Интерес ко всему, что связано с Римской Империей, всегда высок. Это античное государство смогло объединить в себе тысячи людей и народностей, на протяжении веков держа под контролем все Средиземноморье. Великие ученые и мудрые философы, непобедимые полководцы и железные легионы, легендарные политики и непревзойденные ораторы, искусные зодчие и опытные инженеры, честь и слава, триумф и лавровый венок — все это Вечный Город.

Падение Римской Империи в 468 году, без преувеличения, на долгое время повергло Европу в хаос и отбросило развитие человечества на сотни лет назад. Конечно, у римлян не было компьютеров и летательных аппаратов. Но людям пришлось идти века или даже тысячелетия, чтобы в некоторых отраслях вновь достичь того уровня, который однажды уже был достигнут.

Количество и качество потерянных или забытых технологий и последовавший за этим провал в развитии цивилизации настолько поражает, что начинаешь задумываться о том, как бы сложилась история, если бы Рим устоял. Возможно, мы бы жили в намного более технологичном и развитом мире.

мы уже рассказывали о таких удивительных римских изобретениях и технологиях, как изготовление стекла, строительство мостов и дорог и изготовление бетона, благодаря крепости которого мы до сих пор можем любоваться античными сооружениями, оставшимися со времен Римской Империи. Во второй части мы познакомимся с другими уникальными технологиями и новшествами, использовавшимися в Древнем Риме.

Хирургия

«Война — лучшая школа для хирурга» — сказал как-то знаменитый греческий врач Гиппократ, и был по своему прав. Римляне вели множество войн, и врачи, равно как и школа врачевания у них были одними из лучших в мире. И пусть даже множество знаний римские врачи почерпнули у своих греческих коллег и из египетских источников, их труд по систематизации и практическому применению этих знаний нельзя недооценивать.


Римские хирургические инструменты, обнаруженные в городе Помпеи

О том, что хирургия и врачевание в Риме находились на высоком уровне, свидетельствуют находке в городе Помпеи (город был погребен под слоем пепла 24 августа 79 года н.э. и сохранился в законсервированном виде до наших дней, являясь уникальным наследием античной эпохи). В частности, были обнаружены около 40 хирургических инструментов, причем многие из них имели два конца для более удобной работы. Примечательно, что в наши дни хирурги пользуются инструментами похожей формы.

Наиболее известным среди римских докторов, безусловно, являлся Галлен, труды которого оставались актуальными на протяжении 15 веков после его смерти!

С наступлением Темных веков и Средневековья для хирургии и врачевания наступают плачевные времена: церковь запрещает проводить любые хирургические операции, обвиняя врачей в ереси. Возрождение хирургии начинается лишь в 14 веке.

Гигиена

Гигиене римляне уделяли особое внимание. Известно, что в поздней Римской Империи во всех крупных городах были построены публичные бани, на наиболее оживленных улицах стояли общественные туалеты. А еще Рим славился гигантской канализационной системой, которая называлась Cloaca Maxima (переводится как «Большая клоака»). Cloaca Maxima представляла собой большой туннель 3х4 метра, к которому тянулись десятки стоков от общественных бань, туалетов и домов горожан.

Разумеется, не всем жителям империи были доступны блага цивилизации, а некоторым и вовсе приходилось жить около сливных стоков от городских канализаций, но все это не идет ни в какое сравнение с тем, что творилось во времена Средневековья, когда какая-либо санитария практически отсутствовала. Первые канализации в городах Европы начали появляться лишь спустя тысячелетие, причем часто за основу использовались системы, оставшиеся еще со времен римлян.

Это интересно : римляне считали , что у Cloaca Maxima есть своя богиня , которую зовут Клоакия . Большая Клоака и по нынешний день исправно функционирует и отводит с улиц Рима дождевую воду .

И, конечно, нельзя обойти вниманием знаменитые римские акведуки. При их постройке инженерам удавалось достигать чрезвычайной точности, за счет чего эффективность прохождения воды по акведукам была максимальной. К сожалению, весь опыт постройки данных технических сооружений был утерян в Темные века. Как же люди доставляли воду в города во времена Средневековья? Все очень просто — рыли колодцы.


Римский акведук в Каталонии, Испания

Технологичность римских акведуков была настолько высокой, что они не устарели даже спустя полторы тысячи лет, когда Европу снова охватил бум доставки воды в города с помощью акведуков.

Механизмы

Самыми знаменитыми римскими механизмами являлись строительные краны. Идея использовать краны была не нова, и с их помощью часто возводили постройки в древней Греции (в особенности можно выделить инженерные решения Архимеда) и на востоке. Однако римляне, позаимствовав конструкцию, смогли ее улучшить и с помощью технических инноваций достигли грузоподъемности в 7,5 тонн на один кран.

Во времена первого века нашей эры вдоль рек стояли водяные мельницы, освобождая работников от тяжкого труда по помолу зерна, а вдоль побережья стояли маяки, свет которых был виден за несколько десятков километров благодаря хитрой системе вогнутых зеркал.

Отдельных слов заслуживают многочисленные военные орудия: баллисты, онагры, катапульты и т.д. В этом вопросе римская военная инженерия потрудилась на славу. Как это часто бывало, взяв за основу военную технику эллинов, римляне постепенно совершенствовали ее и придумывали все новые разновидности осадных машин для различных типов боя: осады, обороны, прямого столкновения и т.п. Пожалуй, до появления пороховых орудий, римская армия являлась наиболее механизированной за всю историю.

О том, что машиностроение, в том числе и военное, на долгое время пришло в упадок после краха Рима, свидетельствует то, что почти все археологические находки механизмов относятся самое крайнее к 5 веку нашей эры. До 1200 года только лишь Византия и в какой-то мере страны востока поддерживала создание механизмов для гражданских и военных нужд. Лишь в 13 веке в Европе начинается эпоха возрождения машиностроения, которое работало первоначально в основном на нужды армии.

А еще многие историки всерьез полагают, что римляне были способны создать паровой двигатель. По крайней мере, у них были необходимые технологии для получения необходимых деталей, а возможность использования пара была им известна еще от древних греков, которые экспериментировали с созданием простых игрушек, движущие части которых приводились в движение силой пара. К сожалению, никто не рассматривал их как нечто, способное заменить практически бесплатный ручной труд рабов. Хотя, кто знает, не появилась бы паровая машина на тысячу с лишним лет раньше, если бы Римская Империя не пала под натиском варваров?

Перечисленные в данной статье технологии — далеко не все изобретения римлян. Множество мелких бытовых изобретений, таких как разные формы ботинок для левой и правой ноги, зонтики от дождя и солнца, ножницы, носки и другие полезные вещицы помогали жителям империи каждый день справляться с бытовыми хлопотами и удивляли гостей из дальних земель. Какую-то часть знаний удалось сохранить и приумножить Византии, однако многие технологии человечеству пришлось постигать заново.

подписывайтесь на наш T

Глава «Строительные материалы, строительная техника, конструкции» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Камень был основным строительным материалом в гористой, богатой разными его сортами и вулканическими породами стране. Наиболее удобными для обработки были разновидности мягкого туфа - серого, желтоватого или коричневатого цвета. Очень ценился твердый известняк - травертин, применявшийся крайне экономно в течение почти всего периода республики. Он использовался архитекторами лишь в местах наибольшей нагрузки здания в угловых частях и тех деталях, где нецелесообразен был пористый туф, легко подвергавшийся выветриванию. Снаружи каменные здания нередко покрывались легким слоем стука. Из камня возводились преимущественно культовые и общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. С конца II в. в употребление вошел обожженный кирпич разных форм. Из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались стволы колонн (рис. 1). К концу I в. до н.э. в стенах терм применялись пустотелые кирпичные блоки для устройства обогревательной системы, в которой циркулировал горячий воздух (рис. 2).

В конце периода республики для отделки храмов, общественных зданий и богатых жилищ стал употребляться белый мрамор, как местный, так и привозимый из Греции.

В строительном искусстве и приемах обработки камня известное влияние на римлян оказали этруски. Остатки древнейших римских построек выполнены из больших камней неправильной формы. Кроме полигональной рано была освоена и квадровая кладка. За период V-III вв. до н. э. римляне усовершенствовали строительную технику, разработав так называемую «нормальную» кладку из блоков в форме параллелепипеда разных размеров (в среднем 60X60X120 см). Применялось несколько способов этой кладки: из одних ложковых рядов блоков; из ложков с редкими тычками; из чередующихся рядов ложков и тычков, а также с соблюдением ритмического чередования в каждом ряду тьчков и ложков (рис. 3).

К III в. до н.э. под влиянием греков улучшилась обработка внешней стороны блоков и были разработаны различные способы рустовки. Для подъема и перемещения тяжелых каменных блоков на стройках применялись простейшие подъемные краны (рис. 4).

Помимо стоечно-балочной системы в конструкциях употреблялись ложная арка и ложный свод. К концу III в. до н.э. относится появление римского бетона, открывшего огромные возможности в строительстве.

Развитие римского бетона началось с применения известкового раствора в бутовой кладке. Подобный строительный прием в эллинистическое время был широко распространен. Отличие римского бетона от обычных известковых растворов заключается в том, что вместо песка в нем использовались пуццоланы - вулканические пески, названные по месту добычи (городу Поццуоли - древние Путеолы). Применение пуццолан вместо песка в строительном растворе было вызвано отсутствием хороших сортов песка в этой части Италии. Пуццоланы оказались лучшим вяжущим средством в растворе, так как придавали ему водонепроницаемость, прочность и способствовали его быстрому схватыванию. Первоначально бетон использовался только для заполнения пространства между стенами из тесаного камня. Размеры камней, закладываемых в бетон, постепенно уменьшались, смесь становилась все более однородной и бетон превращался таким образом в самостоятельный строительный материал, хотя облицовка наружных поверхностей камнем сохранялась. Первоначально поверхность стены состояла из небольших камней неправильной формы, связанных с ядром стены и друг с другом бетонным раствором. Это так называемая неправильная облицовка- инцерт (opus incertum). Постепенно появляется (с 90-х годов I в. до н.э.) тенденция придавать камням все более правильную форму и, наконец, с середины I в. до н.э. входит в употребление ретикулат - сетчатая кладка (opus reticulatum), при которой внешняя поверхность бетонной стены облицовывается небольшими, тщательно уложенными камнями пирамидальной формы. Плоские основания их выходят наружу и образуют сетчатый узор, а остроконечные концы погружены в бетонное ядро стены (рис. 5). Углы стен и притолоки проемов образовывались кладкой из крупных блоков. Образцы ранней бетонной техники дошли до нас в небольшом числе. Это объясняется тем, что первоначально бетон использовался главным образом не в монументальных постройках, а в жилищах и мелких сооружениях, для которых был нужен быстро получаемый и недорогой стеновой материал. Техника бетона имела еще и то преимущество, что она требовала гораздо меньшего числа квалифицированных строительных рабочих и позволяла широко применять труд рабов.

Параллельно шло развитие арочно-сводчатых конструкций, которые применялись еще в архитектуре древнего Востока, иногда встречались и в Греции (Приена, Пергам и др.). Вопрос о том, привнесены ли арочно-сводчатые конструкции в архитектуру Рима извне или самостоятельно изобретены римскими архитекторами, нельзя в настоящее время считать окончательно решенным.

Первое появление клинчатой арки в Риме относится к IV в. до н.э. В III-II вв. до н.э. число арочно-сводчатых конструкций возрастает, особенно увеличивается оно с конца II в. до н.э.

Соединение бетонной техники и арочносводчатых конструкций, давшее невиданные ранее возможности, оказало огромное влияние на развитие римского зодчества. Только с помощью подобной строительной техники можно было создать такие выдающиеся архитектурные сооружения, как римские акведуки, Колизей и Пантеон.

Первым из дошедших до нас монументальных сооружений в этом новом виде техники является портик Эмилиев, бывший огромным складом зерна в Эмпории (порт Рима вниз по течению Тибра). Здесь производились крупные торговые операции. Первоначально Эмпорий был простой разгрузочной площадью, а портик Эмилиев - временным сооружением. В 174 г. до н.э. было построено здание портика (рис. 6). Он представлял собой большое прямоугольное в плане, вытянутое вдоль набережной здание (487X60 м), разбитое внутри на 50 коротких поперечных нефов 49 рядами столбов. Здание ступенями поднималось от берегов Тибра, и каждый неф был перекрыт ступенчатым цилиндрическим сводом пролетом 8,3 м. На фасаде из тесаного туфа каждому нефу соответствовала секция, отделенная от соседних пилястрами. Каждый неф выражен на фасаде: внизу большим арочным пролетом, наверху двумя окнами меньшего размера также с полуциркульным завершением. Стены здания выполнены из серого бетона очень хорошего качества, поверхность их облицована инцертом; из прямоугольных блоков того же материала выполнены углы здания и клинчатые арки над дверными и оконными проемами. Портик Эмилиев был выдающимся памятником раннеримского строительного искусства.

Здесь впервые в здании столь грандиозного масштаба достигнуто слияние сводчато-арочного принципа конструкций с бетонной техникой. Столь развитая конструкдия указывает, вероятно, на долгую предшествующую эволюцию.

Назначению здания отвечала простота его форм. Повторение на фасаде одного стандартного элемента 50 раз придавало зданию- масштабность и подчеркивало утилитарность его назначения.

Подобные огромные по размерам сооружения осуществлялись в исключительно короткие сроки. Грандиозный Колизей был построен за пять лет, а акведуки длиной в 100 и более километров вместе с субструкциями и мостами «в местах пересечения ими речных долин римляне успевали возвести за два-три года (срок действия полномочии эдила - руководителя строительства, избиравшегося сенатом). Строительство обычно сдавалось с торгов и осуществлялось подрядчиками, которые были заинтересованы в наилучшей организации цела, умело сочетая труд огромной массы неквалифицированных рабов и небольшого числа опытных архитекторов-строителей. Поэтому при проектировании широко использовали типизацию основных элементов конструкций, кратность их размеров футу и модульность, что позволяло расчленить работу на одинаковые несложные операции. Организация труда на римских стройках была очень высока.

Конечно, древние римляне не были «отцами-основателями» военного дела своего времени. Зато они отлично умели учиться на чужом опыте. Сегодня ты узнаешь о пяти новшествах, которые делали армию Рима непобедимой силой во всем древнем мире.

Сегодня точно сказать, как именно проходил морской бой в Античности практически невозможно. Считается, что основной тактикой был надежный как железная дверь таран . Вторым вариантом был связан с выходом двух кораблей на один курс, после чего команда одного, благодаря слаженным действиям ломала весла второго . В общем, древние римляне, которые влезли по уши в легендарные Пунические войны с Карфагеном (бывшими финикийцами, прославленными мореходами), ни с первым вариантом морской войны, ни со вторым преуспеть не сумели. Зато они были идеальными бойцами на суше, а значит все, что им требовалось – превратить морской бой в сухопутный.

Так и появился «ворон» — корабельный крюк, цеплявшийся за борт вражеского судна и становился своеобразным мостиком , по которому римские воины могли перебраться на чужой корабль. Ширина такого мостика была не более метра, а длина до одиннадцати метров. Древние римляне первыми стали использовать абордажные мостики во время морских сражений, что позволило им сразить огромный флот карфагенян, считавшихся непобедимыми на море.

В эпоху Античности использовались самые разнообразные виды оружия. Так, этруски и галлы часто использовали в боях уникальное метательное копью – пилум . Правда, учитывая структуру войска и первых, и вторых, как-то пилум у них не прижился. Зато римляне быстро смекнули, насколько большое преимущество дает пехоте такое копье для метания. После некоторых усовершенствований, на свет появился римский пилум, приносящий одну победу за другой легионам Рима и способный пробить даже самые прочные и тяжелые доспехи.

В эпоху конца Республики на вооружении у римского легионера было два пилума. Первый, легкий, метали во вражеское войско с расстояния до тридцати метров. Легкий вариант был больше похож на дротик и, застревая в щите воина, был призван мешать ему во время битвы. Второй, тяжелый пилум, легионеры метали когда до противника было не более десяти метров – это копье пробивало доспехи и считалось одним из самых смертоносных метательных орудий своего времени.

Римские армии прошагали по всему известному миру, покоряя варваров и расширяя границы империи. Ночевать и останавливаться на привал приходилось многотысячным легионам довольно часто. Чтобы защитить себя, римляне придумали отличный способ – строить типовые укрепленные лагеря при любой остановке войска, даже на одну ночь.

Выглядел такой лагерь довольно просто. Прямоугольник с соотношением сторон три к двум. Если было много времени, то лагерь окружали рвом и вбитыми в землю деревянными кольями. Известны случаи постройки каменных стен для временного укрепления. По центру римского военного лагеря проходила широкая «преторская» улица , о которой под прямыми углами шли жилые и административные улицы. В центре, самом укрепленном месте лагеря, находились собственно римские войска, обозы и командование . Ближе к стенам располагались палатки союзных войск и наемников.

Беда всех армий Античности – отсутствие мобильности . Древние римляне быстро смекнули, что если они будут использовать столь популярную в то время (и довольно эффективную, вспомни хотя бы поход Александра ) греческую фалангу, превзойти своих врагов им не удастся. Нужно было придумать такой военный строй, который имел бы неоспоримое преимущество перед другими армиями.

Так появились римские манипулы . В дословном переводе с латинского языка манипула – горсть . Принято считать, что манипула была наименьшей единицей деления войска древних римлян. Строй обычно был в три линии и состоял из десяти манипул. Некоторые ученые оспаривают это, но документы того времени свидетельствуют, что весь отряд строился в шахматном порядке. Когда первая линия не справлялась с врагом, в бой шла вторая линия. В третьей линии находились манипулы самых опытных и тяжеловооруженных воинов – триариев. В итоге, система манипул позволила быть войску римлян практически непобедимым в поле с восточными конными армиями и греческими фалангами, так как обладала невероятной мобильностью для своей эпохи . Благодаря такому военному строю римляне сумели построить одну из самых больших и великих империй в истории человечества.

Методы римского строительства: Стены. Способ постройки капитальных стен римских зданий. Состав кладочного раствора. Своды на растворе: Массивы и крепления. Ахурный кирпичный остов. Схема кладки сводов. Главные типы свода на растворе. Опоры сводов. Деревянные части и мелкие детали конструкции. Деревянная конструкция: Римские стропила. Фермы с затяжкой. Деревянные перекрытия Древнего Рима. Стропила Пантеона. Мостовые фермы. Пользование металлом для ферм. Кровля. Лёгкие строительные конструкции. Разделение труда на римской стройке. Наружное убранство зданий и сооружений Древнего Рима.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Свод Пантеона. Термы Агриппы. Залы терм Диоклетиана и Каракаллы. Амфитеатр в Капуе. Акведук в Фрежю. Амфитеатр в Сенте. Акведук в Элевсине. Пропилеи Аппия. Базилика Максенция. Храм св. Петра. Базилика Траяна. Базилика Фано. Мост Цезаря на Рейне. Мост Траяна на Дунае. Гробница Юлиев в Сен-Реми.

От греческой архитектуры, являющейся как бы чистым культом идеи гармонии и красоты, мы переходим к архитектуре, носящей, по существу, утилитарный характер. Зодчество превращается у римлян в функцию всемогущей власти, для которой возведение общественных зданий является средством упрочить эту власть. Римляне строят для того, чтобы ассимилировать покоренные нации, превращая их в рабов. Греческая архитектура выявляется в храмах, римская - в термах и амфитеатрах.

Методы постройки свидетельствуют об организационном гении, располагающем безграничными ресурсами и умеющем ими пользоваться. Зодчество римлян - это умение организовать неограниченную рабочую силу, предоставленную в их распоряжение завоеваниями. Сущность их методов можно выразить в двух словах: это - приемы, не требующие ничего, кроме физической силы. Корпус зданий обращается в массив из щебня и раствора, т. е. в возведенный монолит, или род искусственной скалы.

Таковы памятники империи; но прежде чем достичь такой нарочитой простоты, римская архитектура переживает ряд изменений, соответствующих влияниям, действующим на общество в целом: она этрусская в период этрусской цивилизации, связанной с именами древних царей; сношения с греческими колониями в Лукании накладывают на нее потом навсегда неизгладимый греческий отпечаток. Но окончательно она овладевает своими техническими приемами только с приближением эпохи императоров и при первом непосредственном соприкосновении с Азией. Однако Рим остерегается даже и в то время придавать своим методам официальный характер и распространять их в полном объеме во всех странах, поглощенных империей; правительство, предоставляющее провинциям право свободного самоуправления и городам муниципальную автономию, не стало бы навязывать свою архитектуру там, где оно не навязывало даже и своих гражданских законов.

Рим широко учитывал местные традиции; мы различаем, таким образом, в единообразии принципов, являющихся как бы печатью центральной власти, ряд школ с определенно выраженным характером, т. е. искусство, движимое повсюду одним и тем же духом, но методы приложения которого сохраняют в каждой стране отпечаток местной самобытности.

При изучении римского искусства следует поэтому прежде всего различать следующее эпохи: этрусскую и греко-этрусскую; дойдя до эпохи, когда в архитектуру вводится система искусственно-монолитных сооружений, являющаяся характерной для империи, мы должны будем считаться с общими элементами, принадлежащими римскому искусству в его целом, и далее - с местными отклонениями, подразделяющими его на школы.

МЕТОДЫ РИМСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СТЕНЫ

На рисунке 306 изображен способ постройки капитальных стен римских зданий . Каменщики укладывают между двумя облицовками из кирпича или мелкого материала А переменные слои щебня и раствора, пользуясь в качестве лесов передвижными помостами, положенными на поперечины из неотесанных бревен.

Для связи этого щебня служат кирпичные выравнивающие массивы размером до 0,6 м в стороне, а также поперечины бревен, срезанные вровень со стеной и остающиеся в кладке в виде проемных камней.

Во избежание неравномерных осадок, могущих вызвать отрыв облицовки от массива стены, римляне стремились к тому, чтобы добиться пропорции раствора в облицовке, эквивалентной его пропорции в забутовке. Они то пользовались для облицовки треугольным кирпичом, который был дешевле четырехугольного и давал лучшую связь, то довольствовались плитами из строительного камня, который они клали горизонтальными рядами или наклонно под углом в 45°, что очень осуждает Витрувий.

Щебень, закладывавшийся в толщу стены, никогда не смешивался предварительно с раствором. Другими словами, римская кладка не представляет собой бетона; она аналогична последнему по составу и обладает почти такой же твердостью, но совершенно отлична от него способом приготовления.

Рис. 306 - 307

Для нее никогда не пользуются временными опалубками, и агломерация с помощью сжатия производилась только постольку, поскольку сама облицовка представляла достаточно устойчивости, чтобы противостоять усилиям разрыва, возникающим вследствие утрамбовывания, т. е. главным образом в двух случаях, указанных на рисунке 307 : при облицовке камнем В и если облицовка (деталь С) выложена в виде уступчатых стенок.

Заполнение производится в обоих случаях в виде настоящей забутовки из чередующихся толстых слоев раствора и щебня; последний пропитывается раствором вследствие усиленного утрамбовывания. Мы видим в обоих случаях принцип, уже указанный в отношении кладки сводов с кружалами, а именно - стремление к максимальным расходам на временные подсобные устройства. Эта разумная расчетливость проявляется вновь в сводах на растворе и руководит всеми конструктивными приемами римлян.


СВОДЫ НА РАСТВОРЕ

Массивы и крепления. - Как уже было сказано выше, свод является не чем иным, как нависающим продолжением несущей его прямой стены. Ряды щебня и раствора как в самом своде, так и в прямых опорах неизменно укладываются горизонтально. Мы никогда не встречаем здесь слоев в радиальном направлении, как при каменной кладке. Свод представляет собой массив наподобие глыбы с естественными пластами, в которой была высечена огромная выемка. Кладка концентрическими слоями чрезмерно усложнила бы работу, производившуюся зачастую подневольным трудом, и римляне решительно отказываются от такой системы.

Укладка подобного массива могла производиться только на жесткой опоре, неспособной к деформации и требовавшей, по-видимому, больших расходов. Жесткость самой формы была тем более необходима, что малейший прогиб кружала мог вызвать разрыв, а, следовательно, и гибель всей конструкции, так как прочность массива обусловливалась его монолитным строением. Необходимым условием для возведения этих сводов является совершенная неповреждаемость их дуги.

Заслуга римлян заключалась в умении согласовать требования жесткой формы с минимальным расходом на леса. Они достигали этого следующими приемами. Вместо того, чтобы возводить кружала, способные выдерживать всю тяжесть огромного массива, образующего свод, последний расчленяют на прочный остов и наполняющую массу. Материалом для остова служит обожженный кирпич, обладающий малым весом и дающий необычайную сопротивляемость. Остов превращается, таким образом, в простой скелет из кирпичей или род ажурного свода. Он почти не оказывает давления на кружала, которые он заменяет после своего завершения, чтобы принять на себя нагрузку заполняющих массивов, с которыми он сливается по мере возведения постройки.

Ажурный кирпичный остов образует иногда непрерывную сеть на внутренней стороне облицовки. Обычно он сводится, на основании экономических соображений и стремления к большей легкости, к ряду ажурных, не связанных друг с другом арочек (рисунок 308, А ). Отдельные арочки заменяются часто (рисунок 308, В ) сплошным креплением из плоско положенных кирпичей, охватывающих кружала наподобие сводчатого настила. Для этой оболочки берутся очень крупные образцы кирпича (0,45 м и даже 0,6 м в стороне), которые связываются гипсом, причем швы оболочки усиливаются вторым слоем кирпичных плит.

При очень больших пролетах делают двойные кирпичные настилы. Такого рода настилы по кривой образуют свод и отличаются необычайной прочностью. В Италии, особенно в Риме, возводят и до сих пор сводчатые потолки при помощи таких плоско положенных кирпичей. Однако эта легкая конструкция показалась бы древним римлянам слишком хрупкой, и они пользовались ею только в качестве опоры для литого массива во время его постройки.

Если судить по приемам современных римских каменщиков, то можно предположить, что римляне возводили их непосредственно без кружал, согласно схеме на рисунке 309 . Кладку начинают одновременно со всех четырех углов и продвигают постепенно в шахматном порядке. Каждый кирпич поддерживается с двух сторон силой раствора; постепенная штриховка и порядковая нумерация позволяют проследить по схеме эти стадии кладки.

Несомненно, что римляне пользовались именно таким способом для сводов обычных размеров. Для очень больших пролетов, как например в термах Каракаллы, опорой для креплений настила служили, по всей вероятности, очень легкие кружала.

Над пролетами оконных отверстий делались в толще стены легкие разгрузочные арки, которые, на первый взгляд, можно было бы возводить и без кружал, но римляне никогда не допустили бы этой ошибки, которая лишает разгрузочную систему ее значения. Все разгрузочные арки возводились по кружалам и заполнялись кладкой впоследствии. В Пантеоне до сих пор сохранился еще сводчатый настил, по которому были сложены арки.

Главные типы свода на растворе. - На рисунке 310 указаны два типа креплений в применении к сферическому и крестовому сводам. Они очень сложны при каменной кладке, но возводятся при пользовании забутовкой почти так же просто, как и коробовый свод; недаром они становятся все многочисленнее по мере распространения системы монолитных построек.

Величайший свод, оставленный нам римлянами, свод Пантеона , представляет собой купол; в так называемых термах Агриппы имеется сферическая ниша на креплениях из мередианных арочек (В); огромные залы терм Диоклетиана и Каракаллы перекрыты крестовыми сводами, причем одни из них имеют крепления по диагонали (А), а другие - крепления из кирпича, положенного плашмя (С).

Употребление креплений являлось наиболее действительным средством для упрощения конструкции; однако не следует думать, что оно пользовалось широким распространением.

Данное разрешение проблемы безусловно преобладает только в римской Кампании. Оно систематически применяется в Риме и господствует только в самом городе и его окрестностях. Эта система уже исчезает по мере удаления к северу за Верону и останавливается к югу от Неаполя. Амфитеатр в Капуе является, по-видимому, южным пределом его распространения.

Мы напрасно стали бы искать данную систему в Галлии; галло-римские своды парижских терм возведены, как римские своды, правильными рядами, но между массивом и кружалами не проходит никакого крепления. Единственным эквивалентом креплений, признаваемых в Галлии, является тонкая каменная оболочка, покрывающая кружала и исполняющая роль сводчатого настила терм Каракаллы (акведук в Фрежю , амфитеатр в Сенте и др.).

В Африке часто своды возводились из полых гончарных трубок; последние можно укладывать вследствие их необычайной легкости без вспомогательных опор. Этими приемами воспользуется впоследствии византийская архитектура. В восточных областях империи мы встречаем, наконец, персидскую систему конструкции вертикальными отрезками, получающую преобладание в византийскую эпоху.

Акведук в Элевсине, пересекающий под землей часть пропилеи Аппия , напоминает во всех своих деталях азиатские своды; под римскими стенами, ограждающими храм в Магнезии, имеется свод, возведенный вертикальными отрезками без кружал. Эта система господствует в Константинополе со времен Константина.

Парусный свод Риму почти не известен. Как на единственную робкую попытку такого свода, можно указать на свод в термах Каракаллы . Его расположение, показанное на рисунке 311, свидетельствует о необычайной неопытности строителей.

Он не имеет геометрической формы сферического треугольника, а представляет собой подобие монастырской арки свода, расплывающегося по сплошной вогнутой плоскости с вертикальным швом, соответствующим ребру входящего угла. Это только единичный и весьма несовершенный случай применения парусов и, по всей вероятности, не что иное, как неумелое подражание какому-нибудь восточному образцу.

Для того, чтобы увидеть ярко выраженный свод на парусах, необходимо перенестись на римский Восток, где он появляется уже с IV в. и встречается как в самых древних цистернах Константинополя, так и в базилике в Филадельфии. Свод на парусах становится там преобладающим элементом зодчества в эпоху Византийской империи.

ОПОРЫ СВОДОВ

Литой свод представляет собой, каковы бы ни были приемы его конструкции, искусственный монолит, и, как таковой, он не может, не разорвавшись, опрокинуть свои опоры. Теоретически можно предположить наличие свода, не развивающего бокового распора и удерживающегося, наподобие металлической арки, единственно действием сил упругости, развивающихся в его массе. Но фактически одновременно со сжатием, которому сопротивляется каменная кладка, неизбежно возникает и боковой распор, которому она плохо противодействует.

Растягивающие усилия предупреждаются (рисунок 312 ) тем, что свод вдвигается между сжимающими элеронами, которые имеют вид современных контрфорсов, но никогда не выступают из внутренней поверхности стены. Они являются своего рода внутренними опорными органами. Пример на рисунке 312 заимствован из системы конструкции большого сводчатого нефа базилики Максенция , законченной при Константине. Его центральный неф перекрыт крестовым сводом на опорах, представляющих собой эпероны Е, попарно соединенные коробовыми сводами V. Стена, замыкающая неф, изображена под буквой Р. Она заключает в себе контрфорсы и позволяет пользоваться всем промежуточным пространством S.

Для уничтожения распора гигантского полусферического купола Пантеона служит несущий его барабан (рисунок 313 ). Этот барабан облегчен, независимо от пустот в самой массе, глубокими нишами, сообщающимися, как в пространстве S на рисунке 312, с внутренностью центрального помещения, придатком которого они как бы являются. Отдельные части зданий с более сложными планами группируются римлянами с особой тщательностью, так чтобы стены одной части служили опорами для прилегающих сводов. Они неукоснительно стремятся удовлетворить всем требованиям равновесия, не прибегая к возведению инертных масс, которые играли бы только роль контрфорсов. План терм Каракаллы, который будет приведен дальше, служит ярким примером подобного уравновешенного расположения массивов сводчатых помещений. Идея повсюду одна и та же: спокойно браться за исполнение грандиозных замыслов за счет максимальной экономии как на элементах опор, так и на подсобных сооружениях.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЧАСТИ И МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ КОНСТРУКЦИИ

Римские своды никогда не защищались кровлями; они непосредственно покрывались черепицей, которой придавали уклон, обеспечивающий сток дождевой воды. Римляне не видели смысла в помещении под крышу свода, который уже сам по себе является перекрытием; таким образом, римские здания перекрыты или сводами или стропилами.

Деревянная конструкция

Стропила. - Римские стропила представляют собой существенный прогресс по сравнению с предыдущими системами конструкций. Грекам были известны только стропила с передачей нагрузки на прогоны, причем мы уже упоминали выше, какой тщательной плотничной отделки требовала эта система и насколько она затрудняла перекрытие значительных пролетов.

Римляне вводят фермы с затяжкой, в которых вес кровли преобразуется стропильными ногами в растягивающие усилия; затяжки сводят последние к нулю. Французское слово «arbaletrier» (натянутый лук), употребляемое для обозначения стропильной ноги, прекрасно выражает характер новой системы конструкции; в греческих стропилах действовали только вертикальные силы, тогда как новая система работает благодаря прогону, который становится затяжкой наподобие натянутого лука.

Деревянные перекрытия Древнего Рима окончательно исчезли, но мы имеем возможность восстановить их по традиции Рима христианского. Сохранились обмеры древнего храма св. Петра , основанного Константином, и «св. Павла за стенами», построенного Гонорием. Эти перекрытия, возобновлявшиеся ферма за фермой по мере их обветшания, переносят нас, как звенья непрерывной цепи, во времена Римской империи.

Все фермы соответствуют одной общей и единообразной системе (рисунок 314, В ); кровля покоится на двух стропильных ногах, заделанных в затяжку, причем последняя облегчена, в свою очередь, посередине бабкой, являющейся не стойкой, как в греческой архитектуре, а настоящей висячей бабкой, как в современных стропилах. Фермы обычно соединены попарно, так что кровля опирается не на ряд равномерно распределенных отдельных ферм, а на ряд ферм парных. Каждая такая пара стропил имеет одну общую бабку. Древность этой системы конструкции подтверждается дошедшими до нас бронзовыми стропилами в портике Пантеона, относящегося к лучшим временам Римской империи. Общие черты их сохранились в набросках Серлио.

Стропила Пантеона имели изогнутый прогон, служивший затяжкой (А). Кроме того, единственный способ толкования указаний Витрувия относительно ферм большого пролета состоит в том, чтобы рассматривать эти фермы, как состоящие из двух стропильных ног (capreoli ), которые заделаны в затяжку (transtrum ).

Только комбинации, основанные на употреблении затяжки, и давали возможность перекрывать огромные пролеты римских зданий, достигавшие, например, в базилике Траяна 75 футов, а в базилике Фано - 60 футов.

Следует отметить крайне редкое пользование наклонными связями. Стропила Пантеона едва разбиты на треугольники, в храмах св. Петра и «св. Павла за стенами» не имеется ни перевязей, ни ферм под коньком. Чувствуется, что римляне не освободились еще от влияния греков, для которых деревянные перекрытия являлись не чем иным, как переложением на дерево системы каменной кладки.

Римские строители проявляли самую тщательную заботливость в отношении предупреждения пожаров. Промежутки между стропилами церкви «св. Павла за стенами» (рисунок 314, С ) заполнены не легко воспламеняющимися обрешетинами, а настилом из крупных кирпичей, на которые уложена черепица. Для того, чтобы огонь не мог перекинуться с одного ската на другой, вдоль конька возводилась каменная стенка С, служившая диафрагмой.

Аналогичные меры предосторожности были приняты также и в театре в Оранже: стены возвышаются там над крышей и могут, в случае надобности, остановить распространение огня (рисунок 292).

Наконец, мы встречаем в Сирии примеры перекрытий по стропилам, где крыша прервана на известных промежутках тимпанами на арках, заменяющими стропила и служащими препятствием для распространения огня (рисунок 315 ).

Мостовые фермы. - Мы должны упомянуть среди деревянных сооружений римлян два моста: мост Цезаря на Рейне и мост Траяна на Дунае . Рейнский мост был построен из балок на рядах наклонных свай. Преимущество этой системы состояло в том, что балки «тем крепче прижимались к сваям, чем сильнее было течение». Система сборки сильно интересовала исследователей.

Фермы моста Траяна известны нам по моделям и барельефам Траяновой колонны. Это был арочный мост; три концентрические арки стягивались подвесными схватками. На рисунке 316 показаны пунктиром части, которые, по-видимому, необходимо добавить к схематическому изображению на колонне Траяна .

Восстановленный таким образом Дунайский мост напоминает во всех отношениях фермы из тройных арок, сохранившиеся в памятниках Индии. Апполодор, строитель этого моста, был родом из Дамаска, лежащего на пути в Индию. Не имел ли он каких-нибудь сведений относительно подобного типа азиатской конструкции?

Пользование металлом для ферм. - Мы уже указывали на употребление стенок и пользование кирпичом в качестве обрешетины как на способ борьбы с пожарами. Дорогостоящим средством для полного устранения опасности от огня, перед которым, однако, не остановились римляне, являлась замена дерева металлом. Стропила важнейших зданий, например базилики Ульпия или портика Пантеона, возведены из бронзы. Фермы Пантеона не отклоняются в смысле чертежа от деревянной конструкции, но поперечное сечение частей вполне соответствует употреблению металла; они имеют коробчатую форму (см. разрез S на рисунке 314 ) и сделаны из трех бронзовых листов, связанных болтами.

Можно, по-видимому, считать установленным, что большой зал холодных бань в термах Каракаллы также имел перекрытием террасу, лежавшую на тавровых железных балках. Таким образом, римляне опередили нас в отношении рационального профилирования металлических частей.

Кровля. - Кровля обычно делалась из черепицы или мрамора по греческим образцам. Кроме того, римляне пользовались иногда пластинчатой медью (Пантеон ) или свинцом (храм в Пюи-де-Дом), и, наконец, мы встречаем на различных скульптурных памятниках, как например на гробнице Юлиев в Сен-Реми , изображения черепицы в виде рыбьей чешуи, наподобие той, которой греки перекрывали свои круглые здания и которая, несомненно, имела на внутренней стороне тип, как и современная плоская черепица.


ЛЕГКИЕ КОНСТРУКЦИИ

Римская архитектура не исчерпывается великими произведениями официального зодчества. Мы слишком охотно обращаем внимание только на последнее, а между тем, наряду с поражающей нас величественной официальной архитектурой, существовала еще в полном объеме и частная архитектура, которая заслуживает, по меньшей мере, хоть краткого упоминания.

Стены римских домов складывались до эпохи Витрувия исключительно из сырого кирпича, битой глины или дерева. В то время как для общественных зданий употреблялась монолитная кладка, для частных построек еще довольствовались традиционными стенами из сушеной глины или же довольно грубой кладкой из плохо обтесанного камня, промазанного известковым раствором. Кладка из строительного камня на известковом растворе, получившая всеобщее распространение в средние века, исходит, таким образом, от частной архитектуры римлян.

Мы находим в помпейских домах не бетонные своды, обычные для крупных зданий, а потолки, выложенные по дуге окружности, что повышает их устойчивость. Мы видим из изображения на рисунке 317 , что остов здания сделан из камыша, промежутки между которым заполнены плетением из тростника, заштукатуренным с внутренней стороны.

Римлянам были известны также и двойные стены, представляющие прекрасную защиту от сырости и чрезмерных колебаний температуры; примером их является вилла Адриана и различные постройки, примыкающие к земляным насыпям.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА НА РИМСКОЙ СТРОЙКЕ

Подведем итоги монументальному зодчеству римлян. Если в деталях конструктивных приемов проявляется свойственный им дух экономии, то в общем распределении труда сквозит их организаторский гений: методическое распределение обязанностей нигде не достигало еще такого уровня.

Для каждого рода работ имелся специальный цех рабочих с определенной квалификацией и традициями, и внимательное изучение крупных архитектурных памятников убеждает нас в систематическом разделении труда между этими рабочими сменами, имевшими разграниченное специальное назначение. Так, например, мы видим в головной части стен Колоссея (Колизея) , что ряды тесаного камня не связаны с заполняющей их каменной кладкой. Связь между этими двумя видами конструкций, хотя и желательная с точки зрения устойчивости, поставила бы работу каменщиков в зависимость от каменотесов; поэтому связь приносится в жертву очевидному преимуществу точного разделения труда.

Эта система получает особенно яркое выражение при декорировании корпуса зданий: Существует крайне незначительное количество сооружений, как например Пантеон, в которых колонны устанавливались одновременно с возведением стен; обычно же декоративные части подготовлялись во время кладки стен и устанавливались позднее, что давало большое преимущество в отношении быстроты постройки.

Греки отделывают здания путем обработки самих архитектурных частей; у римлян же это только поверхностная облицовка. Римляне прежде возводят здание, потом при помощи скоб на стены навешивается мрамор или же они покрываются слоем штукатурки. Такой метод неизбежен в архитектуре, где строение массива не поддается художественной обработке, но он имел самые печальные последствия с чисто художественной точки зрения.

Привычка римлян рассматривать отдельно отделку и постройку зданий неизбежно привела к тому, что они стали считать эти факторы совершенно независимыми друг от друга. Отделка превратилась мало-помалу в произвольное убранство, и разделение труда, оказавшее столь ценные услуги в отношении регулярного хода работ, по-видимому, ускорило, как никакая другая причина, падение римского искусства, извратив его формы.

НАРУЖНОЕ УБРАНСТВО

В своем презрительном равнодушии ко всему, что не имело отношения к мировому владычеству, римляне как будто намеренно стремились отречься от своих прав на самобытность в архитектуре; они сами представляют нам свое зодчество как простое заимствование у Греции или как предмет роскоши, причем к произведениям этого искусства они относились, как к модным безделушкам.

На самом же деле римляне имели, особенно во времена республики, вполне самобытную и великую архитектуру. Она отличалась присущим ей одной отпечатком величия или, по выражению Витрувия, «значительностью», влияние которой испытали на себе даже афиняне, когда они вызвали из Рима архитектора для постройки храма в честь Зевса Олимпийского.

Элементы римского декоративного искусства, как и вся цивилизация римлян, двоякого происхождения: они связаны как с Этрурией, так и с Грецией. Римская архитектура в ее целом представляет собой смешанное искусство; в нем соединяются формы, производные от этрусского купола, с орнаментальными деталями греческого архитрава; Этрурия дала римлянам арку, Греция - ордера.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

А также благодаря умениям римских техников и инженеров. Следует отметить, что значительная часть римских научных и технических новшеств и достижений была создана еще древнегреческой культурой в эллинистический период (конец IV-II вв. до н. э.).

В римское время не появилось выдающихся изобретений в области сельского хозяйства, обработки металлов, изготовления керамики и тканей, подобных тем, что были созданы в эпоху неолита и в бронзовом веке цивилизациями Египта и Ближнего Востока, однако римляне смогли развить и усовершенствовать известные им технологии. Греческое культурное пространство восточного Средиземноморья дало римским инженерам знания основ математических, естественных и прочих наук, которые позволили им коренным образом улучшить производство энергии, агротехнику, горное дело и металлообработку, изготовление стекла, керамики и тканей, транспортное дело, судостроение, инфраструктуру, строительное дело, массовое производство товаров, связь и торговлю.

Основы математики

Хотя уже в римское время были известны позиционные системы счисления , являвшиеся более совершенными и напоминавшие современную десятичную систему, консервативные римляне предпочитали пользоваться традиционной системой счета , в которой числа записывались как последовательности повторяющихся букв.

Для практических вычислений (в частности, основных арифметических действий) римская система счисления не подходила. С этой целью использовалась счётная доска (абак), с помощью которой обозначались единицы, десятки, сотни и прочие разряды чисел. Таким образом, не только инженеры и техники, но и коммерсанты, ремесленники и рыночные торговцы имели возможность легко производить элементарные вычисления.

Для повседневных (например, торговых) вычислений римляне создали переносной вариант абака из бронзы, который легко помещался в сумке и позволял с помощью небольших камешков (лат. calculi ) производить не только основные арифметические действия, но и вычисления с дробями. В принципе, абак можно было использовать в рамках любой системы счисления. Особый успех римлян заключался в стандартизации необозримого числа возможных дробей, которые могли найти применение в мире торговли - унция была приведена к единому значению.

В римском мире для монет, мер и весов использовалась двенадцатеричная система , которая первоначально появилась в Египте и Вавилоне, была распространена по всему Средиземноморью и достигла Рима благодаря финикийским купцам и греческим колонистам Южной Италии. Наряду с измерением веса в унциях для этой системы были характерны также дроби с знаменателем 12, что упрощало действия с дробями. В качестве «промежуточной памяти» при умножении или делении больших чисел часто служили загибающие фаланги пальцев рабы, которые таким образом служили своим хозяевам подручным средством для фиксации чисел.

В то время как коммерсанты, ремесленники и техники производили вычисления с помощью унций, в некоторых областях были обычными более точные меры веса. Например, в сфере точной механики и при прокладке труб использовался палец (лат. digitus ), составлявший 1/16 фута.

В других областях римляне также демонстрировали интерес прежде всего к практическому применению математических знаний: так, они знали приближенное значение π 22 7 ≈ 3,142 857 {\displaystyle {\tfrac {22}{7}}\approx 3{,}142857} и использовали его помимо прочего для вычисления сечений труб. Римские землемеры, невзирая на простую конструкцию их приборов, могли определять углы, подъемы и наклоны.

Источники энергии

Реконструкция водяной мельницы по Витрувию

В Римской империи существовало пять источников энергии: мускульная сила людей, животных, энергия воды (со времен Августа), топливо (дерево и древесный уголь) и энергия ветра. Последняя применялась лишь в мореплавании, вероятно, потому что быстро меняющееся направление ветра считалось препятствием для создания механизмов. В производстве не использовалась и энергия пара, теоретически известная ещё с эллинистических времён . Низкий уровень механизации римской экономики не позволял рассматривать освоение новых источников энергии и замену ручного труда машинным в качестве возможного шага к повышению производительности.

Многие механизмы приводились в движение физической силой человека - например, гончарные круги или строительные краны, часто перемещавшие тяжелые грузы с помощью ходовых колёс. Правда, торговые суда были оснащены парусами для использования ветра, но военные корабли, которые должны были маневрировать независимо от ветра, наряду с грузовыми судами и лодками приводились в движение командой гребцов. Транспортировку грузов в римских городах также производили в основном носильщики. Из-за обилия узких переулков наиболее предпочтительным средством передвижения для состоятельных граждан был паланкин .

Как и по всему Средиземноморью, в Римском государстве использовалась тягловая и подъемная сила животных - прежде всего быков, ослов и мулов, - которые применялись в сельском хозяйстве и в качестве транспорта. Использование лошадей поначалу ограничивалось военной сферой и скачками, однако со временем увеличилась и их роль в транспорте.

Благодаря так называемой «помпейской мельнице», которая впервые использовала принцип вращательного движения, удалось заменить утомительный и монотонный труд людей применением ослов и лошадей. Часто с этой целью использовались старые и обессилевшие животные.

Римские источники отражают использование гидравлической энергии для подачи воды с помощью колёс, а также её применение в водяных мельницах . Витрувий описывает водяные колёса, приводимые в движение течением реки ; они представляли собой несложный механизм, в котором ведущее колесо служило одновременно и подливным . Водяные мельницы были менее экономичными - чтобы передавать жернову энергию вращения, требовался соответствующий механизм с зубчатыми колёсами.

В Риме было возведено множество водяных мельниц, располагавшихся на склоне холма Яникул , близ Тибра , и получавших воду из акведука . В поздней Римской империи вблизи от Арелата (Галлия) появился похожий комплекс с восемью водяными мельницами на крутом склоне. Здесь постоянный приток воды также обеспечивался акведуком. Источники эпохи Меровингов позволяют сделать вывод, что водяные мельницы часто использовались в Галлии времен поздней античности. Палладий рекомендовал землевладельцам строительство таких мельниц, чтобы иметь возможность молоть зерно без применения мускульной силы людей и животных .

Сложнее обстояло дело с освещением помещений. Был только один способ усилить слабый свет ламп - увеличить количество источников света, поэтому римляне использовали стоячие и висячие лампы, подсвечники, а также многочисленные масляные лампады. На юге Римской империи для освещения широко использовалось оливковое масло , которое частично ввозилось и в северные провинции. Простые глиняные лампы, производившиеся массово, были доступны каждому; наряду с ними изготовлялись и бронзовые лампы. В глиняных лампах было боковое отверстие для фитиля, а масло можно было подливать через отверстие в крышке. Масло обычно горело без дыма и могло давать свет сколь угодно долго (при условии, что его своевременно подливали). Традиционными были потребляющие больше масла лампы с автоматическим подливом.

Менее практичные свечи обычно изготавливались из свернутой в рулон ткани, пропитанной воском или жиром, и быстрее сгорали. Для их закрепления использовались канделябры с шипами. Свечи применялись прежде всего на севере, где не росли дающие масло оливковые деревья .

Сельское хозяйство

Все без исключения античные общества являлись аграрными (кроме кочевых): подавляющее большинство населения составляли жители сельской местности, а сельское хозяйство было главной ветвью экономики. Богатство состоятельных римлян заключалось прежде всего в земельных владениях, дававших высокие доходы. Таким образом, большая часть налоговых поступлений Римской империи исходила из сельских регионов.

Значительная часть сельского населения Рима трудилась в основном для удовлетворения собственных потребностей. Натуральное хозяйство крестьян центральной Италии начало меняться только с ростом населения и развитием городов. В менее населённых регионах без развитых транспортных путей оно осталось прежним.

Снабжение крупных городов (например, Рима, насчитывавшего в I веке н. э. уже 800 000 жителей) можно было обеспечить только приспособлением структуры отраслей к реальным условиям, в ходе которого имения, лежащие близ города и на торговых путях, начинали удовлетворять растущий спрос путём переориентирования производства на рынок. Очень часто это было связано со специализацией на конкретных продуктах, таких как вино или оливковое масло (которое впоследствии стало использоваться и для освещения). Здесь появляются зачатки разделения труда в сельском хозяйстве: основная масса сельскохозяйственных работ выполнялась рабами, а дополнительная потребность в рабочей силе в период сбора урожая возмещалась за счет найма свободных мелких крестьян и батраков. В дополнение к этому был необходим импорт продуктов из других частей империи, обеспечивавший потребности Рима в зерне, масле и вине.

В отличие от мелких крестьян, сохранявших старые способы работы и инструменты, в крупных имениях существовала принципиальная потребность в инновациях - как в усовершенствовании уже известных инструментов, так и в абсолютно новой технике. Однако на практике землевладельцы уделяли мало внимания техническим новинкам. Их познания в сельском хозяйстве часто были сравнительно малы; дошедшие до нас труды римских агрономов также содержат довольно мало сведений о сельскохозяйственных орудиях. В частности,