по изучению среды обитания растений и животных (или поход).

    1. Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях

Что взять с собой в поход. Снаряжение туристов. Палатка - дом туриста: ее устройство, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство места. Укрытия и их типы. Как правильно выбрать место для костра и обустроить кострище. Правила пользования костром в туристском походе. Правила "захоронения" бытовых отходов: после нас - чище, чем до нас. Правила общения с дикими животными.

Практическая работа: подборка материала и оформление альбома "Туристу на заметку" (о лекарственных растениях, их нужно знать - они ядовиты).

    1. Основы ориентирования на местности

План школы, школа на плане города. Какие бывают карты. План местности, топографическая карта, туристские карты. Карта спортивного ориентирования (первое знакомство). В мире ориентиров. Компас. Топографические знаки и их назначение. Ориентирование на местности по карте и местным признакам.

Практическая работа: топографический диктант, работа с планом класса и школы, определение по компасу сторон горизонта, игры на местности по карте.

    1. Способы поиска воды и пищи.

Поиск воды является первоочередной задачей для существования в автономных условиях. Источники воды, типы водных ландшафтов. Способы добычи воды из атмосферы.

Охота, рыбалка, приготовление и заготовка пищи в экстремальных условиях. Растения - враги и друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы. "Красный сигнал" - осторожно, ядовиты! Универсальный тест на съедобность.

Практическая работа: экскурсия-практикум по изучению и сбору гербария лекарственных растений "Зеленая аптека". Наблюдение за природой, оформление материалов наблюдения.

1.6. Физическая, медицинская и психологическая подготовка.

Адаптация человека к климату умеренного пояса. Меры профилактики простудных заболеваний, гриппа, авитаминоза. Сезонность заболеваний. Здоровье и болезни школьников. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека в природных условиях своей области. Влияние (косвенное и прямое) загрязненного воздуха, воды, почв на организм человека. Профилактика современных заболеваний. Специальные физические упражнения. Психология выживания.

Практическая работа: оказание первой медицинской помощи в природных условиях.

1.7. Специальная туристская подготовка

Подготовка к соревнованиям по туристской технике и поисково-спасательным работам.

Практическая работа: тренировки в спортивном зале и природных условиях.

2-й раздел: Автономное выживание в экстремальных ситуациях (72 часа).

Цель:

Сформировать понятие адаптации человека к условиям автономного существования в природе, научить детей применять практические навыки выживания в различных ландшафтах и городском цикле, сохранении и улучшении здоровья человека.

Задачи:

Развивать знания о человеке и его адаптации к климату умеренного пояса, роли
рекреационной (туристско-краеведческой) деятельности в укреплении здоровья юного тури-ста.

Дальнейшее развитие навыков природного выбора в различных климатических
условиях, применение правил и умений по выполнению норм и правил рекреационного при-родопользования.

Развивать навык выживания в любых условиях, а также привить цель не только
выжить, но и помочь выжить другим.

Показать роль спортивного туризма, спортивного ориентирования в развитии
личности, в оздоровлении.

Краткое описание тем, теоретических и практических занятий

2.1. Что такое «выживание»?

Дать понятие «выживание», а также рассказать, какие мероприятия необходимо выполнять для успешного выживания.

2.2. Выживание в полярных условиях.

Полярные области, передвижение в полярных условиях, типы укрытий, особенности разведение огня и приготовление пищи, добывание воды и пищи в условиях холодного климата.

Практическая работа: однодневный зимний поход.

2.3. Выживание в горах.

Горные походы: климат и местность. Способы ориентирования в горах. Передвижение по горной местности. Опасность ледников и лавин. Специальные альпинистские приемы. Узлы и спецснаряжение.

2.4. Выживание в тропиках.

Тропическая природная зона, передвижение по джунглям, советы по одежде для походов в тропики. Лагерь и укрытие, поиск воды и пищи в тропических условиях. Опасные растения и животные.

Практическая работа: однодневный поход.

2.5. Выживание в условиях умеренного климата.

Умеренный климат. Особенности географии Томской области. В данном разделе главное место отводится походам по территории района (практика).

2.6. Выживание в пустыне.

Высокие температуры и недостаточное количество осадков, вода в пустыне и способы ее добычи. Одежда для путешествий. Растительная и животная пища. Опасности. Способы построения укрытия в пустыне.

Практическая работа: добыча воды в трудных условиях.

2.7. Выживание в море.

Как избежать паники при аварии на воде? Выживание в воде. Спасательные средства и их содержимое. Сигналы бедствия. Добыча воды и пищи.

Практическая работа: составление памятки спасения на воде и льду.

2.8. Выживание при чрезвычайных ситуациях природного характера и меры по спасению .

Смерчи, ураганы, штормы. Сильный снегопад и оледенение. Гроза. Лесные пожары. Землетрясения и извержение вулканов. Засуха.

Практическая работа: тренировки по спасательным работам (использование средств связи, знаки и сигналы спасения, действия поисковой партии).

2.9. Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера, аварии на химических и других опасных предприятиях.

Взрывопожароопасные предприятия. Радиационно и химические опасные предприятия. Инженерная защита населения. Действия населения по сигналам оповещения.

Практическая работа: использование подручных средств для защиты кожи и органов дыхания от поражающих факторов при авариях на радиационно и химически опасных предприятиях.

2.10. Безопасность в городе и домашней среде.

Безопасность на дорогах, в общественном транспорте, в домашней среде, при террористических актах.

Практическая работа: составление памяток выживания в разной среде.

В результате освоения программы обучающиеся должны:

1. Туризм, как средство познания окружающего мира

Знать:

    что такое поход, загородная поездка;

    снаряжение туриста (пеший поход выходного дня);

    состав медицинской аптечки;

    экологически "чистый" бивак, правила его оборудования;

    самодельное туристское снаряжение, способствующее охране окружающей природной среды;

    правила разведения костра и различные способы добывания огня в туристском походе;

    правила хождения по равнинным участкам;

    правила и приемы спуска и подъема по склонам;

    понятия: план школы, города и его окрестности, местность, масштаб;

    понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская);

    условные знаки плана, топографической карты, спортивного ориентирования (отдельные знаки);

    правила ориентирования по местным признакам;

- устройство компаса и приемы работы с ним.
Понимать:

Воздействие туристского снаряжения (кострового и бивачного снаряжения) и оборудования на природу;

- что неправильное (т.е. экологически безграмотное) передвижение туристов, отдыхающих на местности - причина разрушения природных ландшафтов;

Что правильно выбранное личное снаряжение и медицинская аптечка – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья;

- назначение плана местности и различных карт для туриста, роль плана, карты в деле охраны природы;

- влияние занятий по спортивному ориентированию на оздоровление, развитие наблюдательности и кругозора.

Уметь:

- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий;

- правильно оборудовать кострище и пользоваться огнем в туристском походе;

- правильно выбирать место спуска и подъема по склонам разного типа, спускаться и подниматься по склону;

Выполнять правила хождения по равнинным участкам леса (хвойным, лиственным, смешанным), по лугу и болоту;

- работать с планом и топографической картой;

- выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

Работать с компасом: определять стороны горизонта, ориентироваться на местности.

2. Знания о природных факторах и ресурсах

Знать:

- многообразие растений и животных леса, луга;

Типичные растения и животные природной зоны области;

Редкие и исчезающие растения области;

- факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своей природной зоны).

Понимать:

- значение леса, луга, водоема в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и туризме;

- влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);

- влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Уметь:

- определять типичные виды растений и животных области по внешнему виду;

- определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков;

- приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания.

3. Медицинская и психологическая и физическая подготовка

Знать:

Свой организм - как он устроен;

О гигиене туриста;

Правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе;

Заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры их профилактики;

- заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды;

- особенности медицинской и физической подготовки юного туриста;

- ядовитые и несъедобные растения и грибы своего края.
Понимать:

Влияние условий окружающей среды на здоровье человека;

- необходимость в сохранении "чистоты" среды обитания человека для сохранения его здоровья.

Уметь:

- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях и ожогах в природных условиях (в походе, при отдыхе на природе);

- определять ядовитые, несъедобные растения и грибы;

- обеззараживать и очищать питьевую воду в природных условиях.

4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах

Знать:

    понятие о природных зонах и ландшафтах;

    особенности выживания в автономных условиях;

    закономерности природы различных областей.
    Понимать:

    что правильно выбранная норма поведения снизит нагрузку на природу;

    длительность периода "заживления ран", нанесенных природе туристами (кострища).
    Уметь:

    правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года;

    правильно выбрать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях;

В походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов;

Собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;

Объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

Список литературы для детей

1. Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.- М.: ЦДЮТур, 1996.

144 с.

2. Планета - наш дом: учебник - Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. /
Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. - М.: Лайда, 1995. - 228 с.

3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М: Прогресс, 1983. - 273 с.

4. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник АсЭКО-1994-вып. 3-4-С. 3-7.

    Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. - М.: 1998.

    Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: "Просвещение", 1980. - 108 с.

    Минделевич С. Пора в поход! - М.: "Молодая гвардия", 1985. - 180 с.

Список литературы для педагога

    Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под редакцией Т. Тимошина

Барышева Ю.А.

2. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ, 1997. - 104 с.

3. Плешаков А. А. Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"
Вестник образования - 1993. - № 6 - С. 72-80.

4. Плешаков А.А. Программа "Природа и мы" (4 класс).
5. Плешаков А.А. Экология для младших школьников - М.: Просвещение, 1995. - 45 с.

6. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас - определитель по природоведению и экологии
для учащихся нач. кл. - М.: Просвещение, 1998. - 224 с.

7. Поломис К. Дети в пионерском лагере. -М.: "Профиздат", 1989. - 143 с.

8. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 1997. – 144 с.

Что сильнее всего может сплотить семью? Что остается в воспоминаниях детей и взрослых? Конечно, приятные, веселые, добрые моменты проведенные вместе! Семейные праздники и традиции помогают создать ценную «копилку» воспоминаний, которая останется с каждым на всю жизнь. Часы, проведенные с ребенком за совместными делами закладывают те самые традиции , на которых потом, в более взрослом возрасте строятся уважение, доверие, искренность, помощь детей своим родителям, взаимопонимание в семье. Семейные с мероприятия-фундамент прочных отношений и большой вклад в развитие ребенка. Именно в семье у ребенка закладывается модель его собcтвенной будущей жизни.

Как давно вы играли с детьми в совместные игры, становились частью семейной истории, вовлекались в интересы своих детей и их друзей, при этом отдыхая сами? На этих выходных у вас есть такая возможность!

Присоединяйтесь к нам и проведите незабываемые выходные, отвлекитесь от будней текущих дел!

Мы приготовили для вас предложение, которое большинство родителей не оставит равнодушным!

Семейный лагерь одного дня от проекта «Федерация» - это возможность провести увлекательный и незабываемый день в команде инструкторов Школы выживания, обучившись преодолению опасностей в дикой природе и современном городе! Но это не только выживание физическое, ведь не так часто мы остаемся один на один в совсем дикой природеJ. Выживание - это прежде всего набор действий, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях стресса и неопределенности.

Так же на программу принимаются дети без родителей, наши вожатые на один день смогут заменить любящих мам и пап, ведь такое упускать не стоит!

Итак, на нашей программе одного дня «Федерация» мы научимся:

  • Разведению огня без спичек
  • Постройке временного убежища
  • Определять следы животных и человека
  • Вязать различные узлы
  • Добывать воду
  • Справляться со стрессом
  • Уметь согреваться или наоборот охлаждаться в зависимости от экстремальных погодных условиях
  • Обрабатывать раны и оказывать первую медицинскую помощь без медикаментов!
  • Справляться с голодом (но есть мы будемJ)

И так как наше путешествие приурочено к 23 февраля, мы потренируемся в сборке и разборке автомата и даже научимся ходить по минному полю!

Отличный подарок на 23 февраля-как родителям, так и детям!

Где : тренировочная база «Академии Выживания» (Руза)

Время встречи у автобуса: 9.30

Время приезда обратно в Москву: ориентировочно в 19.00

Питание на базе: походное+всегда горячий чай с вкусняшками!

Кто проводит занятия: профессиональные инструктора «Академии Выживания» и проекта «Федерация» сайт

Немного о тренерах : Академию Выживания возглавляет Колесников Дмитрий Викторович, черный пояс 2-й дан по таэквон-до, кандидат в мастера спорта по самбо, экс - капитан сборной г. Москвы. Руководитель отделения Рукопашного боя и акробатики Рос Центра Каскадеров "ТРЮК", постановщик трюковых сцен. Человек, чья харизма и опыт покоряет с первых минут знакомства!

Собравшись у автобуса на станции метро Мякинино, отметившись в списках у сопровождающих, отправляемся в настоящее приключение! Внешний вид и полная экипировка - походно-спортивная, ведь, уже с первых минут по прибытию нас ждет насыщенная программа!

Управление образования Большесосновского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большесосновская средняя общеобразовательная школа»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Протокол заседания решение педсовета протокол № 1

методического объединения Директор МБОУ

«Большесосновская СОШ»

учителей физической культуры и ОБЖ ______________ _ ___________ О.А. Лискова

от ____ 2 015 года

_______ Бурдин Г.М.

I ! "

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Школа выживания»

Уровень обучения (класс): 10 классы

Количество часов: 34

Учитель: Баранов Владимир Евгеньевич

Программа разработана на основе «Программы курса ОБЖ

для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений

Пособия: Волович, В. Г.

Волович, В. Г.

С. Большая Соснова 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Место курса в образовательном процессе.

В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки поведения при попадании в экстремаль ные и чрезвычайные ситуации.

Курс «Школа выживания» является межпредметным: наряду со сведениями по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла.

Направление курса - развивающее. Прежде всего, он ориентирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, а также на приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации.

    Цели и задачи.

В процессе работы по изучению данного курса решаются следующие задачи:

    воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства:

    развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного социального характера в современных условиях жизнедеятельности.

    освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

III. Содержание курса.

Структурно программа состоит из трех разделов.

Раздел 1: Автономное существование

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования. Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута, ориентирование по звездам, по природным явлениям. Определение времени дня. Подача сигналов бедствия. Оборудование жилища. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.

Раздел 2: Пожарная безопасность

Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара дома. Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый). Причины возникновения лесных в природных условиях. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях

Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного

характера нашего региона, действия в этих ситуациях

Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.

Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях. „

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

IV. Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.

С л овесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

V. Литература.

    Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.: Толк, 1995.

    Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М.: Знание, 1990.

    Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.

    Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. - М.: Воениздат, 1982.

    Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова М.: Терра, 1996.

    Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М., 1992.

    Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. - М.: Воениздат, 1990.

    Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М.: ВИМИТ, 1993.

    Справочник лекарственных растений. - М., 1999.

    Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.

    Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.

    Ожидаемый результат изучения курса.

В результате изучения курса «Школа выживания» учащийся должен

    знать:

    правила выживания в условиях автономии;

    правила выживания при ЧС;

    уметь:

    действовать при возникновении ЧС;

    действовать в условиях автономии;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

    для избегания попадания в стрессовые ситуации;

    правильных действий при попадании в ЧС.

    Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля»:

    текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам);

    тематический контроль (выполнение тестовых заданий);

    выполнение практических заданий (по разделам практики).

Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата по одной из тем.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Тема

Элементы

Требования к уровню подготовленности обучающихся

1

Авто

номное

суще

ствова

ние

Понятие об автономном существовании человека

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования

Знать основные понятия, факторы и обеспечения выживания в условиях автономии

План

действия

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия

Знать правила принятия решения и уметь разрабатывать план действия

Ориен

тирова

ние

Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута, ориентирование по звездам, по природным явлениям

Знать правила ориентирования на местности с помощью компаса и азимута

Ориентирование по звездам, природным явлениям

Знать правила ориентирования по звездам

Ориентирование на местности с помощью компаса

Уметь ориентироваться с помощью компаса

Определение

азимута

Уметь определять азимут

2

3

5

Ориентирование на местности по звездам, природным явлениям

Уметь ориентироваться по - звездам и природным явлениям

Определение времени суток

Уметь определять время суток

Сигналы

бедствия

Подача сигналов бедствия (схема, подручные средства)

Уметь подавать сигналы бедствия

Жилище

Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года

Знать различные способы устройства жилища

Устройство жилища из подручных средств

Уметь устраивать жилище из подручных средств

Добывание огня

Способы добывания огня, виды костров, разведение огня, поддержание огня

Знать различные способы добывания огня

Добывание огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Трение дерева о дерево», «Лук и бурав»

Добывание огня: «Разведение огня при помощи ремня», «Получение огня при помощи «пилы», ^Боеприпасы и порох»

Уметь добывать огонь различными способами

Добывание пищи и воды

Питание в условиях автономного существования

Знать основные правила добывания пищи в условиях автономного существования

Добывание пищи: охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения

Правила охоты и рыбалки с помощью подсобных средств

Добывание еды в тундре, лесу, приготовление пищи

Знать съедобные растения для тундры и тайги

Добывание еды в степи, лесостепи. Приготовление пищи

Знать съедобные растения для лесостепи и степи

1

3

4

5

Водообеспечение, питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах

Знать и уметь добывать воду

Лечение

заболеваний

Оказание первой медицинской помощи и самопомощи

Знать правила оказания ПМП

Лекарственные растения и способы их применения

Знать лекарственные растения

2

Пожар

ная

безопсность

Пожар

Причины возникновения пожара в помещении, правила действия при возникновении пожара

Знать причины возникновения пожара и уметь действовать при возникновении пожара

3

4

5

Средства

пожаротушения

Классификация первичных средств пожаротушения и их назначение

Знать классификацию й назначение первичных средств пожаротушения

Устройство и правила пользования огнетушителем

Знать устройство и правило пользования огнетушителем

Тушение возгорания (водой, песком, огнетушителем)

Уметь тушить возгорание

Природные пожары

Причины возникновения природных пожаров и правила действия при них. Причины возникновения природных пожаров

Уметь действовать в зоне природного пожара

Чрезвычайные ситуации природного характера

Действия при ЧС природного характера

Природные ЧС, связанные с земной корой,и правила действия при них

Природные ЧС, связанные с атмосферными явлениями, и правила действия при них

Уметь действовать при ЧС природного характера

Природные ЧС, связанные с изменением уровня воды, и правила действия при них

Уметь действовать при ЧС природного характера

Характерные природные ЧС >для нашего региона

Уметь действовать при ЧС природного характера

Психо

логия

поведе

ния

людей в экстремальных ситуациях

Психика человека в экстремальных ситуациях

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния

Знать влияние опасных факторов на психику человека

Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций

Знать методы и принципы, повышающие психологическую устойчивость

Саморегуляция

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции.

Идеомоторная тренировка: сущность и содержание

Место идеомоторной тренировки при обучении правил поведения в жизнеопасных ситуациях

Знать приемы идеомоторной тренировки

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемом саморегуляции.

Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения

Знать основы и приемы саморегуляции

КГОУ ЛИ Алтайский краевой педагогический лицей

Оздоровительно-туристический лагерь «Фадеев лог»

« Школа выживания »

Программа дополнительного образования

Составила педагог–организатор Арвачева С. В.

2009г.

«Школа выживания »

Современный человек, хорошо адаптированный к урбанизированной среде, часто оказывается совершенно беспомощным в случае необходимости выжить в природных условиях. При автономном выживании в природе человеку понадобятся не только хладнокровие и железная воля, но и определенные знания и умения для преодоления возникающих трудностей и чрезвычайных обстоятельств.

Цели и направления деятельности программы «Школа выживания»

Главной целью данной программы является адаптация школьников к условиям выживания в природной среде.

    ознакомить школьников с основными факторами стресса и опасностями, возникающими в условиях выживания в природе и способами их преодоления.

Научить способам ориентирования на местности, основным приемам выживания в природной среде;

Воспитывать инициативу, готовность к принятию самостоятельных решений;

Помочь приобрести необходимые знания для осуществления туристической деятельности;

Воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи к окружающей природной среде.

Тематический план.

Разделы

Часы

Проблемы вынужденного автономного существования

2. Подача сигналов бедствии.

3. Ориентирование на местности.

4. Определение направления и движения по азимуту.

5. Организация убежища и укрытия.

6. Костер. Основные принципы обращения с огнем.

7. Питьевой режим и добывание воды.

8. Питание и добывание пищи.

9. Организация, подготовка и проведение турпоходов.

10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

Итого

10часов

Раздел 1. Проблемы вынужденного автономного существования.

Экстремальные условия и экстремальные ситуации в природе. Факторы, определяющие успех выживания (антропометрические, природно-средовые, материально-технические, экологические). Основные факторы стресса: чувство страха, одиночество, потеря ориентировки, переутомление, голод, жажда, жара, боль и т. д., способы их преодоления. Проблемы адаптации к условиям среды. Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях.

Раздел 2. Подача сигналов бедствия.

Специальные (рация, сигнальный фонарь, сигнальные ракеты, дымовая шашка) и подручные средства сигнализации (костры, зеркальце, демаскировка местности). Подача сигналов во время передвижения. Способы сигнализации в дневное и ночное время. Международные коды сигналов на земле и сигнальные жесты.

Раздел 3. Ориентирование на местности.

Ориентирование по компасу. Пользование компасом и самодельный компас. Способы ориентирования по местным признакам. Ориентирование по солнцу (по положению в течение дня и высоте стояния, наблюдением за тенью, по часам и солнцу). Ориентирование в ночное время (по Полярной звезде, по движению звезд, по Луне).

Определение времени без часов (по солнцу, по луне, поведению птиц и растений).

Раздел 4. Определение направления и движение по азимуту.

Азимут, определение, отсчет и назначение.

Простейшие приемы измерения и оценки расстояний на местности (по карте, по скорости пешехода, глазомерная съемка).

Раздел 5. Организация убежища и укрытия.

Выбор места и типа укрытия в зависимости от особенностей местности, наличие подручных «стройматериалов». Основные требования к временному укрытию. Особенности организации убежища на равнине и в гористой местности, в лесу, в степи, в зимних условиях.

Раздел 6. Костер. Основные принципы обращения с огнем.

Выбор места для костра и устройство кострища. Исходные материалы для трута, растопка, основное топливо и его заготовка.

Типы костров и их организация (шалаш, колодец, пирамида, звезда, нодья, таежный, ночной). Виды костров и очагов (костер для обогрева, для сушки одежды, приготовления пищи, сигнальный), их особенности. Способы разведения костра без спичек, в сырую погоду, в снегу, поддержание огня и его переноска.

Безопасность у костра. Меры по предотвращению пожаров в природных условиях.

Раздел 7. Питьевой режим и добывание воды.

Водоснабжение в условиях автономии, поиск источников воды. Очистка от примесей и обеззараживание воды (изготовление простейших фильтров и опреснителей, кипячение, обеззараживание медикаментами, специальными химическими средствами и народными способами). Сбор и использование осадков. Питьевой режим на маршруте и стоянках.

Раздел 8. Питание и добывание пищи.

Правила преодоления вынужденного голодания в условиях автономии.

Съедобные ягоды, грибы, орехи. Проверка на съедобность. Лекарственные растения и их использование в природных условиях.

Добывание животной пищи (изготовление оружия, ловушек, силков и снастей, различные способы охоты и рыбной ловли). Нетрадиционная пища.

Особенности приготовления пищи в условиях автономии (при наличии и отсутствии посуды для варки). Основные правила безопасности при употреблении растительной и животной пищи. Хранение приготовленной пищи и пищевых запасов.

Раздел 9. Организация, подготовка и проведение турпоходов.

Определение идеи, цели путешествия и сроков. Разработка маршрута. Составление план-графика.

Комплектование и организация группы. Подготовка снаряжения, комплектование аптечки, составление рациона. Режим походной жизни, организация движения, чередование нагрузки и отдыха. Организация биваков, свертывание лагеря.

Личная гигиена в походе.

Формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде.

Раздел 10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

Профилактика теплового и солнечного удара. Режим пребывания на солнце и загар. Мозоли, их профилактика и лечение в походных условиях. Укусы насекомых и клещей, змей, ожоги растениями и первая медицинская помощь при них. Виды кровотечений, способы остановки. Экстренная реанимационная помощь при остановки дыхания и сердцебиения. Способы искусственной вентиляции легких, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти.

Ушибы, вывихи, растяжения, переломы и первая медицинская помощь при них. Удар молнии и меры безопасности в грозу.

Вид итогового контроля – проведение итоговой туристической эстафеты.

Во время прохождения этапов эстафеты на станциях участники отвечают на теоретические вопросы по курсу «Школа выживания».

Перечень этапов эстафеты и карточки с заданиями прилагаются.